ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОДГОТОВКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ К ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ В РОССИИ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ В 2018 ГОДУ

№11,

Юридические науки

Быстрянцев Александр Федорович

Черняев Геннадий Михайлович


Ключевые слова: ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА; ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; ФУТБОЛЬНЫЕ ФАНАТЫ; ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ; ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ; THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER; PUBLIC SAFETY; FOOTBALL FANS; FOOTBALL WORLD CUP; THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS.


Аннотация: Статья посвящена правовым и организационным основам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности во время проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Учитывая, что Российская Федерация в 2018 году впервые в своей истории примет мировое первенство по футболу, на органы внутренних дел и войска национальной гвардии возлагаются серьезные задачи, от решения которых напрямую зависит не только безопасность зрителей и участников соревнований, но и, в конечном итоге, имидж нашей страны на мировой арене. Кроме того, ряд изменений, внесенных за последние годы в российское законодательство, принципиальным образом изменил функции и задачи правоохранителей во время проведения различных спортивных мероприятий, в том числе и футбольных матчей. В связи с этим, нельзя не согласиться с С.А. Буткевичем, утверждающим, что организация спортивного мероприятия такого масштаба требует не только создания соответствующей инфраструктуры, но и оптимизации способов и приемов охраны общественного порядка, которые должны соответствовать международным стандартам и способны гарантировать надлежащий уровень безопасности в городах, задействованных в ходе турнира [1, с. 85].

Проведение футбольных матчей в нашей стране во все времена было сопряжено с высокой степенью риска совершения противоправных деяний, посягающих на общественную безопасность и общественный порядок. В значительной степени число правонарушений околофутбольной направленности возросло в постсоветский период. В первую очередь этот скачок связан с возникновением так называемого фанатского движения, которое, по мнению А.Ю. Гудкова и С.Л. Панова, породило субкультуру, ставшую оппозиционной по отношению к культуре общества в целом и имеющую значительный потенциал агрессии [2, с. 54].

Наиболее массовые беспорядки, связанные с околофутболом, были отмечены в России в 2002 году. Тогда после трансляции футбольного матча Россия-Япония толпа воинственно настроенных молодчиков забросала бутылками установленный на Манежной площади телевизионный экран, после чего начала громить витрины гостиницы «Москва», переворачивать и поджигать припаркованные неподалеку автомобили, применять физическое насилие к гражданам. В результате инцидента было повреждено более ста автомобилей, пострадало 75 человек, 49 из них были госпитализированы, один потерпевший скончался от ножевых ранений.

За минувшее с тех пор время организация работы правоохранительных органов до, во время и по окончанию футбольных матчей была в значительной степени оптимизирована. Об этом, в частности, свидетельствует инцидент, связанный с массовым выступлением фанатов в Москве в декабре 2010 года, спровоцированным убийством болельщика московского «Спартака» Егора Свиридова. Агрессивная толпа молодых людей была оперативно заблокирована сотрудниками полиции, вытеснена с проезжей части и рассеяна. При этом организаторы были задержаны, а повторные акции купировались ещё на подготовительных стадиях.

Органы внутренних дел и войска национальной гвардии за последнее время показали себя эффективным противоядием против бушующих толп футбольных фанатов. Однако, если посмотреть на объективную статистику, то становится очевидным, что правоохранителям все реже приходится покидать свои автобусы и строиться в боевые порядки. Во многом причиной этого стала эффективная работа мер предупреждения, в том числе временный запрет на продажу алкогольной продукции и жидкостей в стеклянной таре вблизи футбольных стадионов.

Вместе с тем, противоправная деятельность футбольных фанатов характеризуется высокой латентностью. Специалисты все чаще говорят о том, что официальная статистика не отражает реальной криминогенной ситуации в околофутбольной среде [3, с. 66].

В 2014 году вступили в действие поправки, внесенные в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [4], согласно которым ответственность за обеспечение безопасности при проведении спортивных мероприятий возлагается на их организаторов и собственников (пользователей) спортивных объектов. Однако, несмотря на то, что с момента внесения упомянутых изменений прошло более трех лет, необходимые механизмы для реализации данной обязанности в полной мере не выработаны. Административно-правовые нормы, которые предусматривают запрет на посещение футбольных матчей фанатами, ранее нарушившими закон, работают плохо. Система идентификации болельщиков, призванная не допустить хулиганов на стадионы, внедряется с большим трудом.

На все эти нюансы, безусловно следует обратить внимание должностным лицам, ответственным за обеспечение общественной безопасности во время проведения «FIFA World Cup-2018». Кроме того, участвующие в мероприятиях по охране общественного порядка лица должны помнить, что агрессивное поведение футбольных фанатов зачастую находит своё проявление под влиянием ситуативных субъективных факторов, среди которых Н.С. Трофимова, в частности, выделяет:

— недовольство результатом и (или) ходом игры;
— провокации фанатов команды-соперника;
— состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
— несправедливое, по их мнению, судейство и др. [5, с. 117].

В силу сказанного, сотрудники органов внутренних дел и Росгвардии, задействованные в мероприятиях по охране общественного порядка во время проведения футбольных матчей, обязаны действовать исходя из особенностей ситуации, прогнозируя вероятное поведение фанатов.

Большую роль в профилактике околофутбольных правонарушений должен сыграть институт споттеров — иностранных полицейских, которые прибывают вместе с командами – гостями чемпионата. Основная их работа состоит в выявлении членов фанатских группировок из числа болельщиков закреплённого футбольного клуба, которые способны на противоправные деяния или уже их совершили. Необходимая информация поступает к споттерам от специалистов по работе с болельщиками, представителей служб безопасности футбольных клубов и стадионов. Работают споттеры в тесном взаимодействии с так называемыми цицеронами – сотрудниками российской полиции, владеющими оперативной обстановкой в местах проведения матчей.

Для более эффективной координации деятельности сил безопасности в структуре ГУООП МВД России функционирует отдел организации охраны общественного прядка при проведении спортивных мероприятий и взаимодействия с национальными футбольными информационными пунктами иностранных государств. С 2015 года в структуре МВД России функционирует Национальный футбольный информационный пункт (НФИП), основной целью создания которого является скорейший обмен сведениями между территориальными подразделениями полиции стран-участников чемпионата мира 2018 года. На официальном сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации размещён и постоянно обновляется список лиц, подвергнутых административному запрету на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения [6].

Приоритетными задачами органов внутренних дел и войск национальной гвардии в период подготовки и проведения мирового первенства по футболу в нашей стране должны являться:

— научное, методическое и информационное обеспечение деятельности по предупреждению и пресечению футбольного хулиганства;
— дополнительное профессиональное обучение сотрудников, задействованных в указанных мероприятиях;
— тесное взаимодействие со службами безопасности спортивных сооружений и организаторами турнира;
— изучение положительного опыта зарубежных стран, ранее проводивших аналогичные мероприятия, и внедрение его с учетом национальной и территориальной специфики.

Учет всех перечисленных факторов, безусловно, поможет сотрудникам органов внутренних дел и войск национальной гвардии с честью выполнить стоящие перед ними задачи, что в конечном итоге будет способствовать укреплению престижа всего российского государства.


Список литературы

  1. Буткевич С.А. Обеспечение общественной безопасности при проведении футбольных матчей (по материалам Украины) // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. №4(32). С. 85-90.
  2. Гудков А.Ю., Панов С.Л. Психолого-правовые аспекты взаимодействий болельщиков и сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. №4. С. 54-56.
  3. Кобец П.Н. Сравнительный анализ применения законодательных актов, регулирующих обеспечение безопасности при проведении массовых спортивных мероприятий и основные меры предупреждения противоправного поведения футбольных фанатов // Наука. Мысль. 2016. №5-1. С. 65-74.
  4. Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» / [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 26.12.2017).
  5. Трофимова Н.С. О роли руководителя патрульно-постовой службы полиции в обеспечении эффективности деятельности по охране правопорядка во время массовых мероприятий // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 4(36). С. 116-119.
  6. Список лиц, которым запрещено посещение официальных спортивных соревнований в дни их проведения // Официальный сайт МВД России / [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: https://media.mvd.ru/files/embed/1205113 (дата обращения: 26.12.2017).