АНАЛИЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ВЕДЕНИЮ РЕЕСТРА ТАМОЖЕННЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№11,
Экономические науки
Каимова Ирина Викторовна
Ключевые слова: ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; ТАМОЖЕННАЯ УСЛУГА; ТАМОЖЕННЫЙ ПЕРЕВОЗЧИК; ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; THE CUSTOMS; CUSTOMS SERVICE; CUSTOMS CARRIER; FOREIGN TRADE ACTIVITY.
Таможенная система Российской Федерации, решая «задачу формирования экономико-правовых и процедурно-технологических условий функционирования внешнеторгового сектора российской экономики и задачу контроля соблюдения таких условий в процессе реального функционирования»[3], реализует ряд государственных таможенных услуг, направленных, прежде всего, на достижение целей государства в области внешнеэкономической деятельности.
Сегодня таможенные органы РФ, в соответствии с административными регламентами Федеральной таможенной службы России, предоставляют тринадцать таможенных услуг[4].
В соответствии с таможенным законодательством РФ и ЕАЭС, юридическое лицо признается таможенным перевозчиком после включения в Реестр таможенных перевозчиков[2]. Порядок включения в реестр таможенных перевозчиков и исключения из этого реестра определяется законодательством государств-членов Таможенного союза[1]. Таможенный перевозчик осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Результатом предоставления государственной услуги по ведению Реестра, является включение российского юридического лица в Реестр и выдача ему свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков, форма которого утверждена Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. №260 «О формах таможенных документов», внесение изменений в Реестр, выдача нового Свидетельства либо исключение российского юридического лица из Реестра по его желанию.
Таблица 1.
Сведения о количестве предоставленной государственной услуги по ведению реестра таможенных перевозчиков в 2017 году
Итого за I кв. 2017 г. |
Итого за II кв. 2017 г. |
Итого за III кв. 2017 г. |
Итого за I-III кварталы 2017 г. |
|
Юридические лица: | ||||
подавшие заявления на получение государственной услуги, ед. | 20 | 17 | 23 | 60 |
из них, в электронной форме | — | — | 1 | 1 |
количество юридических лиц, получивших государственную услугу, ед. | 19 | 15 | 12 | 46 |
доля юридических лиц, получивших государственную услугу, % | 95 | 88 | 52 | 77 |
Основным показателем качества и доступности государственной услуги по ведению Реестра таможенных перевозчиков, является оказание государственной услуги в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Оценка качества и доступности государственной услуги по ведению Реестра должна осуществляться по следующим показателям:
1) степень информированности заявителей о порядке предоставления государственной услуги — доступность информации о государственной услуге, возможность выбора способа получения информации;
2) возможность выбора заявителем формы обращения за предоставлением государственной услуги (лично, посредством почтовой связи, в форме электронного документооборота с использованием государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;
3) своевременность предоставления государственной услуги в соответствии со стандартом ее предоставления, определенным Административным регламентом.
Перечень юридических лиц, включенных в Реестр таможенных перевозчиков (далее – Реестр), ведется исключительно таможенными органами РФ, регулярно обновляется и представлен на официальном сайте ФТС России www.customs.ru. Реестр содержит следующие данные по всем российским таможенным перевозчикам: номер документа, подтверждающего включение в Реестр таможенных перевозчиков, дата включения в Реестр, организационно-правовая форма, наименование таможенного перевозчика, местонахождение таможенного перевозчика, ИНН, код таможенного органа, включившего юридическое лицо в Реестр и пр.
К преимуществам статуса таможенного перевозчика относят: возможность перевозок дорогостоящих грузов, значительно превышающую сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов; возможность перевозки грузов по всей территории Таможенного союза без применения мер по обеспечению соблюдения мер таможенного транзита (обеспечение уплаты таможенных пошлин в отношении иностранных товаров, таможенное сопровождение).
Основными условиями для включения юридического лица в реестр таможенных перевозчиков, являются: общая форма налогообложения, международные перевозки грузов должны осуществляться не менее 2 лет, собственный парк транспортных средств, допущенных к международным перевозкам, предоставление в ФТС России обеспечения уплаты таможенных платежей на сумму не менее 200 000 евро.
Анализируя практику включения юридического лица в Реестр, следует отметить ряд трудностей, с которыми сталкивается потенциальный таможенный перевозчик. Так, перевозчику необходимо предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 200 000 евро по курсу ЦБ РФ, действующему на день предоставления такого обеспечения, с учетом колебания курса валют. Также, чтобы получить банковское обеспечение в размере 200 000 евро, часто перевозчик вынужден заложить имущество на сумму 400 000 евро. Кроме того, часто со стороны таможенного перевозчика вызывают нарекания сроки исполнения услуги по включению в Реестр, в первую очередь, связанные с так называемыми «дозапросами» со стороны таможенного органа.
В то же время, следует отметить, что в соответствии с данными регулярного социологического опроса участников ВЭД ФТС России, качество оказания данной государственной услуги находится на достаточно высоком уровне – средний балл 3,99, что превышает удовлетворительное значение.
Таким образом, институт таможенных перевозчиков сегодня востребован в таможенной сфере. В связи с расширением таможенных границ ЕАЭС, актуальность статуса таможенного перевозчика возрастает. По данным ФТС России по состоянию на 6 мая 2016 года в Реестр таможенных перевозчиков включены 215 юридических лиц, из них 182 организации включены в Реестр только в 2015-2016 гг. По данным ФТС России в 2017 году в Реестре представлено 233 юридических лица.
Список литературы
- Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015), ст.18 (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому решением межгосударственного Совета ЕврАзЭс на уровне глав государств от 27.11.2009 №17 http://www.consultant.ru/document/(Дата обращения: 25.11.2017).
- Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра таможенных перевозчиков (в ред. Приказов ФТС России от 07.07.2015 №1371, от 20.11.2015 №2349).
- Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг: — учебник. – Москва: Проспект, 2017. – 384 с.
- Перечень государственных услуг, предоставляемых ФТС России https://www.gosuslugi.ru/ (Дата обращения: 25.11.2017).