АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К КЛАССИФИКАЦИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

№11,

Педагогические науки

Боброва Ксения Алексеевна


Научный руководитель: Гласман Н.С., кандидат педагогических наук.


Ключевые слова: ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ; INTERACTIVE TECHNOLOGIES; TEACHING MATH.


Аннотация: В статье изучены различные подходы к классификации интерактивных методов обучения, предложен новый подход к классификации интерактивных методов обучения на основе их приложения к материалу изучения.

Применение интерактивных методов становится важнейшей составляющей при организации всех уровней образовательной деятельности. Наиболее развитыми, с точки зрения применения интерактивных методов, в настоящее время, являются информационные дисциплины, в частности, на уровне среднего образования – процесс обучения информатики. Математика, как основа для большинства дисциплин как школьной программы, так и для дальнейшего получения других ступеней образования, на сегодняшний момент, является отчасти обделенной, в плане применения интерактивных методов.

Помимо прочего, в настоящее время, отсутствует четкая классификация интерактивных методов обучения. Изучив научные исследования по данному вопросу, следует указать на разнообразные виды классификаций интерактивных методов, приводимые в них. Рассмотрим некоторые.

Первый классифицирует интерактивные методы обучения, основываясь на мотивации конфликта, в зависимости от широты возможностей: интерактивные методы обучения с широкими возможностями, со средними возможностями и с узким спектром возможностей [1].

Второй вид классификаций – коммуникативный – опирается на коммуникативные функции деятельности: выделяются игровые или дискуссионные и психологические методы [2].

Дискуссионные, игровые и тренинговые интерактивные методы определяются в третьем подходе по их ведущей деятельности [3].

В основе четвёртого подхода наличие заданных моделей деятельности и наличие ролей [4].

Пятый подход к классификации интерактивных методов опирается на планируемый результат действий. Это методы: традиционные с функцией трансляции; новые (имитационные) с усилением роли мышления и развитием мотивации учащихся; новейшие – инновационные игры, формирующие интеллектуальную культуру и саморазвитие [5-7].

Шестой подход, в основе которого педагогическое взаимодействие: создание благоприятной атмосферы, организация коммуникации; обмен деятельностью; организация мыследеятельности и смыслотворчества; организация рефлексивной деятельности; интегративные методы [8,9].

Предложим новый подход к классификации интерактивных методов на основе их приложения к содержанию материала.

Интерактивные методы для изучения отдельных тем при обучении математике в профильной школе можно подразделить на несколько составляющих.

Малый кинозал. Включение в ход урока просмотра фрагментов художественных или документальных фильмов, а также видеороликов и видеосюжетов, поясняющих отдельные темы.

Работа в малых группах. Небольшой, в том числе и компьютерный, практикум на уроке для построения графиков, исследуемых величин, с последующим анализом данных.

Тренинг. Данная форма обучения построена на взаимодействии, на поиске актуального знания. Тренинг позволяет систематизировать имеющиеся навыки, осознать степень собственной компетенции, понять пути дальнейшего развития. Тренинг способствует сплочению команды и росту мотивации в работе. Тренинг можно использовать как универсальное средство не только для получения новых знаний, но и для мгновенного применения их на практике.

Дискуссия. Метод направлен на обмен взглядами по конкретной ситуации. Данный метод позволяет научиться спорить, отстаивая свое мнения и прислушиваться к мнению других. Дискуссии стимулируют развитие элементов коммуникативной компетентности участников, мысленно фиксирует основные высказывания участников.

«Мозговой штурм» (брейнсторминг). Данный метод строится на поиске ответа на сложную задачу через множество вариантов, предлагаемых участниками беседы. Такими вариантами могут служить случайные догадки, аналогии со схожими явлениями и процессами и другие идеи, приходящие в голову. При этом важным будет являться отсутствие оценочных высказываний сразу после его озвучивания. В данном случае все идеи записываются и лишь потом происходит их «разбор». Такая «свобода действий», с психологических позиций, позволяет участникам вести себя более раскованно и не бояться поставить себя в неловкое положение неудачной фразой.

Деловые и ролевые игры. Суть данного метода заключается в том, что необходимо смоделировать ситуацию той деятельности, которой нужно обучить учащихся. Данный метод позволяет участникам наиболее реально ощутить происходящие события и почувствовать последствия выбора.

Метод проектов. Представляет собой совокупность действий, которые направлены на получение реального продукта (решение конкретной задачи). Основным отличием от учебно-исследовательской деятельности, результатом которой является некое «достижение истины», в проекте происходит всестороннее исследование, которое необходимо для решения конкретной практической задачи.

Таким образом, современные тенденции диктуют новые требования к «идеальному» специалисту. И, очевидно, что педагог должен регулировать процесс развития личности. Интерактивные методы в этом плане – это отличный старт на пути эмоционального и духовного единения участников, их взаимно направленной активности, и высокому уровню жизненно-необходимых навыков взаимодействия.


Список литературы

  1. Панина, Т.С., Вавилова, Л.Н. Современные способы активизации обучения [Текст] /Т.С. Папина. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 176 с.
  2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский, под редакцией В.В. Давыдова – М. АСТ Астрель Хранитель, 2008 – 674 с.
  3. Аммосова, Н.В. Развитие творческой личности школьника при обучении математике [Текст]: Учебное пособие / Астрахань: Изд-во АИПКП, 2006. – 224 с.
  4. Аммосова, Н.В. Развитие мыслительных операций младших подростков в процессе решения математических задач [Текст] / Аммосова Н.В., Коваленко Б.Б. //Математика. Компьютер. Образование. Сборник научных трудов. -2002. — Выпуск 9. Часть 1. – 347с.
  5. Шмаков, С.А. Игры учащихся феномен культуры [Текст] / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1994. – 240 с.
  6. Рубцов, В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения [Текст] / В.В. Рубцов – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.
  7. Педагогика [Текст]: учебник/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.1998.
  8. Кларин, М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта [Текст] / М.В. Кларин // Педагогика. – 2000. – № 7. – С. 12-18.
  9. Хозяинов, Г.И. Средства обучения как компонент педагогического процесса [Текст]/ Хозяинов Г.И. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. – М.:1998. – Т.5. – С.130-136.