ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№11,
Юридические науки
Юлмухаметов Тимур Салимьянович
Ключевые слова: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ; КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ; LEGAL REGULATION; NATIONAL RELATIONS; CONSTITUTIONAL LAW; NATIONAL SOVEREIGNTY.
Российская Федерация — государство присущей только ему многоконфессиональной структурой и многонациональностью, в которой субъекты федерации не похожи один на другой. Социальная структура каждого из субъектов особенна и неповторима многообразием традиций и обычаев. Россия исторически сформировывалась на основе общности территории, социальных отношений, уклада экономической жизни, языка и культуры многонациональных народов [1, С. 20].
Сохранение нашего достояния – это не только залог прочности российской государственности, но и великое конкурентное преимущество. Ни национальность, ни язык не должны разделять граждан России. Национальность — сложное историческое образование, она формируется в результате кровного смешения рас и племен, многих перераспределений земель, с которыми она связывает свою судьбу, и духовно-культурный процесс, созидающий ее неповторимый духовный лик [2, C. 116].
Особенности развития российского многонационального общества, стремительный рост взаимопроникновения культур и связанные с этим социальные противоречия делают сферу национальных отношений важнейшим направлением деятельности государственной власти. Стабильные национальные отношения, согласование интересов национальных групп внутри российского общества, их согласование с общегосударственными интересами являются важными условиями существования и эффективного функционирования правового государства.
В условиях современного Российского государства растет значение проблемы правового регулирования национальных отношений. Российская Федерация всегда была многонациональным государством, и конфликты на национальной почве в таких условиях, к сожалению, неизбежны. М.Б. Напсо отмечает: «правовая неурегулированность конкретных социальных связей в сфере этнонациональных отношений в их органичном единстве и взаимосвязи и является причиной многих сложностей современного развития данной сферы [6, С. 20].
В.Н. Коновалов определяет национальные отношения как «отношения между субъектами национально-этнического развития – нациями, народностями, национальными группами и их государственными образованиями» [7, С. 224]. Национальные отношения являются видом общественных отношений, поэтому их правовое регулирование должно быть подчинено тем же принципам. Однако национальные отношения обладают также собственной спецификой. Она определяется различными характеристиками наций: территориальной, этнической, традиционной, духовной идентичностью представителей той или иной нации и т.д. Законодатель, формируя правовые нормы национальны отношений должен учитывать все эти факторы. В многонациональном государстве, которым является и Российская Федерация, значение правового регулирования и его сложность многократно возрастает. Государственная власть вынуждена согласовывать свои интересы с многочисленными этническими группами, интересы которых, в свою очередь, могут не совпадать и даже вступать в противоречия друг с другом.
Национальные отношения – это сложная система, включающая в себя множество общественных институтов и связей между ними. В.А. Грехова подчеркивает: «отличительной чертой нынешнего века является то, что социальные компоненты этнокультурной сферы находятся в подвижном и динамичном состоянии. В то же время, народы, с их характерами, традициями, стереотипами поведения меняются значительно медленнее» [3, С. 24]. Это обстоятельство обуславливает необходимость усиленного внимания государства к работе над правовым регулированием национальных отношений.
В правовом демократическом государстве посягательство на равноправие граждан, территориальное единство государства, призывы к разжиганию межнациональной розни, насилию или дискриминации по расовому признаку, являются недопустимыми и должны определяться законодательством как незаконные.
Национальные отношения в федеральном государстве выполняют две основных функции. Во-первых, через них осуществляется взаимодействие государства и нации, как общественной группы в его составе, во-вторых – взаимодействие наций друг с другом. Это, в свою очередь, обуславливает формирование таких понятий как государственный и национальный суверенитет.
Государственный суверенитет – это верховенство и независимость государственной власти как внутри страны, так и во внешнеполитической сфере. Национальный суверенитет – это полновластие нации, ее политическая свобода, возможность самоопределения для сохранения своей самобытности, языка, культуры, истории [4, С. 320].
Таким образом, важнейшей задачей государства становится создание благоприятных условий для существования различных наций в общегосударственной системе, предоставление им свободы реализации национального суверенитета, и, в то же время, обеспечение следования интересов национальных групп общегосударственным, противодействие радикальному национализму и экстремизму.
Народам РФ гарантируется охрана земли и природных ресурсов, что составляет основу их жизнедеятельности (ст.9 Конституции РФ), право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (статья 68), право на определение и указание своей национальной принадлежности, а также и свободный выбор языка общения (ст.26 Конституции). Эти же положения закрепляются в Конституциях республик и конкретизируются в текущем законодательстве.
В соответствии со ст. 19, 29 Конституции Российской Федерации, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Также запрещается разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13 Конституции). Ч. 1 ст. 26 закрепляет за каждым человеком в Российской Федерации закрепляется право определять и указывать свою национальную принадлежность. В то же время никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
В многонациональном государстве интересы представителей различных национальностей постоянно сталкиваются, приводя к различным противоречиям. Действующее законодательство определяет нормы национальных отношений, но этого недостаточно. А.Х. Пихов пишет, что «в вопросах преодоления межнациональных проблем необходима постоянная работа со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, общественных, культурных и религиозных организаций, средств массовой информации» [4, С. 50].
Участие органов местного самоуправления в решении вопросов правового регулирования национальных отношений является перспективным направлением работы органов государственной власти в этой сфере. Многие субъекты Российской Федерации являются национальными республиками. Органы местного самоуправления в них являются наиболее осведомленными об актуальных проблемах национальных групп и способах их решения. Наладить их взаимодействие друг с другом и с органами государственной власти – важнейшая задача правового регулирования в Российской Федерации на сегодняшний день. Система местного самоуправления не реализует свои возможности в этой области в полной мере, и это необходимо исправить. Организация коллегиальной работы глав республик Российской Федерации может быть перспективным направлением в решении проблем национальных отношений.
Сотрудничество органов власти разных уровней (федеральных, региональных, муниципальных) может происходить в различных формах. Как, правило, оно осуществляется в виде следующих мероприятий:
— организация и проведение традиционных праздников, выставок и фестивалей, создание молодежными парламентскими структурами общественных приемных в муниципальных образованиях и др.);
— образовательно-методические мероприятия: научно-методическая работа с служащими государственных и муниципальных учреждений, постоянное повышение квалификации сотрудников, организация семинаров, конференций и коллегиальной работы руководителей учреждений, в ведении которых находится решение проблем в национальных отношениях и локальны противоречий интересов национальных социальных групп;
— координационные и информационные мероприятия: организация постоянного мониторинга острых проблем национальных отношений, предупреждение экстремизма, сбор информации и осуществление информационного взаимодействия органов самоуправления и региональных органов исполнительной власти, привлечение к работе по гармонизации национальных отношений сотрудников прокуратуры, УФСБ, УМВД, участников общественных организаций, представителей религиозных конфессий и т.д.;
— институциональные мероприятия: формирование специальных органов власти для осуществления контроля над осуществлением исполнительной власти и органов самоуправления в области национальных отношений (в компетенцию этих органов должны входить консультации сотрудников представителей органов власти по работе с религиозными организациями и другими общественными объединениями, представляющими интересы национальных групп). Такие органы власти могут быть созданы и на локальном уровне, предоставляя консультации по делам национальных отношений и по религиозной политике на всех уровнях исполнительной власти.
Национальные отношения в многонациональном государстве – сложная и противоречивая сфера, характеристики которой обуславливают высокие культурные различия между представителями различных национальностей и неизбежно возникающие конфликты интересов. Ситуация усугубляется ростом внутренней миграции, представители раннее изолированных национальных групп сталкиваются с тенденциями развития российского общества и далеко не всегда поддерживают заданные направления. Взаимопроникновение культур не происходит на уровне, достаточном для избегания противоречий в национальных отношениях, а мероприятия, направленные на воспитание толерантной позиции к традициям и культурным особенностям представителей других национальностей, могут восприниматься гражданами как угроза их национальной идентичности. Все это делает вопросы национальных отношений актуальными и заставляет научное сообщество подключаться к их решению.
Стоит отделять друг от друга понятия «нация» и «национальность». Н.М. Конин называет российской нацией «гражданско-политическую общность, консолидированную на основе исторической российской государственности, члены которой обладают равными правами независимо от этнической, расовой и религиозной принадлежности, общими историко-культурными ценностями, чувством принадлежности к единому народу, гражданской ответственностью и солидарностью» [8, С. 96]. Таким образом объединяющим признаком для представителей одной нации будет, в первую очередь гражданство. Н.М. Конин декларирует так же общие историко-культурные ценности и чувство принадлежности к одному народу, но, к сожалению, с ним трудно согласиться. В отечественной правовой науке национальность определяется как «принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни» [2, С. 389]. Специфика многонационального государства такова, что уровень различия в этих особенностях представителей разных этносов, являющихся гражданами Российской Федерации, может быть настолько высок, что неизбежно приведет к столкновению интересов и непониманию.
Органами высшей государственной власти в решении проблем конституционно-правового регулирования национальных отношений намечается тенденция отступления от национализма родов с целью гармонизации этнического самосознания малочисленных групп с общей исторической основой. Поднимаются вопросы о создании единой гражданской нации, интеграционной основой которой будет не этническая и национальная принадлежность, а закон и культура. Для реализации подобного проекта необходимо формирование благоприятной образовательной и культурной среды.
Существующая модель правового регулирования национальных отношений базируется на следующих основных принципах:
— права отдельного индивида важнее, чем права социальной группы;
— национальная идентичность, принадлежность к тому или иному этносу, социальная самобытность и пр. являются законной реализацией индивидуальных прав человека;
— идентифицировать себя как представителя определенной нации (или не относить себя ни к какой нации) – это личное дело каждого гражданина, поэтому национальные отношения должны быть деполитизированы;
— основной приоритет в национальных отношениях – осуществление интересов нации, Российского государства. Нация, таким образом, никак не соотносится с этническими или культурными характеристиками составляющих ее национальностей, декларируя в своих целях формирование правового государства, основанного на обеспечении прав и свобод каждого человека, независимо от его принадлежности к той или иной социальной группе (в том числе и национальной).
Эта модель представляет собой начальный этап формирования интегративной концепции, которая может сочетать в себе личностные и коллективные системы ценностей. Стоит особо подчеркнуть, что национальная идентичность – личное дело каждого индивида и может даже не входить в частную систему ценностей. Однако современное положение дел в обществе таково, что национальные отношения являются важной частью общегосударственных проблем, и игнорировать это тоже нельзя. Поэтому модель правого регулирования национальных отношений помимо указанных положений подчинения приоритетов общегражданской общности и защиты прав каждого индивида должна учитывать возможность возникновения межнациональных конфликтов и предлагать способы их решения.
Преодоление межнациональных проблем возможно только при наличии постоянного, качественного сотрудничества органов государственной власти и местного самоуправления, общественных, культурных, религиозных организаций, средств массовой информации. В связи с этим важно развивать систему образования, воспитания и культуру межнационального общения. Основной задачей правового государства является, в первую очередь, обеспечение всем гражданам равных прав и свобод, вне зависимости от их национальных или культурных отличий, и все усилия в области национальной политики должны быть направлены на выполнение этой задачи. Для этого необходима совместная работа органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе и коллегиальное взаимодействие глав регионов. Только формулируя общегосударственные приоритеты в правовом регулировании национальных отношений можно добиться положительного результата.
Список литературы
- Аминов И.Р. Конституционно-правовое обеспечение самоопределения народов Российской Федерации // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2014. № 4 (25). С. 69-71.
- Аминов И.Р. Этнический фактор в современной России: проблемы национальности и языка // Вопросы национальных и федеративных отношений, 2015, — № 1. С. 116-121.
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ).
- Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева. 3-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2007. 858 с.
- Грехова В.А. Этнос в современных национальных отношениях как природно-социальное явление // Медицина и образование в Сибири. 2007. №5. С. 23-25.
- Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: учебник для вузов. М.: Юрист, 2000. 492 с.
- Конин Н.М., Маторина Е.И., Мангушева Т.С. О правовых основах и особенностях государственного регулирования в сфере национальных отношений // Административное и муниципальное право. 2017. №3. С. 94-99.
- Напсо М.Б. Защита этнонациональных интересов в современных условиях: социально-философские основы и правовое регулирование // Современное право. 2009. №5. С.19-23.
- Пихов А.Х. Конституционно-правовое регулирование национальных отношений в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2012. №2. С. 44-50.
- Словарь по политологии / под ред. Коновалова В.Н. Ростов-на-Дону: Издательствово РГУ, 2001. 285 с.