АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

№4,

Юридические науки

Сарыглар Антонина Павловна


Ключевые слова: ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ; ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ; ПРЕСТУПНОСТЬ В РОССИИ; THE PROBLEMS OF ADDRESSING; ORGANIZED CRIME; CRIME IN RUSSIA.


Аннотация: В статье проведен ретроспективный анализ зарождения и развития организованной преступности в России. Дается определение этому общественно опасному явлению, отражены его признаки и формы. Уделено внимание зарубежному законодательству в части ответственности за организацию преступного сообщества. Предложены криминологические, организационно-управленческие и правовые меры предупреждения и борьбы с организованной преступностью.

В современном мире преступность, это глобальная, активно изучаемая человеческая проблема, а не сдерживаемое границами государств острое антисоциальное явление, это организованная преступность. Она сопровождает экономическое и культурное развитие большинства стран мира на протяжении всей их истории, стимулируя развитие в обществе таких слабых сторон, как вымогательство, коррупционная деятельность, межличностное насилие, наркомания и оборот наркотиков.

Теперь подробнее рассмотрим организованную преступность в России, она представляет реальную угрозу для государства, так как в отличие от зарубежных стран, подход которых не позволил преступному бизнесу проникнуть ветви экономики и социальной жизни, в нашей стране организованная преступная деятельность смогла обрести политический вес, поскольку в свое время прямолинейно проникала в систему экономики и в зарождающиеся тогда рыночные взаимодействия, навязывая им соответствующую теневую сторону бытия. Общеуголовные проявления преступной деятельности все чаще сменяются крупномасштабными организованными акциями, сосредоточенными проникновениями сквозь коррумпированные связи в систему экономики и финансов, попытками оказывать непосредственное и косвенное влияние на политику государства и деятельность органов власти в этой сфере.

Наряду с вышесказанным нельзя оставить без должного внимания и то, что в Российской Федерации борьба с преступностью ведется беспрестанно, хоть и не всегда имеет высокую успешность. Сам термин — «борьба с преступностью» надежно укоренился в законодательных нормативно-правовых актах и иных документах. Однако проанализировав все усилия государства и правоохранительных органов направленных на борьбу с организованной преступностью, становится ясно, что зачастую фактически осуществляется лишь некий «контроль» над данной деятельностью. То есть открытое и скрытое изучение процессов, протекающих в криминогенной среде, ведение различных справочно-оперативных учетов и пассивный мониторинг деятельности организованных преступных группировок и конгломератов, все это никак не обеспечивает должного сдерживания роста и развития организованной преступной деятельности.

Организованная преступная деятельность в данное время затрагивает не только многие области жизни человека и общества в целом, но и является угрозой для государственного устройства и политических устоев большинства мировых держав. Обладая высокой мерой выживаемости, организованная преступность по большому счету на данном этапе ее развития исключает возможность своей полной ликвидации, как бы это неутешительно не было. Организованную преступную деятельность можно лишь субъективно и локально оскопить, частично взяв ее рост под государственный контроль. Организованная преступная деятельность, в отличие от государственных органов, в том числе и правоохранительных, в разы быстрее наращивает зарубежные связи и более оперативно отвечает на все, происходящие в странах, перемены.

Положение, при котором происходит столкновение и смешение интересов высокопоставленных чиновников и преступных организаций, является наихудшим и способствует установлению симбиотических связей или организации крупных интернациональных заговоров. При таких обстоятельствах уделом правительства на практике становится сокрытие и некая защита преступной деятельности, при этом правительство в какой-то мере превращается само в заложника сложившейся ситуации.

С самого начала формирования силовых структур в нашей стране не спадал вопрос соблюдения правомерности деятельности органов внутренних дел в России. Развитие страны в этом плане с оглядкой на германскую систему правовых устоев родило определенные весомые основания для положения, когда развитие законно-правовой базы значительно идет с большим опозданием от процесса общественного развития, естественно и уголовное законодательство — от самого развития криминологических течений. Используемые методы и тактики по устранению новых видов криминальных проявлений не оправдали надежд в нынешних условиях и обстоятельствах. Деятели преступного мира постоянно на один ход впереди действий правоохранительных органов и органов власти.

Одной из важных опасностей по-прежнему остается и то обстоятельство, что государство в лицах своих высших должностных лиц порой оказывается на содержании личностей, пробивающих выгодные им самим законопроекты и нормативно-правовые акты, имея наработанные связи в силовых структурах, органах судебной и исполнительной власти. Естественно, в такой обстановке, гражданские интересы общества никак не совпадают с интересами правящих слоев населения.

Институт преступности, как и любой иной социальный институт может функционировать в современной системе прогрессивно развивающихся общественных отношений. В связи с вышесказанным сложившаяся ситуация никак не дает достаточных оснований для развития борьбы с коррупцией и преступностью в ее верхних структурах. Более того, с учетом периодически всплывающего экономического кризиса, и негативным общим отношением общества к уголовно-правовой деятельности своего правительства, не возникают никакие условия для более продуктивной борьбы с крупной преступной деятельностью. Некоторые слабые меры противодействия ныне доступны только с обыденными общеуголовными проявлениями (кражи среднего и малого размера, грабежи, различные разбои, вымогательство, рэкет и подобное), от совершения которых подвергаются опасности скорее лишь средние и низшие категории населения. Противодействие именно такой преступности может порой казаться эффективной, покуда не идет в разрез с существованием так называемой «белой» преступности, влиятельных в политике регионального или федерального масштаба личностей и крупных организаций. Не взирая на достаточную отчужденность этих лиц от последствий проявлений обыденной общеуголовной преступности различными частными и бюджетными организациями, обеспечивающими безопасность, криминальный мир в силах в той или иной степени создавать серьезную потенциальную угрозу их для их благополучия.

Процесс легализации преступной деятельности в массовой информационной среде является одним из весьма угрожающих обстоятельств при криминализации общества и несет в себе вполне реалистичную угрозу. Немаловажное значение имеет вектор и градация криминального веяния, которое СМИ так охотно доносит до людских мозгов.

Неимение трезвой организованной информационной политики властей, ориентирующей массовые коммуникации на стремление к развитию общественной безопасности, ограждение населения от простых проявлений преступности и повышение качества нравственной и административной культуры народа, грозит еще большим спадом эффективности антикриминогенного настроения среди населения.

Современные методы средств массовой информации в свою очередь отягчаются некой криминологической не подкованностью подавляющей массы журналистов. Причиняя особый вред системе ценностей и нравов населения страны, СМИ весьма часто бьют очень выдающимся криминальным оттенком на мировосприятие народа, чем косвенно либо напрямую влияют на состояние положение преступности в глазах общества и уровень антикриминального общественного настроя.

Представление криминального мира средствами массовой информации в нечетких тонах и оттенках наряду с вышесказанным обильно сдабриваются постоянными упоминаниями о взаимодействиях деятелей организованной преступности с деятелями политики и первыми лицами государств. Взгляд аудитории потребителей информационных потоков технично сводится на показательное превосходство боевой технической оснастки преступных группировок, значительно превосходящей по тем и иным показателям оснащенность силовых государственных структур. Усугубляются подобные движения особыми периодическими освещениями инцидентов перехода былых деятелей спорта на серую криминальную сторону, чем в свою очередь не брезгуют и бывшие служащие государственных структур и силовики и бывшие военные. Особо выделяют СМИ и то обстоятельство, что общий цивильный уровень нынешней преступной машины неустанно растет, а на обслуге у нее целая коалиция серых юридических советников и служителей Фемиды.

Ярко освещаемые подтверждения и домыслы, предоставляемые СМИ, передающими в свою очередь не совсем актуальную на момент информацию, благотворно влияют на ускорение развития у народа зачатков безнаказанности и дозволенности по части обхода правовых и уголовных ограничений. Не совсем успешно влияет на рост достоинства правоохранительных органов в глазах общества ярко выраженное превосходство отрицательных оценок деятельности этих органов во всех формах средств массовой информации.

В разбираемой нами теме, одним из важных обстоятельств является определенное наращивание оборотов общественного нигилизма общечеловеческих ценностей и рамок жизни общества. И тут, как и в ранее обсуждаемых случаях не обходится без влияния СМИ, предпринимающих твердые попытки выгораживания подобного общественного настроения, доходя порой до крайностей в виде косвенного подталкивания гражданской массы к провокационным действиям.

Деятельность средств массовой информации в таком ключе можно было бы отнести к пособничеству в наращивании профессиональных преступных течений, формирую некую среду обучения для уголовных энтузиастов и расширяя их сферу деятельности, даже не беря во внимание того, что, явно, либо косвенно эта деятельность все же имеет вектор расхожий с приоритетами правовой организации государства и пренебрегает правами и свободами пострадавших от последствий преступных деяний.

Страх, по данным психологов – эмоция, рождающаяся в случае потенциальной опасности для жизни как социального, так и биологического индивида, эмоция направлена на объект или явление натуральной либо потенциальной, патологической опасности. Исходя из этого, стоит заметить, что заполнение сознания и умов социальных масс, являющихся потребителями продукции СМИ, информацией, насыщенной образами жестоких расправ, садизма, власти темной стороны социума над светлой, создает встроенное в мозг, чуть ли не врожденное, ощущение страха попасть в водоворот последствий преступных деяний.

В данном случае речь уже идет о формировании виктимизации — процесса превращения лица в потенциальную жертву преступления, которой неразрывно связан с процессом криминализации.

Отсутствие адекватной информационной политики государства, которая ориентировала бы средства массовой коммуникации на достижение целей национальной безопасности, на защиту населения от преступности, на повышение уровня его нравственной и правовой культуры, приводит к снижению антикриминального потенциала общества.

Организованная преступность породила новую криминальную ситуацию, которая требует для ее разрешения неотложных законодательных, организационно-управленческих мер, значительных материальных ресурсов на оснащение правоохранительных органов и обучение сотрудников методам борьбы с организованной преступной деятельностью.

Одной из причин сложившейся ныне в сфере борьбы с организованной преступностью ситуации является недостаточная научная проработка проблемы, отсутствие ясных представлений о стратегии и идеологии этой борьбы, а также правовой, криминологической, криминалистической и оперативно-розыскной концепции, и соответствующих научных рекомендаций по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению организованной преступной деятельности.

Сегодня от представителей юридической науки и практики требуется не только продолжение дискуссии о конкуренции различных познавательных технологий, но и внесение конкретных теоретических, методологических, нормативных и практических предложений. Ведущих к принципиальному разрешению проблемы контроля, предупреждения и борьбы с преступностью.


Список литературы

  1. Бодрецков В.А., Зникин В.К., К началу дискуссии о содержании криминальной безопасности общества (государства) и роли ОРД в ее обеспечении // В.А Бодренков, В.К Зникин Оперативник (сыщик). 2008. № 2(15). С.19-20.
  2. Гришко Е.А., Организация преступного сообщества (преступной организации): уголовно-правовой и криминологический аспекты. // Е.А. Гришко, М., 2001. 40 с.
  3. Милин Д., Проблемы с организованной преступностью (по материалам Санкт-Петербурга). // Труды Санкт-Петербургского филиала Института Социологии РАН. Серия III. 1996. № 46.
  4. Крыштановская О., Смерть Олигархии. // АИФ. 1998. № 46
  5. Миненок М.Г., Проблемы борьбы с организованной преступностью. // Калининградский государственный университет http://www.oprave.ru/statii/Krimin