МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИКОВ КАК АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

№4,

Экономические науки

Егорова Яна Григорьевна


Ключевые слова: МОТИВАЦИЯ; МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИКОВ; УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ; КАЧЕСТВО РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ; ПРОЕКТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА; MOTIVATION; EMPLOYEE MOTIVATION; PROJECT MANAGEMENT; QUALITY OF WORK OF THE ORGANIZATION; PROJECT EVALUATION OF THE QUALITY.


Аннотация: В связи с возрастанием роли организации проектов по управлению качеством работы организаций, множество компаний и государственных учреждений стараются разработать план эффективных мер по совершенствованию работы организаций. При этом важным аспектом, требующим должного внимания, является мотивация сотрудников. Данное исследование призвано выяснить, какова роль мотивации персонала в организации, проследить динамику повышения качества работы учреждения при использовании специального комплекса мер по усилению мотивации сотрудников.

Управление качеством проекта всегда являлось одной из ключевых функций управления проектами в целом. Качество при этом определяется как целостная совокупность различных характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять предполагаемые потребности, но не предполагающие присвоение категории или же разряда, присваиваемых объекту.

В современной концепции менеджмента качества определяются основополагающие принципы, к которым относится принцип повышения качества через усилия абсолютно всех работников организации. При этом множество различных аспектов способны повлиять на качество, например: руководство компании, включающее стиль руководства; стратегическое планирование в организации; вовлечение абсолютно всех сотрудников в работу; профессиональная подготовка персонала; признание и награждение сотрудников и другое. [1]

Вовлечение сотрудников предполагает делегирование полномочий среди всех работников организации, включая нижние уровни управления. Несомненно, данный аспект предполагает специальную подготовку персонала для принятия новой ответственности, возрастание роли обратной связи в организации. При этом все сильнее и сильнее в компании будут проявляться социальные, а также психологические факторы.

Расширение функциональных обязанностей персонала способствует постоянному обучению работников организации и расширению области профессиональных знаний, для определения уровня которых используется специальная оценка определения эффективности обучения работников. Однако, для успешного обучения и работы сотрудников, необходимо уделить должное внимание мотивации. [2]

Мотивацию можно определить как совокупность внутренних, а также внешних движущих сил, которые способны побудить человека к определенной деятельности, направленной на достижение конкретной цели. [3]

Мотивация включает в себя потребности, различные мотивы, а также вознаграждения и стимулы. При этом мотив определяется причиной, побуждающей человека к действиям. Стимулами являются своеобразные рычаги, воздействующие на человека и предопределяющие поведение сотрудников организации. Таким образом, стимулы можно разделить как на материальные, так и на нематериальные. К материальным относятся различные денежные и неденежные стимулы. К нематериальным же относятся: награды, благодарственные письма, повышения в должности, приобщение сотрудников к целям компании, развитие навыков и умений сотрудников и другие.

Процесс мотивации включает в себя несколько этапов, которые можно представить в виде схемы (рис.1):

null
Рис. 1. Процесс мотивации
Источник: составлено автором

Таким образом, хочется отметить важность мотивации в организации, а также ее влияние на работу компании в целом. [4]

На сегодняшний день, многие организации уже задумались над этим и стараются повысить продуктивность работы своих сотрудников, а также уделяют немалое внимание мотивации персонала. Наглядным примером может служить федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр управления имуществом агропромышленного комплекса Российской Федерации» — ФГБУ «РосАПКимущество», деятельность которого направлена на участие в реализации Минсельхозом России полномочий по управлению подведомственными организациями, в том числе информационное обеспечение ведения реестра федеральной собственности АПК, консультационные и информационные услуги в соответствующих сферах деятельности.

Целью деятельности ФГБУ «РосАПКимущество» является обеспечение эффективного использования имущества Российской Федерации организациями, осуществляющими деятельность в составе агропромышленного комплекса Российской Федерации, подведомственными Минсельхозу России.

На данный момент предельный штат сотрудников учреждения составляет 127 человек, имеются 5 филиалов учреждения, а штат сотрудников фактически составляет 72 человека. Для повышения эффективности работы сотрудников учреждения были применены определенные меры:

1) Проведение специальных мероприятий для повышения уровня квалификации сотрудников учреждения;
2) Повышение премий за выполненный объем работы и качество предоставляемых услуг;
3) Привлечение сотрудников учреждения к организации и проведению семинаров и конференций, связанных с непосредственным профилем деятельности организации;
4) Проведение ежемесячных семинаров, связанных с «острыми» профильными вопросами работы учреждения.

По данным опросов, проводимых кадровой службой учреждения в период 2014-2016 гг., можно видеть увеличение заинтересованности сотрудников в участии и организации семинаров и конференций на 3% в 2015 году, а также увеличение на 12% в 2016 году. Увеличение количества проводимых образовательных мероприятий для сотрудников в 2015 году было практически в 2 раза, в 2016 году на 42%. Также увеличение общей мотивации сотрудников на 12% в 2015 году, на 14% в 2016 году. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты применения специального комплекса мер

Показатель

2014 год

2015 год

2016 год

Уровень заинтересованности
сотрудников в участии и организации семинаров(%)

23

26

38

Количество проводимых
образовательных мероприятий для сотрудников (шт.)

15

29

41

Общий уровень мотивации сотрудников учреждения(%)

31

43

57

Источник: составлено автором

При использовании комплекса мер, повышающих уровень мотивации и заинтересованности сотрудников, общий уровень качества работы организации повысился. По сравнению с 2014 годом, в 2015 году наблюдалось увеличение положительно решенных вопросов, а также консультационных услуг на 10%, а в 2016 году увеличение составило 15%. Уровень нерешенных вопросов при этом стал снижаться и в 2015 году составил 23%, а в 2016 году — 17%. [5]

Динамика увеличения уровня качества работы в целом является положительной для учреждения. Наибольшее внимание последние несколько лет уделялось мотивированию персонала, что подчеркивает значимость заинтересованности сотрудников в работе, а значит качественное выполнение своих обязанностей.

Таким образом, мотивация сотрудников при управлении проектом повышения качества работы организации является одним из значимых аспектов. Через мотивирование и заинтересованность сотрудников в работе, менеджмент организации может увеличить производительность труда работников, а также увеличить уровень качества выполняемой работы, поскольку заинтересованность персонала в личностном развитии и повышении по службе всегда будет актуальной для всех организаций.


Список литературы

  1. Багирова, И.Х. Мотивация персонала в условиях кризиса / И.Х. Багирова // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2011. – № 4 (16). – С. 3.
  2. Когдин, А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом / А.А. Когдин // Основы экономики, управления и права. – 2012. – № 4. – С. 1.
  3. Крячко, К.С. Эффективная мотивация персонала / К.С. Крячко // Экономическая наука и практика. – Чита: Изд. Молодой ученый, 2013. – С. 65-71.
  4. Маренков, Н.Л. Управление персоналом организации: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под. ред. Н.Л. Маренков. – М.: Трикста, 2011. – С. 464.
  5. Официальный портал ФГБУ «РосАПКимущество» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rosast.ru/index.html (Дата обращения: 20.11.2016)