БОГИ НИЗШЕГО УРОВНЯ И ДУХИ В МИФОЛОГИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
№11,
Юридические науки
Леснова Евгения Евгеньевна
Ключевые слова: НАРОДЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ; БОЖЕСТВА В МИФОЛОГИИ; ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ; THE PEOPLES OF ANCIENT RUS; GODS IN MYTHOLOGY; TRADITIONAL BELIEFS.
Мифология славян, как и другие мифологии различных этносов, предполагает определенную иерархию. За богами прародителями всего, верховными богами и божествами средней ступени пантеона, идут боги низшего уровня и различные духи. Такие боги и духи непосредственно связаны с бытом народа и призваны объяснить отдельные происходящие события и явления. Случайности в быту, часто плачевные для человека, списывались на злых духов и низших богов. Особенно следует отметить следующих духов и божеств: Дворовой (хозяин двора), Банник (дух бани), Овинник (хозяин овина) и др. Особый интерес представляет собой восприятие Банника. Несмотря на то, что баня в понимании славян всегда воспринимается как символ чистоты, дух бани, напротив, является отождествлением нечистой силы. Так в представлении этноса он иногда выглядит как небольшой старичок с бородой покрытой плесенью. По верованию народа несчастные случаи, происходящие в бани, списываются на злой умысел данного духа.
Для того чтобы задобрить Банника для него оставляли еду, веник и чистую воду, иначе Банник мог сильно навредить человеку, вплоть до смерти. «Любимое развлечение Банника – шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печи – каменке и «стрелять» ими в людей» [1].
За двором жилища славян, как правило, начинался лес. Лес был источником строительных материалов, пропитания, но при этом был и источником опасностей. «Хозяином леса» в верованиях древних славян был Леший, в современных терминах данное слово буквально означает «лесной». Общего мнения по внешнему виду Лешего нет, он представлялся то карликом, то великаном, общая антропоморфичность наблюдается в его внешности, однако, как и у всех духов и божеств низшего уровня она является не столь выраженной как у высших богов. Чаще всего Леший был похож на человека, но вместо одежды был покрыт собственным мехом. Лицо Лешего было лишено ресниц и бровей, а глаза изображались как два изумруда, горящих в темноте зеленым огнем. По верованиям он мог завести человека в самую глубь леса, напугать и побить, но также и мог платить добром за добро.
Распашка лесов под поля и ведение сельского хозяйства породило новых персонажей пантеона богов и духов древних славян. Особо стоит отметить Полевиков, Белуна и Полудницу. Вообще с хлебным полем и сельским хозяйством у славян связано большое количество традиций и верований, многие из которых носили явно иносказательный, поучительный характер. Например, если встретить в поле невзрачного сопливого старичка Белуна, просящего утереть ему нос и выполнить его просьбу, то у человека в руке неожиданно окажется кошелек с серебром [2]. По-видимому, наши предки хотели таким образом донести мысль, что лишь тот, кто не побрезгует замарать руки работой будет вознагражден за это.
На селе рабочий день начинался с первыми лучами солнца и длился до вечера, однако полуденную жару лучше переждать. У древних славян было мифическое существо – Полудница, которая присматривала за этим. Полудницу боялись, и старались не работать в полдень. За несоблюдение этого правила, она могла жестоко наказать провинившегося. Застигнув в полдень на пашни, она заставляла разгадывать ее загадки до изнеможения, именно таким образом в древности люди объясняли солнечный удар.
Особое отношений у народа, проживавшего в краю богатым реками и озерами, не могло не сформироваться и к воде. Как в случае с другими объектами быта и окружения, вода также имела свое мифическое существо, коим выступал Водяной. Водяной был ответственен за все несчастья, происходившие на воде. Вода могла утопить ни за что, смыть разливом деревню и т.д., по этой причине Водяной, как и все другие существа быта представлялся также враждебным человеку.
Как видно из нескольких, приведенных нами примеров, на низшем уровне в славянском пантеоне находились боги и существа, отвечающие за что-то конкретное, за конкретную область быта. В отличии от верховных богов они в меньшей степени уподоблялись человеку и были ответственны за все несчастья, что делало их злыми.
Отдельные элементы обычаев и традиций, связанных с культом древних славян, в той или иной мере, дошли до нас в повседневных ритуалах, многие из них бесследно утеряны, однако древняя религия до сегодняшнего дня продолжает жить в различных проявлениях.
Список литературы
- Тревер, К.В. Сэнмурв-Паскудж, cобака-птица. // – Л.: Наука, 1937. – 72 с.
- Семенова М. Мы – славяне! Популярная энциклопедия. // — СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2006. — 560 с.