ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

№11,

Юридические науки

Маргиани Анастасия Левановна


Ключевые слова: ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ; СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ; ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ; КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ; COMPANY NAME; MEANS OF INDIVIDUALIZATION; TRADEMARKS; COMMERCIAL DESIGNATION.


Аннотация: В статье раскрывается понятие фирменного наименования юридического лица, анализируются положения Гражданского кодекса РФ, а также федеральных законов, посвященные фирменному наименованию юридического лица, выявляются отличительные черты между фирменным наименованием, коммерческим обозначением и товарными знаками как средствами индивидуализации.

На сегодняшний день российский рынок переполнен различными товарами, что является одним из признаков рыночной экономики. Поэтому без средств индивидуализации такая динамика появления более новых товаров и участников гражданских правоотношений существовать не может.

Роль средств индивидуализации выполняют две родственные по выполняемым функциям подгруппы – средства индивидуализации участников и индивидуализации продукции.

Фирменное наименование является одним из средств индивидуализации юридических лиц, представляющее название юридического лица и закрепленное в учредительном документе юридического лица и занесенное в ЕГРЮЛ.

Понятие «фирма» (фирменное наименование) изучали различные исследователи. Например, у Г.Ф. Шершеневича «фирма» отождествлялась с названием торгового предприятия [6, с. 75].

В публикациях периода СССР фирма – это «наименование, под которым владелец предприятия представляет себя в гражданском обороте; наименование предприятия».

Сегодня фирменное наименование – это наименование, которое индивидуализирует юридическое лицо как участника гражданского оборота и под которым оно выступает в гражданском обороте и судебных органах [5, с. 275].

Таким образом, основное предназначение фирменного наименования — это индивидуализация участников гражданского оборота, т.е. юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Следовательно, некоммерческие юридические лица фирменное наименование иметь не могут.

Ст. 54 ГК РФ, являясь общей нормой, устанавливает обязательное требование к фирменному наименованию юридического лица (далее – ЮЛ) [1]. Фирменное наименование должно содержать указание на организационно-правовую форму ЮЛ и собственно наименование.

Согласно действующему законодательству, юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. Также оно может иметь одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке» (п.3 ст.1473 ГК РФ) [2].

В фирменное наименование не могут быть включены:
1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств;
2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (например, АО «Правительство РФ» или ООО «Министерство образования РФ»).

Однако фирменное наименование государственных унитарных предприятий может содержать ссылку на принадлежность к РФ [4].

Заметим, что в фирменное наименование АО может быть включено официальное наименование РФ, но с разрешения Правительства РФ, и только в том случае, если более 75% акций АО принадлежит РФ [4].

3) полные или сокращенные наименования общественных объединений;
4) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали (п.4 ст.1473 ГК РФ) [2].

Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования и другим лицом не допускается распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) (п.1 ст.1474 ГК РФ) [2].

Согласно п.п.2 и 3 ст. 1474 ГК РФ, ЮЛ может иметь фирменное наименование, которое:
1) не использовалось другим ЮЛ для осуществления идентичной деятельности (например, должно быть два продовольственных магазина «Командор»);
2) не было включено в ЕГРЮЛ и закреплено ЮЛ, имеющим сходную организационно-правовую форму.

Два этих признака рассматриваются в совокупности.

Для указания конкретной организационно-правовой формы существуют свои требования, установленные ГК РФ и федеральным законодательством. Например, согласно ГК РФ, «фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество», либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания» и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество»» (п.4 ст.82 ГК РФ) [1]; в Федеральном законе «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ установлена обязанность ЮЛ указывать в фирменном наименовании, кроме самого названия, также слова «акционерное общество» либо аббревиатуру «АО» [3].

Фирменное наименование следует отличать от коммерческого обозначения и товарного знака. Фирменное наименование включает в себя указание на организационно-правовую форму включено в учредительные документы и присуще только коммерческим ЮЛ. Коммерческое обозначение – это наименование, которое не является фирменным, не подлежит государственной регистрации и может использоваться любым не запрещенным законом способом, может не быть включено в учредительные документы и может принадлежать также ИП для индивидуализации его деятельности. Например, согласно учредительным документам юридическое лицо именуется ООО «Черногорский» (это его фирменное наименование), а его коммерческое обозначение — «45-й магазин».

Товарный знак, в свою очередь, – это средство индивидуализации товаров, в отличие от фирменного наименования и коммерческого обозначения, которые индивидуализируют юридическое лицо и предприятие соответственно. К тому же, фирменное наименование может быть использовано правообладателем в коммерческом обозначении и товарном знаке.

Таким образом, фирменное наименование ЮЛ является средством индивидуализации юридического лица, показателем его самостоятельности, ЮЛ само выступает в гражданском обороте и в судебных органах от своего имени – под фирменным наименованием.


Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. № 51–ФЗ: в ред. Федер. закона от 29.12.2017г.; принят Государственной Думой Фед. Собрания Рос. Федерации 21.1.1994 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1994. — № 32, ст. 3301; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ: в ред. Федер. закона от 01.07.2017 г.; принят Государственной Думой Фед. Собрания Рос. Федерации 24.11.2006 г., одобрен Советом Федерации Фед. Собрания Рос. Федерации 08.12.2006 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 25.12.2006. — № 52 (ч. 1), ст. 5496; 2017. — № 27, ст. 3944.
  3. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ: в ред. Федер. закона от 31.12.2017 г.; принят Государственной Думой Фед. Собрания Рос. Федерации 24.11.1995 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 1, ст. 1; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  4. Об утверждении Правил выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования»: Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. № 753; в ред. Постановления Правительства РФ от 07.03.2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2010. — № 40, ст. 5080; 2014. — № 11, ст. 1155.
  5. Гражданское право: учебник / под ред. А.П. Сергеева. В 3-х тт. Т. 1. — М.: «РГ Пресс», 2010.
  6. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. — М., 1994.