СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ ВВОЗА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ САНКЦИОННЫХ ТОВАРОВ

№11,

Экономические науки

Башарова Эльвира Иншаровна

Веселова Мария Павлиновна

Мозжегорова Ольга Алексеевна (Кандидат экономических наук)


Ключевые слова: НЕЗАКОННОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ; САНКЦИИ; МОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ; СЕРТИФИКАЦИЯ; ILLEGAL MOVEMENT OF GOODS; SANCTIONS; MOBILE GROUPS; CERTIFICATION.


Аннотация: В статье рассмотрены различные схемы незаконных поставок санкционных товаров в Российскую Федерацию через территорию Республики Беларусь и Республику Казахстан, а также предложены основные направления совершенствования мер по их пресечению.

В результате проведенного референдума и присоединению Крыма к России в 2014 г. против Российской Федерации были введены санкции, инициатором выдвинутых ограничений были страны Евросоюза, США, Канада, Австралия и др. Безусловно, главным инициатором введения санкций является США. Данные санкции коснулись в основном сельскохозяйственного и финансового секторов [1]. В ответ на такие меры Россия почти сразу ввела, в соответствии с Указом Президента РФ № 560, контрсанции.[2] Данный Указ содержит перечень сельскохозяйственной продукции, происходящей из вышеназванных стран, которая является запрещенной к ввозу на территорию РФ. Торговое эмбарго в отношении стран Европейского союза, Соединенных Штатов Америки, Канады, Австралии и Норвегии было введено российским правительством 7 августа 2014 года. Позднее к ним присоединились еще пять стран — Албания, Черногория, Исландия, Лихтенштейн и с 1 января 2016 года — Украина. В рамках нестабильной политической ситуации и действия санкций против РФ Президентом России было принято решение о продлении контрсанкций до 31.11.2018, закрепленное Указом Президента №293.[3]

Большинство иностранных компаний, желая выйти на российский рынок в обход эмбарго, а также сохранить существующие объемы экспорта санкционных товаров, фальсифицируют сертификаты страны происхождения этих товаров. В связи с введением санкций количество фальсифицированных сертификатов о происхождении товара имеют положительную динамику.

Наиболее актуальным направлением является Беларусь, так как во время российского продовольственного эмбарго на поставки отдельных групп товаров, происходящих из стран Евросоюза, запрещенные товары поставляются именно из РБ. После проведенных исследований российская сторона выявила группу поставщиков нелегальной продукции. Ссылаясь на данные, представленные Россельхознадзором, в период с августа 2015 вплоть до августа 2017 было обнаружено и задержано более 16,5 тысяч тонн нелегально ввезенных фруктов и овощей, а так же более 600 тонн сыра и мяса.[4] Реальный импорт контрабанды может превышать обнаруженные объемы в несколько раз, и большинство, несомненно, поступает из РБ.

Помещенный под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в РБ иностранный товар при завершении процедуры приобретает статус товаров Союза, а значит, может свободно перемещаться по всей таможенной территории ЕАЭС. Если в данном случае маркировка страны происхождения на товаре будет изменена, переклеена и т.д., определить реальную страну происхождения практически невозможно. Безусловно, экспертиза помогает определить регион происхождения товара, но к указанному региону могут относиться и те страны, к которым не применяется торговое эмбарго.

Рассмотрим перечень контрагентов, вошедших в схему поставки запрещенных товаров. По данным ФТС России 29 компаний, зарегистрированных в РФ, являются основными продавцами запрещенной продукции. Основными контрагентами на территории Республики Беларусь являются: «Белтаможсервис», ООО «Глобалкастом», ООО «Газ Венчуре». Основываясь на данных сетевого издания «Информационный ресурс СПАРК» – профессиональное решение для проверки контрагентов, можно сделать вывод, что большинство из них было зарегистрировано в период с 2014 г., а их учредителями являются граждане Республики Беларусь. Главный профиль деятельности этих организаций – поставка продуктов питания, в основном, плодоовощной продукции, морепродуктов и др. Именно представленные три белорусские компании специализируются на ввозе в Беларусь продукции, которая запрещена в России, и нередко потом эта продукция попадает на внутренний рынок РФ. ФТС России провела проверку наличия у рассматриваемых контрагентов деклараций о соответствии на импортируемую продукцию. Данные декларации подлежат регистрации в Росаккредитации и подтверждают безопасность продукции. В результате проверки выяснилось, что часть деклараций была выдана российскими аккредитованными лабораториями на запрещенные к ввозу в РФ продукты. Кроме того, для получения декларации контрагент из РБ должен был ввезти в РФ образцы продукции, но в виду действующих санкций сделать это законно невозможно. Следовательно, декларации о соответствии не могут быть признаны действительными. Опираясь на данные, представленные ФТС России, с 2015 года, указанные 29 компаний перевели на счет своих белорусских контрагентов за поставки плодоовощной продукции порядка 125,7 млн. долларов США.[5] В результате, помимо возбуждения дел об административных правонарушениях к данным компаниям будут применены новые ограничения. В целях дальнейшего пресечения нарушений и своевременного информирования ФТС России направила данную информацию в Центральный Банк РФ, Минэкономразвития, Роспотребнадзор, Росаккредитацию и другие федеральные органы исполнительной власти. Центральный Банк и ФТС России пришли к соглашению, что необходимо сотрудничество в целях пресечения правонарушений, так ЦБ может отказать в переводах денежных средств, совершении сомнительных операций в пользу белорусских контрагентов, для компаний, попадающих в зону риска, определенную ФТС России.[6] Данная мера должна значительно сократить ввоз запрещенной продукции в РФ, в связи со сложностью взаиморасчетов между компаниями.

Кроме того, Росакредитация проводит проверки лабораторий, в обязанности которых входит анализ образцов товаров перед выдачей деклараций. Было выявлено, что недобросовестные декларанты указывали в заявлениях для получения декларации недостоверные сведения о протоколах испытаний, проведенных в лабораториях, где в реальности никаких испытаний проведено не было. В итоге, было прекращено действие аккредитации трёх лабораторий, которые выдавали сертификаты соответствия, в том числе, белорусским контрагентам, в их число вошли: ООО «Контур-Сертификация», ООО «НПО ФорКаб» и ООО «Градиент». Необходимо отметить, что проверки продолжают проводиться, и возможно, в скором времени прекратят свою деятельность еще несколько органов по сертификации. Представитель из Федеральной службы по аккредитации подтвердил информацию о получении письма от Федеральной таможенной службы, а также выявленную незаконную схему поставок запрещенной продукции в РФ (рис.1)


Рис.1. Схема незаконных поставок в РФ санкционных товаров, а также меры по их пресечению

Рассматриваемые компании находятся на рынке достаточно долго, и неоднократно, в результате своей деятельности, привлекали внимание российской таможенной службы.

РУП «Белтаможсервис» было образовано ГТК РБ в 1999г. и является одним из самых крупных операторов на рынке логистических услуг в РБ, так же имеет 8 филиалов. Более того, данная компания обладает СВХ, таможенными складами, является таможенным представителем, уполномоченным экономическим оператором, а также включена в соответствующие реестры.

Согласно информации, размещенной на сайте ФТС России, в период с января по май 2017г. в РБ было импортировано 975,2 тыс. тонн товаров, запрещенных к ввозу в РФ. Большая часть из данной продукции, а именно, 835 тыс. тонн, было ввезено из стран, к которым РФ применяет санкции. Только в адрес РУП «Белтаможсервис», являющимся одним из сомнительных контрагентов, импортировали около 94 тыс. тонн санкционных товаров. При этом около 78% ввезенных товаров (примерно 72тыс. тонны) были овощи и фрукты.

Вместе с тем, по данным официальной информации, на РУП «Белтаможсервис» приходится немногим больше 10% от общего ввоза запрещенных товаров. Однако на таможенных постах, расположенных на СВХ, принадлежащих данной компании, за первые 5 месяцев 2017 г. были проведены таможенные операции с 554,5тыс. тонн запрещенными к ввозу продуктами, что составило 64% от всех ввезенных в РБ товаров, относящихся к данной категории.

В течение первых 5 месяцев 2017 г. из РБ в РФ было импортировано 1,2 млн. тонн товаров, относящихся к тем же группам товаров, ввоз которых запрещен. Как видно на рис. 2, данный импорт имеет положительную динамику. Например, за 2017 год импорт вырос по сравнению с аналогичным периодом в 2013 на 566,2 тыс. тонн (на 4,72%), в 2014 на 726,6 тыс. тонн (на 6,06%), в 2015 на 1170 тыс. тонн (на 9,75%), в 2016 на 1090 тыс. тонн (на 9,08%). При этом примерно 1/5 часть поставленной продукции (268,7 тыс. тонн) составляет плодовоовощная продукция. По данным ФТС России, РУП «Белтвможсервис» поставил за аналогичный период в адрес российский контрагентов 178,6 тыс. тонн товаров, (в том числе 47 тыс. тонн плодовоовощной продукции).


Рис.2 Импорт в РФ товарных групп, отнесенных в период действия санкций к запрещенной продукции

О двух других белорусских контрагентах, попавших в раскрытые схемы ФТС России, известно гораздо меньше информации, однако они уже фигурировали в сводках о нелегальных поставках. Например, ООО «Газ Венчуре» упоминалось в докладах Россельхознадзора как экспортер, занимающийся поставками овощей и фруктов в РФ по поддельным фитосанитарным документам.

Для решения возникшей проблемы необходимо тесное сотрудничество РБ и РФ. Российская сторона предприняла попытки достичь соглашения с белорусской стороной о введении дополнительных мер, которые должны сократить количество нелегальных поставок. Россельхознадзором было предложено, для обеспечения прозрачности схем поставок, в своей работе использовать «Аргус-Фито» — электронную систему, разработанную ведомством. Данный программный продукт позволяет создать единую базу данных о перемещении подкарантинных товаров, а также оформлять товаросопроводительные документы. Однако белорусские коллеги отказываются принимать данное нововведение, и подчеркивают, что применяют все возможные меры для обеспечения соблюдения законодательства. Вместе с тем представленная выше динамика импорта товарных групп свидетельствует об обратном.

Помимо раскрытой ФТС России схемы, существуют и другие способы нелегального ввоза санкционных товаров, например, использование поддельных фитосанитарных сертификатов. В РБ таможенные органы выпускают такую продукцию, даже если она, со всей очевидностью, не характерна для данного региона. Поэтому Россельхознадзор был вынужден запретить ввоз на территорию РФ отдельных категорий товаров из стран Африки через РБ.

Рассмотрим ещё одну схему обхода российских запретительных мер.

1. Ввоз товаров, подвергшихся санкциям, на территорию Республики Беларусь для внутреннего потребления с последующим незаконным ввозом на территорию Российской Федерации.

Участники ВЭД фальсифицируют документы о стране происхождения товаров, удаляют маркировку с упаковки или отправляют товар без сопроводительных документов.

2. Ввезенный в Беларусь товар помещается под процедуру транзита в Казахстан через территорию РФ, однако, не доезжая до Казахстана, остаётся на территории РФ.

Таможенное законодательство ЕАЭС позволяет подать только транзитную декларацию с указанием сведений из транспортных документов, которые могут быть подделаны.

Во избежание подобных ситуаций Россельхознадзор установил, что товары, следующие транзитом в Казахстан и другие страны Центральной, Восточной и Западной Азии, должны ввозиться только через пункты пропуска, расположенные на российском участке таможенной границы Союза.

3. В 2014 году Россельхознадзор выявил новую схему поставки в РФ санкционной мясной продукции.

Продукция поступала из Европейского Союза в Казахстан транзитом через РБ и РФ. В РБ товар поступал по поддельным документам, где в качестве страны происхождения товара указывалась Бразилия. Из республики Казахстан товар моментально переправлялся в РФ по фальсифицированным ветеринарным сертификатам. В данной незаконной операции было задействовано 254 большегрузных автомобиля.

В скором времени ожидается запуск в Казахстане собственной информационной системы ЕАСУ АПК, необходимой для сертификации, проверки и отслеживания подконтрольных государственному ветеринарному надзору товаров. Данная система позволит оперативно обмениваться информацией и пресекать незаконные схемы на стадии их возникновения.

4. Санкционные товары ввозятся на территорию РБ и подвергаются переработке. Затем на законных основаниях товар ввозится в Россию.

Бороться с данной схемой крайне сложно, поскольку в случае достаточной переработки продукции в Республике Беларусь страной происхождения товара будет являться именно она. Следовательно, данные товары не будут подпадать под действие российских санкций.

С 2016 года на приграничных территориях РФ действуют мобильные группы, состоящие из сотрудников ФТС России, Россельхознадзора и других ведомств, которые досматривают транспортные средства и товары.[7] Данные мобильные группы показали положительные результаты, а именно: с начала их работы выявлено 43,5 тыс. тонн товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения ВТД.[8]

Из них товары биологического происхождения составляют 33,4 тыс. тонн, производственно-технического и потребительского назначения – 6,7 тыс. тонн, с нарушениями при осуществлении транзита – 3,4 тыс. тонн товаров. Данные по регионам с 27 ноября 2015 года (дата введения наблюдения) по 1 октября 2017 года представлены на рис. 3.


Рис. 3. Масса Вес товаров с нарушениями, выявленных мобильными группами (т.) (по региональным таможенным управлениям за период с 27 ноября 2015г. по 1 октября 2017г.)

Общее число транспортных средств, задержанных в период с 27 ноября 2015г. по 1 октября 2017г. составляет 199 234, а проверенных товаров — 6,296 тыс. тонн (рис. 4).


Рис.4. Количество транспортных средств, остановленных и проверенных мобильными группами (ед.) (по региональным таможенным управлениям за период с 27 ноября 2015г. по 1 октября 2017г.)

За данный период времени возбуждено 353 дела об административных правонарушениях и 12 уголовных дел в отношении перевозчиков. Возвращено в сопредельные государства (Казахстан, Украина, Белоруссия) 31,2 тыс. тонн, уничтожено 9 тыс. тонн санкционных товаров.[9]

Для пресечения проникновения на территорию РФ санкционных товаров Федеральной таможенной службой применяется многоконтурная схема. Первый контур — мобильные группы располагаются в пунктах пропуска через государственную границу РФ, второй – автомагистрали, ведущие в города федерального значения, третий и четвёртый — крупные оптово-распределительные центры.

Кроме того, на данный момент ведется сотрудничество ФТС России с АО «РЖД», Федеральным дорожным агентством и оператором системы «Платон». Данное сотрудничество должно упростить процедуру отслеживания перемещения грузов, а так же повысить эффективность работы таможенных органов РФ.[10]

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что для пресечения ввоза санкционной продукции по поддельным документам необходимо обеспечить мобильные группы современными транспортными средствами, что позволит более эффективно решать поставленные перед ними задачи на приграничной территории РФ.

Кроме того, с целью предотвращения ввоза через таможенную границу государств-членов Евразийского экономического союза санкционных товаров следует создать единую систему ЕАСУ АПК на всей территории ЕАЭС. Данная система обеспечит оперативное пресечение ввоза запрещенной продукции на территорию РФ.


Список литературы

  1. Правительство РФ, «Три года Правительству: хроника работы в «зеркале» средств массовой информации», (дата обращения 01.11.2017), URL: http://government.ru/news/18188/
  2. Указ Президента РФ от 06.08.2014 N 560 (с изм. от 30.06.2017) «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», (дата обращения 10.11.2017г.), URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166922/
  3. Указ Президента РФ от 30.06.2017 N 293 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», (дата обращения 10.11.2017г.), URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_218969/#dst100007
  4. РИА Новости, (дата обращения 01.11.2017), URL: https://ria.ru/society/20170725/1499091994.html
  5. Федеральная таможенная служба, Дальневосточное таможенное управление, (дата обращения 01.11.2017), URL: http://dvtu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=196&Itemid=212
  6. Меморандум о взаимодействии (сотрудничестве) по вопросам обеспечения прослеживаемости товаров, подлежащих ветконтролю (надзору), (дата обращения 01.11.2017), URL: http://www.zakon.kz/4778068-otpravljaesh-tovar-v-eajes-prover-v.html
  7. ФТС России, «Межведомственное совещание по вопросам пресечения ввоза и оборота санкционных товаров», (дата обращения 01.11.2017), URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25527:2017-07-20-06-30-37&catid=40:2011-01-24-15-02-45
  8. ФТС России, «Мобильные группы ФТС России выявили 43,5 тыс. тонн запрещенных товаров», (дата обращения 01.11.2017), URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25840:-27-2017-1-2017-&catid=40:2011-01-24-15-02-45
  9. ФТС России, «Мобильные группы ФТС России перешли на работу в усиленном режиме», (дата обращения 01.11.2017), URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25351:2017-06-09-06-48-08&catid=40:2011-01-24-15-02-45
  10. Журнал «Таможня» №23, «Мобильные группы: оперативно и эффективно», (дата обращения 01.11.2017), URL: http://www.customs.ru/attachments/article/25904/Tamognya_23_2017_str_11.pdf