НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

№11,

Экономические науки

Мельникова Мария Игоревна
Сазанов Олег Васильевич


Ключевые слова: НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ; УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ; ПРИНЦИПЫ; ЭТАПЫ; TAX PLANNING; ENTERPRISE MANAGEMENT; PRINCIPLES; STAGES.


Аннотация: Для определения места и роли налогового планирования в системе управления предприятия необходимо дать определение данному понятию, что и было представлено в данной статье. В данной статье рассматривались такие ключевые моменты планирования, как: важность корпоративного планирования, основополагающие принципы подхода определения целей для достижения поставленных задач, взаимосвязь этапов системы налогового планирования.

Государственный налоговый менеджмент начал формироваться в Российской Федерации после перехода экономики к рыночным отношениям, вследствие чего были созданы системы налогов, а также налогового администрирования. Параллельно с этим начал свое развитие и другой вид налогового менеджмента – корпоративный, основными целями которого является решение финансовых и налоговых отношений государства с предприятиями и организациями, которые возникают при выплате сборов и налогов. Корпоративный менеджмент является самой важной составляющей во всей системе управления организацией. Важность корпоративного планирования измеряется степенью тяжести налогов. Так, например, налог, составляющий более 50% затрат хозяйствующего субъекта, вынуждает применять методы корпоративного планирования, которые приобретают глобальный масштаб. В данном случае контроль производится руководством высшего уровня. В фирмах меньшего масштаба обязательно должны присутствовать свои группы или же отделы планирования налогов. Проекты внедряются только после тщательной экспертизы, которая проводится специалистами в данной области. Для новых же проектов привлекаются квалифицированные консультанты налогового планирования [1, с. 274].

Само планирование не является одноразовым планированием, а представляет собой непрерывные процессы, которые связаны с постановкой определенных целей и мероприятий, с помощью которых будут достигнуты данные цели.

Несмотря на то, что для различных предприятий существуют различные цели, проблемы и способы их решения можно выделить следующие основополагающие принципы подхода определения целей для достижения поставленных задач [2, 181]:
1. Законность, то есть данные цели должны соответствовать законодательству РФ;
2. Знание всех аспектов, относящихся к налоговому планированию;
3. Перспективность, то есть прогнозирование того, как применение методов оптимизации налогов повлияют на предприятие в целом.

Одним из важнейших элементов, который способствует грамотному планированию, по праву можно считать организацию налогового и бухгалтерского учетов.

При качественном и количественном увеличении показателей предприятия становится все труднее решать проблемы, которые связаны с налогами.

При недостаточном учете финансовой деятельности предприятия могут быть такие последствия, как издержки, банкротство и ликвидация самой организации [3, 54].

Налоговое планирование представляет собой несколько этапов, которые, так или иначе, взаимосвязаны между собой. Эти этапы не стоит рассматривать как некий однозначный алгоритм, который гарантирует уменьшение объема налоговых обязательств. Это объясняется тем, что при планировании идет взаимодополнение аналитики и элементов науки [4, 329].

I. Этап появления идеи бизнеса и связанные с этим организационные вопросы. На данном этапе идет процесс формулировки целей и задач. Решается вопрос о предоставленных законодателями налоговых льготах.

Не стоит забывать о важности готовности администрации к осуществлению налогового планирования, которое строится на основах стратегий и тактик, а также к четкому формулированию принципов по управлению подразделениями организации, которые преследуют цели налогового планирования.

Основными факторами здесь выступают координирование действий, дифференциация полномочий, а также контроль за выполнением предписаний вышестоящих органов.

II. Этап выбора наиболее выгодной локации с учетом соблюдения требований налогового планирования. Локация выбирается при учете расположений различных помещений организации, что включает в себя филиалы, дочерние компании и руководящие органы, организационно-правовые формы этих подразделений.

Транснациональные компании выбирают оптимальную юрисдикцию базовых компаний и их месторасположений.

III. Этап выбора организационно-правовых форм юридических лиц. На данном этапе определяется ее соотношение с возникающими налоговыми режимами.

Последующие этапы стоит отнести к нынешнему налоговому планированию.

IV. Этап, предусматривающий формирование “налогового поля организации”, целью которого является анализ льгот налогов. На базе проведенных анализов идет формирование планов эксплуатации по выбранным налогам.
V. Этап разработки систем договорных отношений организации (при учете вышеупомянутого налогового поля). Происходит прогнозирование последствий и потенциальных сделок аренды, подрядов, купли-продажи, возмездные оказания услуг и т.д. Результатом данной деятельности является образование договорного поля хозяйствующих субъектов.
VI. Этап, на котором составляется журнал хозяйственных операций, исполняющий роль основы ведения налогового и финансового учетов.

Впоследствии производятся анализы разнообразных налоговых положений с потенциальными потерями, которые обуславливаются штрафами или иными видами санкций.

VII. Этап, который напрямую взаимосвязан с организацией надежных учетов и контроля правильности выплаты налогов.

Внутренний контроль налогового расчета считается главной технологией уменьшения рисков и ошибок.

Также стоит отметить несколько пределов налогового планирования [1, 209]:
1) Законодательное ограничение. Под этим подразумевается необходимость регистрации в налоговых органах экономических субъектов, предоставление документации и т.д. Сюда также можно отнести и определенные меры наказания за нарушение НК РФ.
2) Меры административного воздействия. Они сводятся к тому, что органы налогов имеют право на требование своевременной выплаты налогов. Могут проводиться проверки и приниматься решения об использовании определенных санкций.
3) Специальные судебные доктрины. Данные доктрины используются и осуществляются непосредственно судами для признания тех или иных сделок несоответствующими определенным требованиям НК РФ и законодательства. Применяются в основном при уклонениях от уплаты налогов.

К ним можно отнести доктрины «существо над формой», «деловая цель».

Так же могут быть выделены и иные способы, с помощью которых органы государственной власти могут ограничивать сферу применения налогового планирования. К этому можно отнести заполнения пробелов в налоговом законодательстве, презумпцию облагаемости, право на обжалование сделок налоговыми и другими органами.

Основным ограничением налогового планирования стоит считать то, что налогоплательщики имеют права только на законные способы уменьшения обязательств, связанных с налогами. Иначе же вместо ожидаемой налоговой экономии можно ожидать лишь колоссальные потери финансов, банкротство или даже лишение свободы на определенный срок [5, с 142].


Список литературы

  1. Митюкова, Э.С. Налоговое планирование: более 60 законных схем / Э.С. Митюкова. — М.: АйСи Групп, 2016. — 352 c.
  2. Урман, Н.А. Эффективное налоговое планирование / Н.А. Урман. — М.: Налог. вестник, 2010. — 304 c.
  3. Евстигнеев, Е.Н. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России: Монография / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 270 c.
  4. Вылкова, Е.С. Налоговое планирование в 2 т. Том 2: Учебник для вузов / Е.С. Вылкова. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 440 c.
  5. Сазанов О.В. Роль местных налогов в формировании местного бюджета / О.В. Сазанов, Д.О. Соловьева, Е.П. Максимова // Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум». — 2015. — №2. — С. 139-144.