ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

№11,

Экономические науки

Даниелян Арам Арташесович

Любкина Екатерина Андреевна

Ханов Раджаб Магомедович


Ключевые слова: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ПЕРСОНАЛ; ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА; INFORMATION TECHNOLOGY; CUSTOMS TECHNOLOGIES; PERSONNEL; CUSTOMS; CUSTOMS OFFICER.


Аннотация: В статье обозначается понятие информационных технологий, дается обоснование их развития. Приводятся причины изменения требований к персоналу в таможенных органах в силу развития информационных технологий. Перечисляются требования к персоналу в таможенных органах, а также раскрывается каждое из них. Делается вывод, что развитие информационных технологий ведет к несомненному изменению требований к персоналу таможенных органов.

Объектом научной статьи выступает развитие информационных технологий.

Предметом статьи является влияние развития информационных технологий на требования к персоналу в таможенных органах.

Актуальностью выбранной темы является то, что сегодня развитие информационных технологий идет быстрыми темпами, что оказывает влияние на все сферы жизни, в том числе и таможенной деятельности. Модернизация информационных технологий приводит к сокращению численности работников в таможенных органах, формирует новые требования к персоналу.

Цель работы – выявить изменения требований к персоналу в таможенных органах из-за совершенствования информационных технологий.

В соответствии с поставленной целью вытекают и следующие задачи:
– раскрыть понятие информационных технологий и изучить степень их развития;
– изучить причины изменения требований к персоналу в таможенных органах в силу развития информационных технологий;
– определить требования к персоналу в таможенных органах, появившиеся благодаря совершенствованию информационных технологий.

В последнее десятилетие произошли значительные изменения в таможенной сфере, связанные с научно-техническим прогрессом. Особенно это коснулось совершенствования деятельности таможенных органов путем внедрения в практику работы информационных технологий и связанной с этим организационно-структурной перестройкой деятельности таможенных органов. Также существенному изменению подверглось формирование законодательных основ применения информационных технологий в деятельности таможенных органов. Накоплен определенный опыт их использования, что изменило и подходы к процессу таможенного контроля и декларирования, к технологии реализации таможенных операций. Целый ряд таможенных операций невозможно реализовать без применения электронных технологий.

Прежде, чем переходить к дальнейшим рассуждениям, необходимо разобрать, чем же являются информационные технологии. Информационные технологии – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов [1]; приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных [3]; ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации (ISO/IEC 38500:2008).

Процесс управления персоналом в России находится в постоянном развитии и совершенствовании. В настоящее время внедрение современных информационных технологий влечет за собой необходимость повышения требований к подбору и расстановке кадров в таможенных органах Российской Федерации. Внедрение современных способов электронного декларирования товаров, предварительного информирования таможенных органов о товарах, перевозимых через таможенную границу ЕАЭС, оказали существенное влияние на потребность таможенных органов в высококвалифицированных специалистах [5].

Компьютеризация работы таможенных органов, возрастание наукоёмкости, внедрение робототехники и информационных технологий приводят к сокращению численности персонала, изменению отношения к нему и, в конечном счете, повышению роли информационных технологий во всех процессах, связанных с таможенной деятельностью. Растет удельный вес работников высокой квалификации, специалистов и руководителей со специальной профессиональной подготовкой.

Как известно, сегодня эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии эффективных информационных технологий, направляющих и регулирующих активность этого компонента системы. Практически весь комплекс государственных функций, возложенных на таможенные органы, включая процессы декларирования и реализацию услуг, выполняемых по запросам участников ВЭД, реализуется посредством использования информационных технологий.

Наглядно процессы просматриваются в переходе от экстенсивного развития таможенной системы (рост числа внутренних и пограничных таможенных органов, появление новых функциональных подразделений
в 90-х гг. прошлого столетия) к интенсификации технологических процессов, основанных на изменившейся материально-технической базе таможенных органов, современных технологиях и передовом зарубежном опыте.

Следовательно, современная организация таможенной деятельности предъявляет к персоналу объективные требования необходимости наличия у него таких качеств, как:
– высокое профессиональное мастерство;
– способность принимать самостоятельные решения;
– владения таможенными и информационными технологиями;
– творческие и организаторские способности, навыки коллективного взаимодействия и т.д. [4]

Раскрыв каждое качество, предъявляемое к персоналу таможенных органов в условиях совершенствования информационных технологий, можно понять, почему именно этими качествами должен обладать сотрудник.

В первую очередь, сотрудник должен обладать высоким профессиональным мастерством. Данное требование имеет огромное значение, т.к. на сегодня набор персонала в таможенные органы очень ограничен, следовательно, руководитель будет склонен выбрать ту кандидатуру, у которой имеются более изощренные профессиональные навыки. Требования к профессиональным знаниям и навыкам служащих таможенных органов устанавливаются приказами ФТС России.

Такое качество человека как способность принимать самостоятельные решения является необходимым условием работы в таможенных органах. По опыту управленческой деятельности в таможенной сфере известно, что руководители постоянно поощряют самостоятельные и изобретательные действия подчиненных в исполнении ими функций в пределах своей компетенции.

Творческие и организаторские способности, навыки коллективного взаимодействия и другие качества работника несомненно также имеют спрос у руководителей. Внедрение новых информационных технологий приводит к тому, что количество персонала сокращается, и оставшимся на своих рабочих местах сотрудникам необходимо развивать в себе организаторские способности и тесно взаимодействовать друг с другом.

Владение таможенными и информационными технологиями на высоком уровне для персонала таможенных органов является наиболее значимым качеством, так как это не просто вызов времени, а главный показатель степени готовности выполнять поставленные перед ним задачи.

Кроме того, сегодня практически все без исключения процедуры таможенного декларирования, таможенного контроля, мониторинга таможенной стоимости, системы управления рисками и многие другие автоматизированы и составляют единую автоматизированную информационную систему таможенных органов. И совершенное владение информационными технологиями в области таможенного дела это один из главных показателей уровня подготовки современного сотрудника.

Должностным лицам таможенных органов необходимо раз за разом повышать свои навыки в сфере информационных технологий для того, чтобы уметь пользоваться программными средствами. Это можно осуществить с помощью следующих действенных методов:
– обучения;
– консультаций;
– тестов;
– повышения квалификации;
– и т.д.

Модернизация информационных систем и их внедрение в практику работы таможенных органов связаны с формированием единого информационного поля, организации оперативной работы и контроля за перемещением грузопотока в режиме онлайн со стороны всей российской таможенной системы. Ведь это единственная служба в мире, представителям которой приходится работать одновременно в одиннадцати часовых поясах, осуществляя таможенный контроль на таких огромных пространствах, где расстояние между таможней и подчиненным ей таможенным постом исчисляется сотнями километров.

Должностные лица должны не только уметь работать с информационными технологиями, но и делать это качественно. Согласно Стратегии таможенной службы Российской Федерации до 2020 г., использование должностными лицами единой автоматизированной информационной системы таможенных органов планируется развить с 30 процентов в 2013 году до 75 процентов к 2020 году.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие информационных технологий привело к появлению новых требований к персоналу в таможенных органах и методов для того, чтобы должностные лица могли с легкостью пользоваться программными средствами. Были достигнуты поставленные цели, а именно: раскрыто понятие информационных технологий и определена степень их развития; выявлены новые, измененные требования к сотрудникам таможенных органах в связи с совершенствованием информационных требований. Также были изучены причины, которые повлекли за собой изменения требований к персоналу в таможенных органах. Затем был приведен перечень основных, наиболее важных требований, непосредственно появившихся в связи с совершенствованием информационных технологий.


Список литературы

  1. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 15.04.2014) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru.
  3. «ГОСТ 34.003-90. Межгосударственный стандарт. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения» (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 № 3399) из информационного банка «Строительство» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru.
  4. Просянников Н.Н. Управление персоналом в таможенных органах: учебное пособие. Владивосток: РИО Владивостокского филиала РТА. 2012. 160 с. С.19-20.
  5. Немченко О.А. Об особенностях процесса управления персоналом в таможенных органах // Экономика и социум. 2016. № 4 (23). С.10-13 (С.10).
  6. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: http://www.customs.ru (Дата обращения: 01.12.2017).