СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ТРАНСГРАНИЧНОМ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ОПАСНЫХ ОТХОДОВ

№11,

Экономические науки

Веселова Мария Павлиновна

Мозжегорова Ольга Алексеевна (Кандидат экономических наук)


Ключевые слова: ОПАСНЫЕ ОТХОДЫ; СОЖЖЕННЫЙ СЛАНЕЦ; ТРАНСГРАНИЧНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ; HAZARDOUS WASTE; BURNED SLATE; TRANSBOUNDARY MOVEMENT.


Аннотация: В статье рассмотрены проблемные аспекты трансграничного перемещения опасных отходов (сожженного сланца) в Российскую Федерацию из Эстонии, а так же предложены основные направления мер по их совершенствованию.

Основной задачей при современных условиях производства является обеспечение безопасности, в первую очередь национальной. Но так же одно из основных мест занимает вопрос об обеспечении безопасности лиц, задействованных в транспортировке опасных отходов. Большое значение имеет также экологический аспект перевозки опасных отходов, так как воздействие опасных веществ, перевозимых различными видами транспорта, на окружающую среду может вызвать необратимые изменения, включая гибель, флоры и фауны.

Государственный контроль, в первую очередь таможенный, имеет множество проблемных аспектов, в зависимости от вида отходов и их индивидуальных особенностей. Одним из наиболее проблемных товаров является сожжённый сланец.

Одним из лидеров поставки золошлаковых материалов является компания ПВЦ. Данная компания поставляет сожжённый сланец под товарной маркой «ZOLEST-bet» и «ZOLEST-oil» от производителя АО «Ээсти энергия» (Эстония). «Сожжённый сланец Zolest» является активной минеральной добавкой, повышающей прочность и водонепроницаемость бетонов, растворов, сухих строительных смесей.[1] Главными конечными потребителями являются крупные компании строительной и нефтяной отрасли (Метрострой, Лукойл, Роснефть, Газпром, Сургутнефтегаз и др.).

Первым проблемным аспектом является расхождение содержания терминологии в области опасных отходов и их трансграничного перемещения с точки зрения национального законодательства РФ.

Закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в определении отхода содержит термин «удаление», которое не определено в законе. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением распространяется только на отходы, а не продукцию.

Постановление Правительства РФ №442 «О трансграничном перемещении отходов» от 17.07.2003 (ред. от 09.08.2016) не содержит в перечне товаров «Шлак и зола прочие, включая золу из морских водорослей (келп)», имеющие код ТН ВЭД 2621 900000.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 №30 (ред. от 04.08.2017) в п. 2.3 «Опасные отходы» содержит «Шлак и зола прочие, включая золу из морских водорослей (келп)» из товарной позиции 2621 ТН ВЭД ЕАЭС, в которую входят все золы, не выделенные в отдельные группы, как отходы, так и продукцию, получаемую из зольного остатка от сжигания. ТН ВЭД ЕАЭС не содержит пояснений по отнесению товара к отходам или продукции.

Росприроднадзор подчиняется Приказу Минприроды и не даёт заключений по не отнесению материалов к п. 2.3 «Опасные отходы» Решения Коллегии ЕЭК №30.[2]

Таким образом, главным проблемным аспектом является разные подходы отнесения «сожженного сланца» или к продукту или к отходу.

В рамках национального законодательства, на территории РФ сожжённый сланец является продуктом, это регламентируется:
1. ГОСТом 24211-2008 «Добавки для бетонов и строительных растворов. Общие технические условия», ГОСТом 25818-91 «Золы-уноса тепловых электростанций для бетонов. Технические условия».
2. Паспортом химической безопасности.
3. Каталожным листом продукции.
4. Всеми необходимыми для строительной продукции экспертными заключениями в соответствии с 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Для целей таможенного контроля в РФ сожжённый сланец является отходом по следующим основаниям:
1. Код ТН ВЭД ЕАЭС 2621 900000.
2. Попадает по коду ТН ВЭД ЕАЭС, в п.2.3 «Опасные отходы» Решения Коллегии ЕЭК №30.
3. К декларации необходимо прилагать лицензию Министерства промышленности и торговли.
4. Росприроднадзор по регламенту не имеет права выдавать разрешение на продукцию.

В стране — производителе Эстонии сожжённый сланец является продуктом и регламентируется:
1. Государственным стандартом Эстонии EVS 927:2015. [3]
2. Письмом АО «Эести Энергия» №J-JUH-11/481 от 16.03.2016.
3. Регламентом ЕС, регулирующим производство, регистрацию и оборот химических веществ № 01-2119703178-42-0002 (REACH), который не регламентирует отходы.

Таким образом, нет единого мнения об отнесении сожжённого сланца к конкретной категории. Более того Росприроднадзор является инициатором создания административных барьеров для импорта/экспорта на территорию РФ отдельных категорий продуктов и отрасли переработки отходов производства и потребления. Например, подписываются и принимаются документы, которые позволяют включать продукты в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) продукты основного производства как новые отходы. В общей сложности ФККО содержит 4127 наименований отходов, за 2016 год каталог был дополнен 2474 новыми позициями.

Так же используется несовершенство экологического законодательства РФ, например, отсутствие четкого момента перехода отхода в продукт (утилизация), а также наличие в Решении ЕЭК №30 в п. 2.3 присутствие позиции «Золы прочие», которые не имеют единого толкования.

На основании письма Росприроднадзора в июле 2016г. сожжённый сланец был переквалифицирован в категорию отходы и вводится запрет на трансграничное перемещение отходов без соответствующих разрешительных документов. Так же игнорируются распоряжения вышестоящего Министерства природы РФ, а именно: Росприроднадзор выдает заключение (разрешительный документ) на трансграничное перемещение опасных отходов «золошлаковая смесь от сжигания угля (сланцевая зола)», хотя по определению сланцевая зола не может быть получена как отход в результате переработки угля. Так же Министерство природы, начиная с 2015г. направило 6 писем в различные ведомства о необходимости отнесения данного товара к отходам, однако положительного эффекта от данных действий не последовало.

Более того путей законного получения разрешительного документа Росприроднадзора нет, так как: «Сожжённый сланец» отсутствует в ФККО, так как является продукцией, а не отходом; отсутствует трехсторонний договор (контракт) между производителем, поставщиком и потребителем; в период с 2016г. Росприроднадзор вносит предложения о внесении в ФККО нового отхода – «зола от сжигания твёрдых горючих сланцев малоопасная» (код 61153111404). В результате неправомерной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования был создан административный барьер для предпринимательской деятельности в РФ. Так же следствием этого являются потери федерального бюджета в размере сотен миллионов рублей в год, за счет налогов, уплачиваемых АО «ПВЦ» и конечными потребителями.

В результате судебного заседания было вынесено постановление №09АП-10722/2017 от 06.04.2017, которое признавало незаконным решение Росприроднадзора, признавшего сожжённый сланец отходом и оформленного письмом № ВС-08-01-32/12200 от 23.06.2016. Это постановление устанавливает, что для пересечения через границу РФ сланцевой золы не нужно представлять разрешительные документы на трансграничное перемещение опасных отходов. Более того, суд обязал Росприроднадзор направить в ФТС России письмо, с целью снятия существующего административного барьера для ввоза сожжённого сланца. Письмо №12-47/13143 от 16.05.2017 Минприроды утвердило факт незаконности действий Росприроднадзора по внесению сожженного сланца в ФККО, однако данное письмо так и не было направлено в ФТС России, а направлено руководителем Росприроднадзора в кассацию. Однако решение суда вступило в законную силу и должно быть выполнено независимо от дальнейших планов Росприроднадзора на подачу апелляции и оспариванию решения.

Таким образом, на данном этапе существует множество проблем при трансграничном перемещении опасных отходов, и рассмотренный случай перемещения сожжённого сланца является не единственным, а в результате противоправных действий конечные потребители теряют легальный доступ к современным материалам.

Одним из приоритетных направления совершенствования трансграничного перемещения опасных отходов является унификация нормативной правовой базы в области перемещения опасных отходов. Следовательно, необходимо внести дополнения в ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления», в котором необходимо четко обозначить механизм перевода продуктов в опасные отходы, а так же наличие следующих документов:
1. Регламента производства продукта.
2. Технических условий применения продукта.
3. Сертификата соответствия продукта ГОСТу.
4. Четкое отражение продукта в бухгалтерском отчете предприятий.

В статье 1 ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления» определить содержание терминов «удаление отходов», «побочный продукт», «переработка отходов», а также дополнить термин «отходы», для наличия четкой границы понятий «отход» и «продукт». Для наиболее эффективного и рационального государственного контроля необходимо установить принцип, позволяющий компаниям самостоятельно определять какие товары, полученные в процессе их деятельности, являются отходами.

Так же одним из решений, существующих проблем является внесение изменений в регламент деятельности Росприроднадзора, при трансграничном перемещении опасных отходов, согласно которому данная служба выдавала бы разрешительный документ о неотнесении представленного товара к категории «отходы», а, следовательно, наличие данного не требуется при помещении под таможенную процедуру в таможенном органе.

Дополнительно в условиях быстрого развития экономики и научно технического прогресса, необходимо проводить мониторинг соответствия единой правовой базы современным реалиям, в частности, необходимо расширить и уточнить позицию 2.3 Единого перечня Решения ЕЭК №30, касающуюся опасных отходов. Кроме того, нужно учитывать исключения из данного перечня для товаров, которые в полной мере обладают признаками и характеристиками продукции, а не отходов, определенных исключительно по коду ТН ВЭД ЕАЭС.

Для эффективной организации сотрудничества Росприроднадзора с бизнес — структурами необходимо создание рабочих групп, в которые бы входили представители обеих сторон, а также в качестве постоянной практики применять согласование решений, регулирующие деятельность бизнеса с общественными организациями и профильными ассоциациями.

Одним из основных последствий развития экономики является постоянная тенденция увеличения ассортимента опасных отходов, которая вызывает необходимость обезвреживания, утилизации либо переработки данных отходов. Возникает необходимость перевозки отходов, которая должна быть организована наиболее экологичным способом из всех возможных.

В настоящее время остаются нерешенными многие проблемные аспекты, в первую очередь – несовершенство нормативной базы в области трансграничного перемещения опасных отходов. Также нежелание заинтересованных сторон, а именно, Росприроднадзора, к эффективному сотрудничеству. Необходимо обеспечение слаженного взаимодействия всех заинтересованных органов исполнительной власти, а так же четкое исполнение требований Минприроды Росприроднадзором и ФТС России.

Поэтому при осуществлении государственного контроля (таможенного) необходимо наличие четко определённых и согласованных требований, предъявляемых к опасным отходам, а также условиям и процедурам их перевозки.

Положительную сторону данного вопроса, составляет то, что Минприроды осознает степень опасности сложившейся ситуации связанной с перемещением отходов, в первую очередь, при предъявлении товаров в таможенный орган. При несоблюдении требований перевозки, утилизации (удаления) отходов I-V класса опасности, последствия могут являться угрозой безопасности не только здоровью населения, но и нормальному состоянию окружающей среды. Нормативная правовая база в области трансграничного перемещения опасных отходов, основывается на положениях Базельской конвенции и национального законодательства РФ и является довольно обширной, но нуждается в совершенствовании.

В случае если все страны – участницы Базельской Конвенции будут в полном объеме соблюдать установленные требования, то негативное влияние от транспортировки и удаления опасных отходов можно будет свести к минимуму.

Кроме того, необходимо с особым вниманием относиться к процедурам проведения таможенного контроля и соблюдать все установленные требования по технике безопасности с целью минимизации влияния опасных отходов на должностных лиц таможенных органов и заинтересованных лиц.

Все аспекты порядка организации и осуществления транспортировки отходов I-V класса опасности в качестве одного из вида обращения отходов должны проводиться в жестком соответствии с регламентирующими нормами. И на любом уровне должны осознавать тот факт, что здоровье планеты и человечества – в руках каждого.


Список литературы

  1. Профцемент-Вектор, Сожжённый сланец Zolest, (дата обращения 06.11.2017), URL:https://profcement.ru/zolest/
  2. Приказ Минприроды России от 29.06.2012 N 179 (ред. от 16.01.2015) «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов», (дата обращения 05.11.2017г.), URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135430/
  3. Центр стандартизации Эстонии, Государственный стандарт Эстонии EVS 927:2015 «Сгоревшие сланцы для строительных материалов — Спецификация, производительность и соответствие», (дата обращения 06.11.2017), URL:https://www.evs.ee/products/evs-927-2015