ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№4,
Юридические науки
Ратахин Никита Витальевич
Ключевые слова: ИНТЕГРАЦИЯ; ДЕТИ – ИНВАЛИДЫ; РЕБЕНОК – ИНВАЛИД; СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ; ЛЬГОТЫ; INTEGRATION; CHILDREN WITH DISABILITIES; DISABLED CHILD; SOCIAL SECURITY BENEFITS.
В настоящее время проблема детей-инвалидов становится все более и более важной в социальной системе Российской Федерации. Государство всеми возможными способами пытается интегрировать детей-инвалидов в социум, и создать для них условия достойного существования в обществе. Но из-за глобальных экономических и социальных проблем, возникших в России в 90-е годы, система обеспечения детей-инвалидов в Российской Федерации сформировалась лишь в последнее десятилетия.
Впервые в России Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Дает определение понятию дети-инвалиды.
Ребенок-инвалид — это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством (физических и психических) функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты [3, ст.1]. Именно расстройство важнейших функций организма и порождает для многих детей многочисленные проблемы от невозможности самостоятельной социализации и до невозможности приобретения и выполнения навыков по самообслуживанию. Поэтому данная категория детей в российском законодательстве рассматривается в качестве особых объектов социального обеспечения. В Действующем российском законодательстве для данной категории лиц предусмотрены льготы и иные виды социального обеспечения.
Социальные льготы для детей-инвалидов подразделяются на следующие категории:
1) Пенсионные льготы;
2) Льготы по трудовому законодательству;
3) Транспортные льготы;
4) Льготы, связанные с воспитанием и обучением детей-инвалидов;
5) Льготы по медицинскому, санаторно-курортному и протезно-ортопедическому обслуживанию;
6) Льготы по подоходному налогу;
7) Налоговые льготы [3, ст. 11].
Можно констатировать, что система льгот, предоставляемая детям-инвалидам, достаточно обширна и касается разных сфер жизни: лечения, реабилитации, образования, транспорта и т.д. Ребенку-инвалиду обеспечиваются равные со здоровыми детьми условия обучения, начиная с дошкольных образовательных организаций и заканчивая вузом. При необходимости и по состоянию здоровья такому ребенку обеспечиваются специальные условия обучения, прохождение Государственной итоговой аттестации в форме государственного выпускного экзамена, очень существенной, является возможность поступления детей-инвалидов на бюджетные места образовательные учреждения высшего профессионального образования в рамках цифр льготного целевого приема. Таким образом, ребенку-инвалиду предоставляется возможность получить высшее образование.
Помимо этого, государством гарантируется и ряд других льгот, как материального характера: пособия, санаторно-курортное лечение, проезд к месту лечения и обратно, сложная ортопедическая обувь и протезно-ортопедические изделия, лекарства, инвалидные коляски, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, так и нематериального характера: психолого-педагогическая помощь, обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам и т.д.
Но при этом жизнь ребенка-инвалида и его родителей (законных представителей) нельзя назвать легкой. Заболевание лишает подрастающего человека полноценной жизни, практически у каждого ребенка-инвалида есть проблемы в вопросах социализации и включенности в жизнь общества, многие из них предпочитают жить на скромное пособие, чем работать. Да и рабочих мест для инвалидов в обществе не так много. К этим проблемам добавим то, что, несмотря на стремление государства и общества создать доступную среду для инвалидов, большинство населенных пунктов абсолютно не приспособлены для них. Зачастую, чтобы выйти на улицу, инвалиду приходится преодолевать препятствия в виде: лестниц без пандусов, порогов, высоких барьеров и ограждений. Улицы также не адаптированы для людей с ограниченными возможностями здоровья — общественный транспорт не имеет оборудования для перевозки больных людей, социальных такси очень мало, тротуары и пешеходные переходы не оборудованы звуковыми сигналами, магазины, социальные и культурные объекты, учреждения не имеют пандусов, либо пандусы сделаны неправильно. Далеко не в каждой общеобразовательной школе создана без барьерная среда. Объясняется это тем, что большинство зданий образовательных организаций построены 30-70 лет назад и абсолютно не приспособлены для людей с ограниченными возможностями, а модернизовать их практически невозможно, так как проектные возможности старых зданий очень ограничены и установить в них, например, специальные лифты, оборудовать специальные учебные классы нельзя. Все это порождает феномен: инвалид, живя в обществе, с обществом не контактирует. Поэтому все социальные льготы и гарантии, предоставляемые детям-инвалидам, помогают им жить, но не обеспечивают равных возможностей со здоровыми людьми.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Федеральный Закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Редакции от 22.08.2004N 122-ФЗ(ред.29.12.2004), от 25.11.2006 N 195-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 01.03.2008 N 18-ФЗ, от 14.07.2008 N 110-ФЗ.
- Федеральный Закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Редакции от 04.01.1999 N 5-ФЗ, от 17.07.1999 N 172-ФЗ, от 27.05.2000 N 78-ФЗ, от 09.06.2001 N 74-ФЗ, от 08.08.2001 N 123-ФЗ, от 29.12.2001N 188-ФЗ.
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru , 08.05.2013.
- Аракчеев В.С. Пенсионное право России. // В.С. Аракчеев. СПб., 2010. — 445 с.
- Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. // М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. — М.: Зерцало, 2010. — 714 с.