МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

№11,

Юридические науки

Рзаева Арзу Исбандияр


Ключевые слова: МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ; ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО; ТЕОРИЯ; LOCAL GOVERNMENT; FEDERAL STATE; THEORY.


Аннотация: В данной статье рассматриваются подходы к определению роли местного самоуправления в федеративных государствах.

Местное самоуправление в разных формах присутствует в большинстве государств мира. Оно призвано создавать условия для благополучного существования и развития населения на территории его проживания. Безусловно, это важный общественный и властный институт. Исторические, культурные и другие особенности, находящие свое отражение в форме правления и форме государственного устройства, индивидуализируют систему местного самоуправления в отдельной стране, делают ее непохожей на другие. В федеративном государстве местное самоуправление сотрудничает с вышестоящими властями, участвует в различных совместных программах, являясь значимым элементом федеративных отношений.

Активное развитие местного самоуправления в федеративных государствах (в том числе в Российской Федерации) характерен для XX в. — начала XXI в. Первыми в теоретической разработке проблем местного самоуправления считаются германские правоведы. По мнению немецких ученых, Л. фон Штейну впервые дал понятие местного самоуправления как активной формы участия граждан в управлении делами государства.[2]

В настоящее время существует несколько взглядов на суть местного управления. Традиционно выделяют две крупные теории — общественную и государственную.

Общественная теория возникла из-за засилья чиновников во времена борьбы против королевского абсолютизма. Население смогло обрести право управления местными делами путем создания выборных органов. Государственные вопросы в общественной теории должны были решать назначенные государственные служащие, которые не подчинялись местному самоуправлению. Общественная теория отстаивала демократические начала местного самоуправления.

Государственная теория исходило из того, что местное самоуправление – это часть целостного управления обществом. Местное самоуправление является продолжением государственной власти и ее основа определяется законом. Органы и должностные лица в данной теории — «агенты» государственной власти на местах. Возможность создания на местах (не во всех территориальных единицах) управлений, отделов министерств, но органы местного самоуправления могли не подчинятся им, но обязаны согласовывать некоторые общественные мероприятия.

Обе теории имеют достоинства и недостатки. Правление на местах сочетает и общественные, и государственные элементы.

Что касается статуса местного самоуправления в федеративных государствах, то выделяют два основных подхода. Исторически первым является подход, в соответствии с которым местное самоуправление является производной от власти субъектов федераций (США, Канада). Другой подход характеризует местное самоуправление как самостоятельный институт публичной власти и составной частью системы федеративного устройства. Данный подход находит свое отражение в конституциях ФРГ, Нигерии, ЮАР. В этих государствах местное самоуправление признается в качестве одним из важнейших ресурсов развития демократии и славится своей приближенностью к населению.[3]

В Российской Федерации местное самоуправление в соответствии с Конституцией не является частью федеративных отношений, она подчеркивает независимый характер местного самоуправления от органов государственной власти на разных уровнях (ст. 12). При этом установление общих принципов относится к совместному ведению федерального центра и субъектов федерации (ст. 72).[1]

Таким образом, выделяют общие подходы и идеи, заложенные в принципах организации местного самоуправления в федеративных государствах. Существуют различия в подходах к определению места и роли местного самоуправления в федеративных государствах.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2012 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ). // Рос.газ. 1993 № 237; 2014 № 7448.
  2. Левин С.А. Местное самоуправление в федеративных государствах Европы: сравнительно-правовое исследование: дис… канд. юр, наук. – М., 2007. — С. 186-198.
  3. Ларичев А.А. Конституционно-правовое регулирование места и роли местного самоуправления в механизме публичной власти в федеративных государствах // Актуальные проблемы конституционного права: сб. мат. II Всерос. конф. (Абакан, май. 2011 г.) – Абакан, 2011. – С. 46-50.