ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

№11,

Педагогические науки

Безгачев Федор Владимирович


Ключевые слова: ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ; ОБРАЗОВАНИЕ; СЕТЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ; ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; TEACHING; EDUCATION; NETWORK TEACHING; INFORMATION TECHNOLOGIES; PROFESSIONAL EDUCATION.


Аннотация: В статье раскрываются проблемы, возникающие при обучении некоторых должностных категорий сотрудников органов внутренних дел с использованием дистанционных образовательных технологий.

Согласно п.13 Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.03.2015 года №385 сотрудники из числа рядового состава и младшего начальствующего состава независимо от уровня имеющегося у них образования проходят профессиональное обучение по программам повышения квалификации или переподготовки не реже одного раза в пять лет. В органах внутренних дел многие сотрудники служат более 10 лет без повышения квалификации, а также ежегодно приходят на службу новые сотрудники, прошедшие профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки. В связи с чем потребности в повышении квалификации сотрудников органов внутренних дел растут с каждым годом.

Возможности образовательных организаций далеко не всегда могут удовлетворить потребность в обучении сотрудников практических органов внутренних дел, ограничиваясь зачастую материальной базой и штатом профессорско-преподавательского состава.

В ходе очной формы обучения в учебном процессе задействуется преподаватель образовательной организации, учебная аудитория, материальное оснащение учебной аудитории. Как следствие, возрастает аудиторная учебная нагрузка на профессорско-преподавательский состав образовательной организации.

При использовании дистанционных образовательных технологий материальная база образовательных организаций задействуется минимально, а аудиторная нагрузка на профессорско-преподавательский состав снижается на сотни часов.

Рассмотрим более подробно сам процесс использования дистанционных образовательных технологий.

Дистанционные образовательные технологии при подготовке сотрудников органов внутренних дел эффективнее всего применять при проведении профессионального обучения по программам повышения квалификации [1].

Конечно, трудоемким является начальный процесс запуска дистанционного обучения, ведь для организации такого обучения требуется создание дистанционной образовательной среды. Можно использовать и готовые программные продукты дистанционных образовательных сред, таких как Moodle, Stellus и другие. Однако их также необходимо будет наполнять учебными материалами и поддерживать учебные курсы в актуальном состоянии, следя за изменениями действующего законодательства Российской Федерации. Но данные трудозатраты в разы меньше, чем при очном обучении. Ведь для подготовки к занятиям также необходимо отслеживать все изменения в нормативно-правовых актах Российской Федерации.

Все что требуется для обучения на местах в практических подразделениях органов внутренних дел это компьютер с подключением к единой информационно-телекоммуникационной сети МВД России и немного свободного времени у сотрудника, чтобы обучение проходило по месту прохождения службы, без отрыва от основной деятельности. Это позволяет эффективно распределять учебное и рабочее время [3].

Рассматривая должностные категории сотрудников можно выделить несколько из них, обучение которых не эффективно проводить с использованием дистанционных образовательных технологий. К ним можно отнести обучение водителей к управлению транспортными средствами оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации напрямую запрещает подготовку водителей автомобилей разного типа исключительно с использованием дистанционных образовательных технологий [4]).

К второй категории относятся сотрудники органов внутренних дел, привлекаемые к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. При обучении данных сотрудников (в основном на практических занятиях) отрабатывается тактика действий как групп, так и подразделения в целом при решении различных задач, возникающих при несении службы на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, тем самым проходит боевое слаживание сотрудников сводного отряда полиции.

Следующая категория повышения квалификации, о которой следует упомянуть, это повышение квалификации с языковой подготовкой сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к обеспечению правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения крупных международных мероприятий. У данной категории сотрудников порядка 50% учебных занятий отведено на изучение дисциплины «Иностранный язык». Несомненно, изучать иностранные языки можно и с использованием дистанционных образовательных технологий с применением системы видеоконференцсвязи, но этот вариант дорогостоящий и может применяться не на всех рабочих местах сотрудников. Опять же необходимо задействовать преподавателя по иностранному языку, для того чтобы слышать правильное произношение, проводить корректировки произношения у слушателей, а также давать своевременные консультации. Это приведет к жесткому расписанию занятий и привлечения преподавателя. Положительные стороны дистанционного обучения, такие как эффективное распределение учебного и рабочего времени, а также самостоятельная подготовка, сведутся к нулю. С учетом всех этих проблем целесообразнее будет заниматься с данной категорией обучающихся в очной форме.

Возникают дополнительные сложности в планировании рабочего времени у таких должностных категорий как: рядовой состав патрульно-постовой службы полиции, рядовой состав охранно-конвойной службы, инспекторы дорожно-патрульной службы ГИБДД.

Специфика службы данных категорий сотрудников полиции зачастую не позволяет предоставить доступ к автоматизированному рабочему месту в служебное время сотрудника. Кроме этого, обеспеченность компьютерной техникой в данных подразделениях, к тому же подключенной к единой информационно-телекоммуникационной сети МВД России, оставляет желать лучшего.

Данные трудности могут решаться путем подмены, на определенное время, обучающегося сотрудника в составе наряда другим сотрудником, находящемся на службе, с предоставлением доступа к автоматизированному рабочему месту, имеющемуся в подразделении в том числе у начальника (командира).

Наиболее эффективным использование дистанционных образовательных технологий будет при организации обучения следующих категорий сотрудников органов внутренних дел:

— начальствующий состав патрульно-постовой службы полиции;
— начальствующий состав охранно-конвойной службы;
— инспекторы по делам несовершеннолетних;
— сотрудники дежурных частей;
— участковые уполномоченные полиции;
— дознаватели;
— инспекторы по исполнению административного законодательства;
— сотрудники по работе с личным составом [2].

Программы повышения квалификации данных категорий состоят в основном из теоретических разделов, не имеющих специфических дисциплин, требующих постоянного участия преподавателя в учебном процессе. Также данным сотрудникам распределить свое учебное и рабочее время проще, чем наружным службам, что обеспечит более эффективное обучение.

Кроме этого, используя дистанционные образовательные технологии происходит экономия денежных средств, которые выделяются сотрудникам органов внутренних дел, убывающим в командировки.

При обучении с использованием дистанционных образовательных технологий минимально задействуется аудиторный фонд и кадровый состав образовательной организации, что подчеркивает эффективность дистанционного обучения.

Конечно же не все должностные категории сотрудников органов внутренних дел возможно обучать с использованием дистанционных образовательных технологий, но даже обучая сотрудников, которых можно учить с использованием дистанционного обучения, получаем больше положительных эффектов нежели проблем. В связи с этим дистанционное обучение доказывает свою эффективность и необходимость расширения возможностей данного вида обучения.


Список литературы

  1. Безгачев Ф.В. Положительные моменты и проблемные аспекты дистанционного обучения в системе органов внутренних дел // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики: материалы XX международной научно-практической конференции: в 2 ч. / отв. ред. Н.Н. Цуканов; СибЮИ МВД России. – Красноярск: СибЮИ МВД России, 2017. – Ч. 1. С. 108-109.
  2. Безгачев Ф.В. Вопросы организации дистанционного обучения в системе органов внутренних дел // Novaum.ru. — 2017. — № 9. — С. 157-161.
  3. Молоков В.В. Эффективность модульного дистанционного образования // Вестник Сибирского юридического института: научно-практический журнал. – Красноярск: СибЮИ МВД России, 2009. – Вып.2(4). – С. 53-55.
  4. Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: приказ Министерства образования и науки РФ от 20 января 2014 г. № 22.