ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ

№10,

Юридические науки

Медведева Дарья Олеговна


Ключевые слова: БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ; СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ; БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА; FISCAL FEDERALISM; DEVELOPMENT SCENARIOS; THE BUDGET SYSTEM.


Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы развития бюджетного федерализма.

Российская Федерация – огромное и разнородное государство, поэтому для развития страны нужна эффективная система бюджетного федерализма, которая может решить все проблемы, стоящие перед страной.

Любая модель бюджетного федерализма включает в себя три главные составляющие, которые обуславливают условия эффективного функционирования:
во-первых, четкое разграничение полномочий между всеми уровнями власти по расходам [1];
во-вторых, соответствующие уровни власти наделяются достаточными полномочиями для реализации фискальных функций;
в-третьих, при помощи системы бюджетных трансфертов будет происходить сглаживание вертикальных и горизонтальных дисбалансов, с тем, чтобы обеспечить на всей территории страны определенный стандарт государственных услуг.

Существует пять сценариев развития бюджетного федерализма:
1. «Региональный феодализм», который ведёт к возникновению и развитию неэффективной системы, в которой слаба центральная власть.
2. «Мексиканское чудо» — это оптимальный сценарий развития, в котором эффективность экономической децентрализации обеспечивается центральной властью.
3. «Демократический централизм» — в этой модели происходит увеличение влияния федеральной власти, что приводит к неэффективности централизованной системы [2].
4. Китайский сценарий, который не может быть реализован в России. Суть этой модели заключается в сочетании экономической децентрализации и политической централизацией.
5. Германский сценарий в России не возможен из-за высокого уровня неравенства в регионах. В целом он заключается в высокой централизации доходов и децентрализации расходов, которые направлены на обеспечение высокого и равного уровня жизни на территории всей страны.

Но, федерализм в России может развиваться только по трём первым сценариям:
1. « Региональный феодализм» (не очень хороший сценарий; Россия 90-х голов). Высокий уровень децентрализации при слабой центральной власти, привёл к нарушению единого экономического пространства. Также отсутствовала, координация между различными уровнями власти и это привело к колоссальной налоговой нагрузке на экономику. Результатами данного сценария являются: низкий уровень бюджетных услуг; отсутствие развития малого бизнеса; задержка реструктуризации крупных предприятий.
2. «Мексиканское чудо» (хороший сценарий). Развитие ситуации в России по этому сценарию требует проведения целого комплекса реформ, которые включают в себя судебную и административную реформу, а также изменения в избирательной системе. Безусловно, реформа не будет эффективной и не принесёт положительного результата, если не будет надлежащего финансового, нормативно-правового и кадрового обеспечения, но если соблюсти все эти условия, можно добиться следующих результатов: высокий уровень предоставления бюджетных услуг; развитие малого и среднего бизнеса; высокая адаптивность системы.
3. «Демократический централизм». На территории Российской Федерации данный сценарий будет работать не эффективно, т.к. наша страна имеет огромную территорию, и центр не сможет контролировать всё происходящее. И реализация данной модели приведёт к следующим неблагоприятным последствиям: низкий уровень бюджетных услуг; отсутствие развития малого и среднего бизнеса.

Построение эффективной системы федерализма преследует следующие цели:
1. Экономическую.
2. Социальную.
3. Политическую.

Экономическая заключается в том, что за счёт развития малого бизнеса и структуризации предприятий будет производиться экономический рост страны. Социальная цель должна обеспечить равенство возможностей при гарантии минимального уровня жизни на всей территории страны. Политическая цель заключается в сохранении целостности государства.

Для эффективности бюджетной системы необходимы следующие условия:
1. Должна существовать четкая иерархия между уровнями власти с четким разграничений полномочий;
2. Должен существовать единый рынок, на котором центральная власть должна обеспечивать единство экономического пространства.
3. Жесткие бюджетные ограничения.

Неэффективность системы бюджетного федерализма в России привела к столкновению со всеми проблемами связанными с децентрализацией [3].
1. Рост бюрократии вследствие увеличения количества уровней власти. Увеличение уровней власти привело к большому росту чиновников, которые избыточно регулируют экономику.
2. Рост коррупции, который непосредственно связан с увеличением количества контролирующих органов [4].
3. Рост неравенства между регионами — децентрализация налоговых ресурсов привела к уменьшению ресурсов центра, направляемых на выравнивание местных бюджетов. В Российской Федерации нет регионов, способных обеспечивать свои бюджетные обязательства без привлечения ресурсов из центра [5].

Реформирование системы межбюджетных отношений является необходимым условием для того чтобы страна в будущем развивалась успешно. Также необходимым условием для эффективного развития и функционирования данной системы является формирование сильной центральной власти.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2012 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ). // Рос.газ. 1993 № 237; 2014 № 7448.
  2. Казаков, В.В. Бюджетных федерализм в России: сценарии развития / В.В. Казаков // Известия Томского политехнического университета. – 2006. –№ 4. – С.178-190.
  3. Климов, Г.Н. Основы экономической теории: политэкономический аспект: учебник / Г.Н. Климов. – К.: Знания – пресс, 2004. – 646 с.
  4. Аветисян, И.А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации / И.А. Аветисян // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2011. – № 1(13). – С. 115-131.
  5. Казаков В.В., Савиных, Т.С. Особенности бюджетного федерализма в России / Казаков В.В., Т.С. Савиных // Вестник томского государственного университета. – 2010. – № 334. – С. 110-113.