ПРАВОСОЗНАНИЕ И РОССИЙСКИЙ ПРАВОВОЙ МЕНТАЛИТЕТ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

№4,

Юридические науки

Кунц Дарья Александровна
Шведчиков Павел Геннадьевич


Ключевые слова: ПРАВОСОЗНАНИЕ; МЕНТАЛИТЕТ; ПРАВОВОЙ МЕНТАЛИТЕТ; ПРАВОВОЙ МЕНТАЛИТЕТ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН; CONSCIOUSNESS; MENTALITY; THE LEGAL MENTALITY; THE LEGAL MENTALITY OF THE RUSSIAN CITIZENS.


Аннотация: В данной статье рассмотрено соотношение правосознания и правового менталитета: понятие правосознания включено в понятие правовой менталитет. Показано значение этих двух терминов. Также проанализированы особенности менталитета граждан России, складывающегося на традиционной национально-исторической основе. Указаны причины негативного отношения россиян к праву.

В 90е годы 20 века в отечественной юридической литературе появилось и стало актуальным понятие правовой менталитет или юридический менталитет. Именно в данный период многие теоретики отмечали необходимость появления новой категории, отображающей сложную морфологию общественного и индивидуального сознания, которая обобщила бы позитивные, образные и символические феномены правовой культуры современного российского общества.

В настоящее время выяснение духовно-культурного статуса человека и особенно соотношение юридического менталитета и правосознания как основных социально-правовых феноменов современного общества представляется весьма актуальным. В целом данное направление исследования является перспективным и требующим особого исследования.

Традиционно понятие менталитета рассматривается в справочной литературе как особый образ мыслей, умственные навыки и духовные установки, присущие индивиду или всей социальной группе.

Американский философ Р. Эмерсон, впервые употребляет данный термин, и рассматривает менталитет как первоисточник ценностей и истин [5, с.25].

Следует отметить, что проблема правового сознания была исследована еще в XIX веке многими отечественными мыслителями, среди них Б.А Кистяковский, Н.В Михайловский и др.

В работах И.А Ильина правовое сознание рассматривается как совокупность представлений о праве и государстве, о политике, о законах и суде, правах и сословиях, и их оценка, основанная на религиозных чувствах. По его мнению, понятие правосознания охватывает правовое чувство, волю мысль, всю сферу бессознательного опыта. Именно такое понимание правового менталитета, по мнению Ильина, приближает нас к соотношению менталитета и правового сознания [4, с.214].

Систематизировано в отечественной науке вопрос о сущности правосознания начал изучаться в советский период. Наибольшее распространение получили труды советского правоведа П.И. Стучки который в 20-30 годах XX века, рассматривал правовое сознание в философском аспекте. Право согласно, его представлений рассматривается как явление, реально существующее в трех формах. Нас интересует прежде всего третья форма, которая, по мнению П.И. Стучки, представляет собой внутреннее психическое переживание, происходящее в голове человека по поводу того или иного общественного отношения. Эта форма рассматривается как оценка этому общественному отношению с точки зрения «справедливости», естественного права, что и являлось, в конечном счете, правосознанием [7, с.120].

Отечественные исследователи под правовым менталитетом понимают специфическое и уникальное измерение правовой реальности. Отмечают необходимость исследования его сущности одновременно с изучением правового сознания [6, с.180]. Практическое значение правового менталитета состоит в том, что именно данной категорией определяются и поведение человека в обществе, и его отношение к правовому положению других личностей, а также особенности восприятия природы на основе собственного мышления. Категория «правовой менталитет» является основополагающей в общей теории правосознания, так как именно эта категория позволяет точно и системно изучать структуру всей юридической психологии, понимать основы правового сознания отдельного индивида или конкретной социальной группы, или всего общества. Специфика данной категории состоим в том, что для ее понимания используются не только рациональные объяснения, но интуитивное восприятие основных элементов правовой сферы общества.

Р.С Байниязов рассматривает правовой менталитет в качестве духовно-психологической основы положительного права, культурной парадигмы содержания юридической действительности [1, с.31].

Достаточно распространенным является мнение о том, что правовой менталитет — это устойчивое мировоззрение конкретного социума: класса, нации, народа и иной общности. Объектом, которого выступают государство и право, и прежде всего способы их существования и функционирования. Правовой менталитет представляет собой их особое видение обществом или его частями роли правовой и политической реальности в жизни общества, выступая в качестве показателя умонастроения данных субъектов политики относительно основных компонентов государства и права: правовой системы, формы правления, политического режима, функции права государства и т.д.

Вопрос о соотношении правового сознания и правового менталитета является достаточно сложным, противоречивым и духовно неоднозначным.

В целом можно отметить, что по объему категория правового сознания гораздо уже понятия правового менталитета. Составными элементами правового менталитета являются традиции и обычаи народа, особенности общей и правовой культуры, особенности законодательства и правосознание общества.

В современной российской науке теория правового менталитета пока еще не разработана в полной мере, намечены лишь некоторые идеи и подходы [2, с.175-176].

Необходимо отметить самобытный, но при этом сложный и противоречивый характер российской ментальности. К сожалению одной из важнейших характеристик которой выступает наличие нигилистических тенденций определяющих отношение к праву вообще и, особенно по поводу определения социальной ценности права. Это утверждение основывается на изучении истории России, содержащей многочисленные примеры противоречивости народного менталитета. Согласно представлений современных западных и некоторых отечественных исследователей, человек в российском обществе практически не обладает в требуемой степени чувством долга и правовой позитивной ответственностью. А именно эти чувства являются основными для общества в западных демократиях, так как способствуют развитию правового прогресса в его западном понимании. Например, подчинение индивида и его интересов обществу и государству, в особо противоречивые периоды — периоды народных волнений порождают произвол, преодолеть который возможно только еще большим государственным произволом.

В целом необходимо отметить, что менталитет россиянина имеет собирательные черты восточного мировоззрения и западного мировоззрения, которые складываются безусловно на исторической и национальной основе. Именно для российского менталитета характерным является особое отношение к власти вообще и к политическому лидеру в частности, отношение, к государству напрямую зависящее от отношения народа к его отдельным представителям. Поэтому, на практике и происходит превозношение личных связей, которые зачастую и заменяют по-настоящему правовые отношения. Именно, личные трудности и негативный опыт и порождает отрицательное отношение большинства граждан России к праву, т.е. их правовой нигилизм. Личные связи, к сожалению, практически становятся альтернативой права, и подменяют его в процессе регулирования общественных отношений. Так как, по мнению участников этих отношений, личные связи более эффективны по сравнению с правовыми нормами, что и приводит к отрицанию роли права как основного регулятора общественных отношений во многих сферах нашего общества. И в этом так же прослеживаются исторические корни особенностей российского менталитета, главное решить проблему, и не важно, будет ли это решение законным или силовым. Таким образом, правовой менталитет россиян находится в состоянии кризиса, характеризующегося упадком настроения, паникой, отчаянием и неверием в будущее. И именно в настоящее время очень важным фактором развития общества является преодоление различных форм деформации правосознания россиян и прежде всего правового нигилизма, посредством осуществления различных методов правового воспитания, повышения уровня общей и правовой культуры.


Список литературы

  1. Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение. 2000. № 2. -С. 31- 40.
  2. Бачинин В.А., Сальников В.П. Философия права. Краткий словарь. 2000. -С. 175-176.
  3. Большой энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]: http://www.vedu.ru/bigencdic.
  4. Ильин И. А. Путь духовного обновления // Сост., авт. предисл., отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011. -1216 с.
  5. Михина Е. М. История ментальностей. Историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. — М.: 1996. -215 с.
  6. Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. // — Саратов, 1994. – 221с.
  7. Стучка П.И. Революционная роль права и государства // Избр. произв. марксистско-ленинской теории права. — Рига, 1964. -140 с.