ИНСТИТУТ ПООЩРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

№10,

Юридические науки

Парфёнова Ольга Николаевна


Ключевые слова: ИНСТИТУТ ПООЩРЕНИЯ; ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ; МОТИВАЦИЯ; INSTITUTE OF PROMOTION; INSENTIVE MEASURES; MOTIVATION.


Аннотация: В данной статье рассмотрены различные правовые аспекты института поощрения государственных служащих.

Институт поощрения государственных служащих – это объединение норм права, в частности, административного и конституционного, регулирующее определенные сферы правоотношений.

Нормы института поощрения государственных служащих содержат основанием поощрения и закрепляют определенный порядок применения к государственным служащим поощрительных мер.

Институт поощрения государственных служащих можно рассматривать в разных аспектах, в частности, в качестве:
— поощрительной санкции, когда он представляет собой один из структурных элементов нормы права, закрепляющей качественные и количественные признаки мер положительной юридической ответственности;
— процесса применения и использования мер поощрения к государственным служащим.

Для того, чтобы применить меры поощрения к государственным служащим, необходимо формальное и фактическое основание. Фактическое основание предполагает, что у государственного служащего будет правомерное поведение (необходима правомерность поведения), а формальное основание предполагает закрепление его содержания в различных законах и подзаконных нормативно-правовых актах.

Само понятие государственного служащего рассматривается в разных отраслях права в разных аспектах. С точки зрения административного права государственный служащий – это представитель власти, который осуществляет организационно-властные полномочия, а если рассматривать понятие государственного служащего с позиций уголовного права, то государственный служащий – это особый (специальный) субъект, осуществляющий возложенные на него должностные полномочия, которые устанавливает Конституция Российской Федерации или Конституции (Уставы) субъектов Российской Федерации. Институт поощрения также является межотраслевым [1].

Исходя из вышеуказанного, поощрение предполагает определенный процесс реализации, являющийся видом процесса правоприменения.

Поощрительные нормы однотипны, так как содержат одинаковые санкции, чаще всего слитые воедино гипотезу и диспозицию, относятся к конституционному либо административному праву и пр., но, тем не менее, однотипность мер не позволяет на практике единообразно применять поощрительные нормы к государственным служащим.

Главным критерием для более добросовестной и эффективной деятельности государственных служащих выступает мотивация. Применение мотивационных факторов, как материальных, так и моральных, на государственной службе на сегодняшний день недооценено. Нет системных критериев и подходов, которые бы позволили оценить профессионализм отдельно взятого государственного служащего.

Полагаем, что необходимо подробное правовое закрепление мер поощрения, более четкое описание механизма реализации института поощрения государственных служащих. Как упоминалось выше, в России было принято огромное количество нормативных актов, регламентирующих порядок применения определённых мер поощрения как федерального, так и регионального уровня действия, но, в свою очередь, весь этот массив не позволяет уяснить содержание и смысл понятий, через которые определяются основания поощрения государственных служащих.

При рассмотрении норм, регулирующих деятельность военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, можно заметить, что поощрением государственных служащих, в частности, выступает возможность досрочного присвоения очередного специального звания. Но изучая Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» мы видим, что государственному служащему классный чин может быть присвоен только за особые отличия в государственной службе. Соответственно, возникает вопрос, что в себя включают особые отличия. Полагаем, что продвижение по государственной службе – это субъективное мнение непосредственного начальника государственного служащего. Считаем, что поощрение госслужащих исходя из субъективного критерия может создать негативный эффект и вызвать недовольство с их стороны, что наоборот приведет к некачественному исполнению госслужащими своих должностных обязанностей [2].

Хотелось бы упомянуть, что Министерством труда и социальной защиты ранее был представлен проект Указа Президента Российской Федерации «О федеральной программе « Развитие государственной службы РФ» и плане проведения мероприятий по развитию и совершенствованию системы государственной службы РФ» (предполагался период реализации с 2015 года по 2018 год). Одной из важных задач проекта данного Указа являлась задача совершенствования и развития системы стимулирования и мотивации государственных служащих, в том числе развитие института поощрения государственных служащих. Однако, данный Указ так и остался проектом.

В заключение отметим, что институт поощрения государственных служащих не может быть в полной мере эффективно реализован, так как отсутствуют четкие основания для применения мер поощрения. Законодательство содержит весьма размытые формулировки оснований для применения поощрительных норм, такие как «добросовестное исполнение служебных обязанностей», «безупречная и эффективная служба» и прочие. Однако, нигде не содержится норм, раскрывающих значении указанных выше формулировок, поэтому, что значит «безупречная и эффективная служба» остается только догадываться. Совершенно непонятно, каким образом необходимо проходить государственную службу, что она была безупречной и эффективной, ведь простое соблюдение действующих для госслужащего запретов не должно являться основанием для применения меры поощрения. Это также доказывает необходимость дальнейшего развития законодательства о государственной службе в целом, в том числе и необходимость совершенствования норм, касающихся института поощрения государственных служащих.


Список литературы

  1. Волкова В.В. Реализация поощрительных норм на государственной службе: состояние и перспективы развития // Современное право. – 2016. – № 10. – С. 70 — 74.
  2. Липинский Д.А. Понятие и основания поощрения государственных служащих // Административное и муниципальное право. – 2017. – № 4. –С. 20 — 37.