СРЕДЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
№11,
Технические науки
Зарипова Римма Солтановна (Кандидат технических наук)
Ишмуратов Рашид Аминович (Кандидат физико-математических наук)
Ключевые слова: СРЕДА РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ; ВИЗУАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ; ПАКЕТЫ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ; VISUAL BASIC; DEVELOPMENT ENVIRONMENT SOFTWARE APPLICATIONS; VISUAL PROGRAMMING; APPLICATION PACKAGE.
В последние два десятка лет сформировалась устойчивая и закономерная тенденция решения научных и инженерных задач технического характера с использованием базовых алгоритмических языков и систем программирования (Delphi, Visual Basic, Visual C# и др.), а не с применением существующих математических прикладных пакетов, таких как MathCAD, Mathematica, MATLAB [1, 2]. Мощные вычислительные возможности, большой набор встроенных математических функций и преобразований, развитый и удобный интерфейс пользователя, ёмкие синтаксические конструкции, богатая и разнообразная графика – это еще не полный перечень достоинств перечисленных пакетов [3]. Однако достоинства и традиционных систем программирования, прежде всего с появлением визуальных сред разработки программных приложений, получивших название RAD системы (rapid application development), по-прежнему не только сохраняются, но часто стали проявляться ярче. В чем заключаются эти достоинства? Во-первых, это интерактивный графический интерфейс пользователя разрабатываемой программы (приложения).
Диалоговой работе способствует набор разнообразных компонентов (элементов управления), которые можно помещать на экран, – это командные кнопки для управления приложением, текстовые поля для ввода или вывода числовой информации, графические окна для вывода графики, полосы прокрутки и др. Визуальный эффект при восприятии информации, который обеспечивает интерактивный диалог, особенно ценится в учебном процессе, помогая на образно-эмоциональном уровне усваивать изучаемый материал по различным дисциплинам. Математические пакеты такими возможностями либо не обладают, либо их применение требует специальной подготовки со стороны простого пользователя. В этой связи следует упомянуть специализированные научно-технические пакеты графического программирования и моделирования (LabVIEW и Simulink), средства которых позволяют решать подобные задачи. Однако эти программные средства создавались как альтернатива традиционной парадигме проведения компьютерных вычислений (текстовые команды и операции), соответственно, в этом аспекте их и следует рассматривать и сравнивать. Кроме того, среда LabVIEW является и создавалась не только и не столько как инструмент в учебе, а как профессиональная среда проектирования разнообразных полнофункциональных и завершенных инженерных разработок с необходимостью специального обучения и последующего сопровождения.
А также одним из важных факторов является лицензионная доступность сред разработки программных приложений в отличие от прикладных пакетов, так как учебные версии предоставляются пользователям в свободное пользование.
Рассмотрим опыт применения среды Microsoft Visual Studio на одном самом простом и одновременно важном с методической точки зрения примере выполнения студентами расчетного задания по курсу «Теоретические основы измерительной техники». Студентам сначала необходимо было описать сигнал заданной формы в аналитическом виде, а затем получить его в графической визуализации. Набор компонентов на форме для простоты сокращен до предела. Так же относительно проста программа, реализующая данный интерфейс. Для составления программного кода приложения достаточно одного-двух практических занятий для работы в среде Microsoft Visual Basic либо Visual Basic for Application. Но такую задачу с построением графика аналогичного типа легко решить с помощью пакетов MathCAD или MATLAB. Однако они не позволяют простым нажатием на кнопку практически мгновенно увидеть результат изменения начальных данных. Достигаемый таким образом визуальный эффект вносит новое качество в процесс восприятия информации, определяя тем самым глубину и степень усвоения изучаемого материала. Приведенный пример слишком прост и является всего лишь одним примером для демонстрации всех возможностей Visual Basic. Можно отметить также такое достоинство, присущее средам разработки программных приложений, как возможность создания автономных приложений.
Список литературы
- Ситников С.Ю. Промышленные пакеты прикладных программ в учебном процессе / С.Ю. Ситников, Ю.К. Ситников // Вестник КГЭУ. – 2014. – №22. – С.339-345.
- Ситников С.Ю. Использование компьютерных моделей при работе в учебной лаборатории / С.Ю. Ситников, Ю.К. Ситников // Ученые записки ИСГЗ. – 2014. – №1-1(12). – С.353-357.
- Галеев С.Р. Использование возможностей пакета Mathcad при решении математических задач / С.Р. Галеев, Р.С. Зарипова // Аллея науки. – 2017. – Т.1. – №8. – С.666-668.
- Залялова Г.Р. Моделирование цифрового фильтра с применением инструментов среды MATLAB / Г.Р. Залялова, Р.С. Зарипова // Прикладная математика и информатика: современные исследования в области естественных и технических наук: Материалы конференции. – 2017. – С. 190-194.
- Галямов Р.Р. Применение программных средств для моделирования и анализа систем автоматического управления / Р.Р. Галямов, Р.С. Зарипова // Инновации в современной науке: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 68-71.
- Зарипова Р.С. Инновационные аспекты подготовки технических специалистов/ Р.С. Зарипова, Р.Р. Галямов // Аллея науки. – 2017. – Т.1. – №15. – С.343-346.
- Плотникова Л.В. Программная реализация системного анализа сложноструктурированной химико-технологической схемы нефтехимического производства / Л.В.Плотникова, А.А.Звегинцев, Л.А.Кашипова, Р.А.Ишмуратов, Н.К.Нуриев // Вестник Казанского технологического университета. – 2015. – Т. 18, № 8. – С. 198-202.
- Ситников Ю.К. Теория, компьютерная модель, лабораторная установка / Ю.К. Ситников, С.Ю. Ситников // Ученые записки ИСГЗ. – 2015. – №1. – С. 494-499.