ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РФ: ПОЛНОМОЧИЯ И СТРУКТУРА

№1,

Юридические науки

Ситников Евгений Сергеевич


Ключевые слова: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ; СУБЪЕКТ РФ; ДЕПУТАТ; LEGISLATIVE BODY OF STATE AUTHORITY; THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION; DEPUTY.


Аннотация: В данной статье рассматривается создание субъектами РФ собственного законодательного (представительного) органа государственной власти. Автор рассматривает полномочия и структуру законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, характеризуя полномочия представителей данного органа. Также затрагивается вопрос и о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Все субъекты Российской Федерации имеют образованные на представительной основе органы законодательной власти. Законодательный орган в субъекте является постоянно действующим высшим органом, а также единственным органом законодательной власти.

Каждый субъект автономно устанавливает как название законодательного органа, так и его структуру с учетом своих исторических, а также национальных условий и традиций. Таких названий существует большое множество, например, Верховный совет Республики Хакасия, Государственная дума Ямало-Ненецкого автономного округа, Законодательное собрание Санкт-Петербурга, Народное собрание Карачаево-Черкесской Республики, Губернская дума Самарской области.

Большая часть субъектов Российской Федерации имеет однопалатные парламенты, остальные парламенты двухпалатные, к примеру, в Свердловской области. Палаты отличаются по порядку формирования, по численности депутатов, входящих в состав, по характеру имеющихся полномочий, а также по месту в законодательном процессе. Одна палата принимает законы, ее обычно называют «нижней». Вторая палата, обычно именуемая «верхней», занимается рассмотрением принятых нижней палатой законов на предмет их одобрения или же отклонения.

Законодательный орган власти субъекта избирается его населением, основываясь на всеобщности, равенстве и прямом избирательном праве с процедурой тайного голосования. Полномочия данного органа устанавливаются на срок, прописанный, в соответствии с федеральным законом, в конституции (уставе) субъекта, при этом он не может быть более пяти лет.

«Не менее 50% депутатов законодательного органа субъекта (в двухпалатном законодательном органе — не менее 50% депутатов одной из палат) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

Число депутатов законодательного органа субъекта Федерации устанавливается самим субъектом в его конституции (уставе)» [1, с. 7]. Так, в Верховном Совете Республики Хакасия насчитывается 50 депутатов, в Законодательном собрании Свердловской области — 49 депутатов (в составе Областной думы — 28, а в Палате представителей — 21), в Думе Курганской области — 33 депутата, в Законодательном собрании Оренбургской области — 47 депутатов, в Думе Ханты-Мансийского автономного округа всего 25 депутатов.

«Законодательный (представительный) орган субъекта Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать, самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на указанную деятельность предусматриваются отдельной статьей (строкой) в бюджете субъекта» [2].

Основные полномочия органов законодательной власти субъектов Российской Федерации можно поделить на три основные группы.

1. В первую группу можно отнести полномочия в сфере государственно-правового «строительства». Здесь орган законодательной власти занимается принятием конституции (устава) субъекта, а также поправок к ней; осуществлением законодательного регулирования касаемо как предметов ведения субъекта Федерации, так и предметов совместного ведения; официальным толкованием законов субъекта; осуществлением, наравне с иными уполномоченными органами, контроля за соблюдением и исполнением конституции (либо устава) субъекта, принятых субъектом законов; следит за исполнением бюджета, за соблюдением учрежденного порядка по распоряжению собственностью субъекта; занимается вопросами административно-территориального и муниципально-территориального устройства субъекта, порядка их изменения; выступает с законодательной инициативой в Федеральное Собрание РФ; определяет последовательность назначения и проведения в субъекте референдума, порядок проведения выборов на территории субъекта в органы власти, в органы местного самоуправления; ратифицирует схему по управлению субъектом, устанавливает структуру высшего органа исполнительной власти субъекта; устанавливает структуру исполнительных органов власти субъекта; выражает своё согласие на назначение руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта; принимает решение об отрешении от должности высшего должностного лица субъекта; формирует государственные награды субъекта, и занимается установлением специальных и почетных званий.

2. Во вторую группу можно отнести полномочия в социально–экономической, а также финансовой сферах. Здесь орган законодательной власти занимается утверждением бюджета и составлением отчета о его исполнении; программы социально-экономического развития субъекта; установлением налогов и сборов, которые отнесены федеральным законом к ведению субъекта, а также разработкой порядка их взимания с населения; установлением порядка образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов на территории субъекта, проверкой и утверждением отчетов о расходовании средств этими фондами; учреждением порядка по управлению и распоряжению объектами, находящимися в собственности субъекта, что также касается и долей (паёв, акций) субъекта в капиталах хозяйственных обществ, а также товариществ и иных организаций, имеющих другие организационно — правовые формы.

3. В третью группу можно объединить полномочия в области международных и внешних отношений. Здесь орган законодательной власти занимается утверждением международных и внешнеэкономических соглашений субъекта, принимает решения по одобрению проектов договоров государственных органов власти субъекта и органов федеральной власти по вопросам разграничения полномочий.

Согласно Конституции РФ, положениям федеральных законов и конституций, а также уставов и иных законов субъектов Российской Федерации законодательные органы субъектов наделены многими другими полномочиями в каждой из трех сфер.

«Деятельностью законодательного органа субъекта Федераций руководят председатель и его заместители. Они избираются из числа депутатов законодательного органа на срок его полномочий, не превышающий полномочий, избранных на эти должности депутатов, и выполняют возложенные на них обязанности до избрания таких же руководителей в парламенте нового созыва» [3, с. 345].

В парламентах некоторых субъектов создаются внутренние коллегиальные органы в лице президиумов (советов) для координации деятельности их комитетов и комиссий, подготовки пленарных заседаний. Например, созданный в качестве такого органа в Верховном Совете Республики Хакасия президиум включает Председателя Верховного Совета, их заместителей, а также председателей Комитетов.

Председатель ведет заседания законодательного органа, организует внутренний распорядок, координирует работу комитетов, комиссий, подписывает акты законодательного органа, руководит его аппаратом. Заместители выполняют свои функции в соответствии с установленным распределением обязанностей между ними и председателем, а также по поручению последнего. Председатель и заместители председателя законодательного органа субъекта Федерации подотчетны этому органу и могут быть отозваны путем тайного голосования на его заседании. Они вправе добровольно сложить свои полномочия, подав об этом заявление.

При наличии в органе законодательной власти двух палат их работу организует либо председатель указанного органа, либо избираемые в этих целях председатели палат. Палаты обычно заседают раздельно. Совместные заседания проводятся для заслушивания посланий и докладов главы субъекта, посланий конституционного (уставного) суда субъекта, докладов правительства, выступлений представителей иностранных государств, а также для рассмотрения других вопросов, предусмотренных конституцией или уставом субъекта.

«Основными организационно-правовыми формами деятельности законодательного органа субъекта Федерации являются сессии и заседания. Последние проводятся по мере необходимости. Часто в законодательстве субъектов устанавливается периодичность созыва сессий (заседаний)» [4, с. 58]. В качестве примера можно упомянуть заседания Верховного Совета Республики Хакасия, которые, согласно Конституции Республики Хакасия, должны проводиться не реже одного раза в месяц.

Проведение заседаний парламентов открытое. Иногда, в случаях, которые предусмотрены законами субъектов, а также в установленном ими порядке, парламент имеет право на проведение закрытых заседаний. К примеру, Верховный Совет Республики Хакассия может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом было внесено:
1) председательствующим на сессии Верховного Совета;
2) Главой Республики Хакасия — Председателем Правительства Республики Хакасия;
3) комитетом (комиссией) Верховного Совета;
4) депутатской группой;
5) фракцией.
Сведения, содержащиеся в докладах и обсуждениях закрытых заседаний, не подлежат: разглашению, включению в стенографический отчет заседания, хранению в памяти электронной системы голосования. [5]

Правомочность заседания органа законодательной власти определяется конституцией (либо уставом), и иным законодательством субъекта Российской Федерации. Правомочность заседания необходимо отграничивать от правомочности самого органа законодательной власти. Орган законодательной власти является правомочным по отношению к проведению заседаний, принятию на них решений, а также к работе в других формах, при условии того, что в его состав избрано не менее двух третей от установленного конституцией (либо уставом) субъекта Российской Федерации числа депутатов.

«Депутат законодательного органа субъекта Федерации является полномочным представителем народа в органе законодательной власти» [6, с. 181].

Право на законодательную инициативу в органе законодательной власти помимо депутатов обычно принадлежит высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, высшему органу исполнительной власти, комиссиям и комитетам органа законодательной власти, органам прокуратуры, судам, а также органам местного самоуправления и общественным объединениям.

Законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации относительно вопросов ведения субъектов, а также вопросов совместного ведения РФ и её субъектов исполняют в пределах своих полномочий как правовое, так и законодательное регулирование. Они правомочны принимать конституции (либо уставы), иные законы и постановления, обращения и заявления.

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд РФ, «правовые акты, принимаемые законодательными органами субъектов по вопросам совместного ведения, не должны противоречить федеральным законам, актам Президента и Правительства РФ. В случае такого противоречия действуют акты федеральных органов власти» [7].

Законы субъекта Федерации после их принятия передаются главе субъекта, который их подписывает и обнародует. Глава субъекта может применить право отлагательного вето и вернуть закон с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений или дополнений. Если при повторном рассмотрении этот акт будет принят не менее чем двумя третями от общего состава законодательного органа, глава субъекта обязан подписать его в установленный срок.

«Подписанный и обнародованный закон вступает в силу в срок и в порядке, установленные конституцией (уставом), законом субъекта Федерации. Вступившие в силу законы, принятые в пределах компетенции законодательного органа, обязательны для исполнения всеми находящимися на данной территории органами исполнительной власти, организациями, а также гражданами и должностными лицами» [8, с. 89].

В представленных ниже случаях полномочия органа законодательной власти субъекта Российской Федерации могут быть прекращены досрочно:
1. после принятия законодательным органом специального решения о самороспуске;
2. в случае роспуска высшим должностным лицом, а именно главой субъекта, или же руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта после принятия органом законодательной власти конституции (либо устава), закона и иных нормативных актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, которые были приняты по предметам ведения как совместного ведения Федерации и ее субъектов, так и Российской Федерации, или в случае противоречия их конституции (либо уставу) субъекта;
3. после вступления в законную силу решения суда о неправомочности предоставленного состава депутатов законодательного органа, возможно связанной со сложением своих полномочий депутатами;
4. после вступления в законную силу федерального закона о роспуске законодательного органа субъекта, который был принят по инициативе Президента РФ после ранее принятого данным органом акта, идущим вразрез с актами, имеющими большую юридическую силу.

Представленный перечень является полным и исчерпывающим. В частности, при досрочном прекращении полномочий органа законодательной власти субъекта Российской Федерации назначаются внеочередные выборы на основаниях, предусмотренных в федеральном законе или же конституции (либо уставом) субъекта.


Список литературы

  1. Чиркин, В. Е. Государственная власть субъекта федерации / В. Е. Чиркин // Государство и право. – 2000. – № 10. – С. 5-12.
  2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации : Федеральный закон Рос. Федерации от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 сент. 1999 г. : в ред. Федер. закона Рос. Федерации от 3 февраля 2015 г. № 6-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1999. – 18 окт.; Официальный интернет-портал правовой информации. – 2015. – 31 мар.
  3. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для юрид. вузов и факультетов / М. В. Баглай. — Изд. 10-е доп. и прераб. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 784 с.
  4. Андреев, А. В. Представительная власть в субъектах Российской Федерации : Общее и особенное / А. В. Андреев, А. Т. Карасев. // Правоведение. – 2005. – № 1. – С. 105 — 108.
  5. О регламенте Верховного Совета Республики Хакасия : Постановление Верховного Совета Республики Хакасия от 29 октября 1997 г. № 83-5 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 27.06.2016).
  6. Габричидзе, Б. Н. Конституционное право Российской Федерации : учебник для юрид. вузов / Б. Н. Габричидзе, М. В. Баглай. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 501 с.
  7. По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 27 янв. 1999 г. № 2-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1999. – 8 фев. – № 6.
  8. Карпов, А.В. Конституционное право России: учебное пособие / А. В. Карпов. – М.: Омега-Л, 2011. – 205 с.