ЭЛЕМЕНТЫ ФИРМЕННОГО НАИМЕНОВАНИЯ

№11,

Юридические науки

Маргиани Анастасия Левановна


Ключевые слова: ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ; ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА; ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО; ФИРМА; КОРПУС ФИРМЫ; BRAND NAME; LEGAL FORM; LEGAL ENTITY; FIRM; BODY FIRM.


Аннотация: Статья посвящена анализу элементов фирменного наименования: указания на организационно-правовую форму юридического лица и дополнительных компонентов. Определяется правовое значение фирменного наименования и источники правового регулирования компонентов фирменных наименований различных юридических лиц.

Одним из показателей самостоятельности юридического лица является его выступление в гражданских правоотношениях и в суде от своего имени. Имя юридического лица служит определению его индивидуализации и выражается в его фирменном наименовании. Фирменное наименование определяется в учредительных документах юридического лица и включается в ЕГРЮЛ [1]. Оно содержит в себе ссылку на организационно-правовую форму юридического лица (например, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью), а в ряде случаев, в нем указывается и сфера деятельности лица (например, банк, страховая организация, профсоюз работников ЖКХ).

Заметим, что согласно п.3 ст.1473 ГК РФ юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. Также наименование юридического лица может быть зарегистрировано на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке [2].

Само фирменное наименование юридического лица являет собой систему из трех составляющих. Две части – обязательные, а третья является факультативной, которые закреплены не только в Гражданском кодексе РФ, но и в других законах, например, в ФЗ «О банках и банковской деятельности» [4], ФЗ «Об акционерных обществах» [3].

Такую структуризацию фирменного наименования предложил еще в 1914 году ученый и исследователь В. В. Розенберг; на сегодняшний день она не претерпела каких-либо значительный изменений. Согласно теории, отраженной В.В. Розенбергом в его «Догматическом очерке» [6], фирменное наименование состоит из:

корпуса фирмы — это обязательная часть, указывающая на организационно-правовую форму юридического лица. Она может быть представлена как полными названиями (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью), так и их сокращенными вариантами (ООО, АО).

добавления (вспомогательная часть) включает один обязательный элемент — само название организации, например, «Гранит», и факультативный, который указывает на сферу деятельности юридического лица, например, банк, страховая организация.

Следует сказать, что действующее российское законодательство устанавливает определенные требования в конструировании фирменного наименования для каждой организационно-правовой формы. Например, согласно ГК РФ, фирменное наименование производственного кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или слово «артель». Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным [1]. Положения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998г. № 14-ФЗ закрепляют, что полное фирменное наименование общества должно быть на русском языке и содержать слова «с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру «ООО» [5].

Однако иногда использование факультативных элементов не то что необязательно, но даже запрещено. К примеру: «Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридического лица, получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем фирменном наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций» (ст.7 ФЗ «О банках и банковской деятельности») [4].

Заметим, что фирменное наименование юридического лица может быть как на русском языке, так и на языке народов субъекта РФ (п.3 ст.1473 ГК РФ) [2]. Однако указание на организационно-правовую форму должно быть только на русском языке (ООО, АО, ГУП, МУП). Например, ООО «Хабар», АО «КОМАНДОР СПУЛКА АКЦЫЙНА».

Таким образом, фирменное наименование юридического лица — это слияние корпуса фирмы и его добавления. При этом как полное, так и сокращенное наименования являются средством индивидуализации юридического лица, показателем его самостоятельности в гражданском обороте и в судебных органах; полное и сокращенное наименования используются юридическим лицом равным образом и являются равнозначными при выполнении основной функции – индивидуализации юридического лица.


Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. № 51–ФЗ: в ред. Федер. закона от 29.12.2017г.; принят Государственной Думой Фед. Собрания Рос. Федерации 21.1.1994 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1994. — № 32, ст. 3301; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ: в ред. Федер. закона от 01.07.2017 г.; принят Государственной Думой Фед. Собрания Рос. Федерации 24.11.2006 г., одобрен Советом Федерации Фед. Собрания Рос. Федерации 08.12.2006 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2006. — № 52 (ч. 1), ст. 5496; 2017. — № 27, ст. 3944.
  3. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ: в ред. Федер. закона от 31.12.2017 г.; принят Государственной Думой Фед. Собрания Рос. Федерации 24.11.1995 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 1, ст. 1; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  4. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1: в ред. Федер. закона от 31.12.2017 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 6, ст. 492.; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  5. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ: в ред. Федер. закона от 31.12.2017 г.; принят Государственной Думой Фед. Собрания Рос. Федерации 14.01.1998 г., одобрен Советом Федерации Фед. Собрания Рос. Федерации 28.01.1998 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. -1998. — № 7, ст. 785; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  6. Розенберг В.В. Фирма. Догматический очерк. – М.: Медиа, 2013. – 189 с.