СОЗДАНИЕ УЧЕБНЫХ СЛОВАРИКОВ-ВОКАБУЛЯРОВ ДЛЯ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ

№10,

Педагогические науки

Козлова Марина Михайловна
Трунова Валерия Витальевна
Шицко Эвелина Валерьевна


Ключевые слова: МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК; ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА; СЛОВАРИК-ВОКАБУЛЯР; МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ; ОСНОВЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ; YOUNG SCHOOLBOY; SOCIAL-POLITICAL LEXICO; DICTIONARY-VOCABULARY; METHODOLOGICAL RECEPTIONS; BASIS OF ADVOCACY.


Аннотация: В статье представлена работа по созданию учебных словариков-вокабуляров на основе изучаемой младшими школьниками общественно-политической лексики. Авторы акцентируют внимание на необходимости ознакомления учащихся с основными политическими и общественными понятиями, изучаемыми на уроках в начальных классах. В статье отмечается, что осознание представленных общественно-политических понятий младшими школьниками возможно в единстве всех сфер деятельности учащихся.

В младших классах общеобразовательной школы воспитание правовой культуры и шире — правовое воспитание, в основе которого лежит формирование правового сознания и поведения юного гражданина, тесно связано с патриотическим и духовно-нравственным воспитанием.

В дополнение к традиционным дисциплинам школьной программы — «Литературное чтение» и «Окружающий мир», в рамках которых осуществляется приобщение младших школьников к общественно-правовым и нравственным нормам, в настоящее время приняты концепции и программы пропедевтических историко-обществоведческих курсов для начальной образовательной школы (например, «Мое Отечество» Д.Д. Данилова, С.В. Тырина, Н.В. Ивановой в Образовательной системе «Школа 2100»).

Как известно, основные конституционные идеи, как и другие факты из области социально-исторических, социально-политических и правовых знаний, излагаются с помощью слов общественно-политической лексики.

Анализируя тексты учебников для учащихся 1-4 классов, мы убедились в том, что словник общественно-политической лексики в начальной школе весьма обширен и тематически разнообразен. Но лексико-семантическое описание этой группы слов (как и лексики трудовой, морально-этической, спортивной, искусства и др.) в действующих предметных линиях учебников отсутствует. Особенность подачи материала, знакомящего учащихся начальных классов с основными положениями Конституции РФ, заключается в том, что сущность основных конституционных идей в доступной для младших школьников форме раскрывается в содержании текстов всех основных, «стержневых» тем учебников. Это темы: Родины («Наша Родина — Россия» и «Моя малая родина»), труда, охраны родной природы, борьбы за мир, взаимоотношений детей со сверстниками, родителями, учителями, окружающими людьми и др. [1, с. 93].

Ознакомление школьников с Конституцией государства, основными правовыми положениями на уроке должно быть доступным, целенаправленным и последовательным, способствующим развитию когнитивной («знаниевый» компонент), эмоциональной («чувственный» компонент) и поведенческой (умения) сфер деятельности ребенка. Поэтому для успешного решения поставленной задачи учителю начальных классов следует исходить из понимания того, что «простое знание норм права может быть нейтральным, если изучение правовых фактов и явлений не направлено на формирование личности» [4].

Основные задачи по ознакомлению младших школьников с конституционно-правовыми положениями могут быть сформулированы следующим образом: подвести детей к пониманию России (Российской Федерации) как Родины всего российского народа и каждого человека в отдельности, гражданина своего Отечества; разъяснить социально-политическое устройство нашего государства — федерации; раскрыть сущность России как единого многонационального государства, союза равноправных народов; необходимость уважительного отношения к языкам и обычаям народов России; рассказать об основных государственных эмблемах России; познакомить с историей создания Государственного Гимна РФ; познакомить учащихся с названиями нашей Родины и ее столицей — Москвой; рассказать о правах и обязанностях российских граждан, предоставленных им Конституцией РФ; познакомить школьников с документами, защищающими права детей; раскрыть сущность понятий «закон» и «беззаконие».

Литературно-художественные и публицистические тексты – основное средство в ознакомлении школьников с основными понятиями и категориями, в том числе правового содержания. Поскольку в учебниках русского языка нет специальных разделов, направленных на формирование патриотических, нравственно-правовых, этических, эстетических и других представлений у младших школьников, «текстовый дидактический материал должен быть рассредоточен таким образом, чтобы эти представления формировались системно, во взаимосвязи друг с другом, с постепенным усложнением изучаемого материала» [3, с. 212].

Содержательно-целевые (содержательно-методические) линии формирования основ правосознания младших школьников могут быть определены следующим образом.
1. Образовательная (линия развития) – предусматривает ознакомление учащихся с основными культурными, историческими, географическими, общественно-экологическими особенностями развития родного края, родного государства.
2. Ценностная (линия развития) – предполагает организацию работы с общественно-политическими терминами с ориентацией на формирование социокультурной компетенции учащихся, составной частью которой является их правовая компетенция.
3. Деятельностная (линия развития) — способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей места проживания, традиций родного края, школы в единстве разнообразных видов деятельности учащихся.
4. Творческая (линия развития) — предусматривает развитие индивидуальных способностей учащихся, их исследовательских умений, самообразования средствами правового воспитания.
5. Рефлексивная (линия развития) — предполагает развитие рефлексивно-оценочных умений учащихся в процессе осмысления правовых представлений в работе со словами общественно-политического содержания.

Таким образом, суть основных направлений лексической работы с общественно-политическими терминами заключается в следующем: тематическая направленность способствует постепенному и последовательному формированию у детей базовых, ключевых общественно-политических понятий, которые изучаются в их взаимосвязи на основе моделирования основных составляющих признаков, рассматриваются в контексте и вводятся в активный словарь школьников.

Работа по осознанному формированию социально-политических понятий у школьников — процесс длительный, предусматривающий межпредметные и внутрипредметные связи. Поэтому при создании словариков-вокбуляров для учеников младшего школьного возраста, помогающих им разобраться в общественно-политической лексике, мы предлагаем располагать слова не только в алфавитном, но и тематическом порядке для успешного усвоения понятий. Так школьникам будет проще понять лексическое значение слов. Общественно-политические понятия будут распределены по группам:
1. Наименования этнических сообществ.
2. Наименования государственно-территориального устройства, знаков и символов страны, форм государственной власти и форм правления.
3. Наименование непосредственных субъектов политики:
— наименования исполнительно-распорядительных органов власти;
— наименования представителей властных структур.
4. Наименования политических партий, объединений, группировок.

Сложность этого процесса усвоения объясняется тем, что значение слов с абстрактной семантикой учащиеся начальных классов осознают не сразу, а постепенно. Большую роль в этом играют различные семантические и ассоциативные связи между явлениями, составляющими суть понятия в целом. Так, например, раскрывая лексическое значение слова патриотизм, на основе анализа произведений разной тематики в словарике-вокабуляре приводится весь понятийно-семантический комплекс термина. Абстрактное понятие в сознании детей наполняется конкретным смыслом.

Патриотизм — это привязанность к месту, где ты родился и живёшь, любовь к родному языку и бережное отношение к природе, интерес к прошлому и настоящему родного края, его людям. От конкретного представления о малой родине (городе, селе, области, крае, республике) постепенно переходят к большому, широкому пониманию Родины как Российского государства, Отчизны, Отечества, единого для всех россиян — русских людей и людей других национальностей, проживающих на территории России. Параллельно вводятся понятия: столица (главный город) нашей общей Родины — Москва, гражданин России и др. [2].

Чтобы процесс осмысления правовых и смежных нравственно-этических и общественно-политических понятий и терминов был успешным, учитель должен исходить из перспективности тематического планирования в отборе лексики для активного общественно-политического словаря учащихся.

Лучший способ разъяснения незнакомых слов — употребление слова и выражения в понятном детям контексте через содержание прочитанного рассказа, повести, стихотворения.

Предварительная разработка этого вопроса, обращение к словарным, справочным и учебно-методическим материалам, а также к словарикам-вокабулярам поможет избежать ненужной импровизации на уроке, стилистической неточности или ошибочности в толковании изучаемых терминов, будет способствовать активизации учебно-познавательной активности младших школьников в процессе формирования их гражданского правосознания.


Список литературы

  1. Новиченко О. В. Проблема социальной субъективности молодежи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики / О. В. Новиченко [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gramota.net/materials/3/2013/4-1/34.html. Дата обращения: 20.12.2017.
  2. Политический словарь / Под ред. Б. Н. Пономарева. – М.: Изд. «Государственное издательство политической литературы», 1958. – 702 с.
  3. Воробьева О.И. Политический язык: семантика, таксономия, функции / О.И. Воробьева. – М., 2000. – 382 с.
  4. Латухина Е.И. Проект по патриотическому воспитанию младших школьников // Психология, социология и педагогика / Е. И. Латухина [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychology.snauka.ru. Дата обращения: 09.12.2017.