ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕЗИДЕНТА И ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№10,

Юридические науки

Соловьёва Кристина Евгеньевна


Ключевые слова: ПРЕЗИДЕНТ РФ; ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ; КОНСТИТУЦИЯ РФ; АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ; ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ; THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION; THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION; THE RUSSIAN CONSTITUTION; THE ADMINISTRATION OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION; THE EXECUTIVE POWER.


Аннотация: В данной статье рассматриваются ключевые особенности взаимодействия Президента РФ и Правительства РФ. Раскрываются точки зрения ученых-юристов на роль Президента РФ в сфере исполнительной власти.

Актуальность данной темы обуславливается сложным характером взаимоотношений между Президентом и Правительством РФ.

Действующая Конституция РФ не закрепляет за Президентом России статус главы Правительства РФ [1, ст. 7]. Однако глава государства обладает большой степенью полномочий в сфере исполнительной власти.

Данная тема привлекает внимание многих ученых-юристов, выдвигающих различные точки зрения по данному вопросу. Так, Л.А. Окуньков полагает, что Президенту России как главе государства и гаранту Конституции следует дистанцироваться от органов исполнительной власти. Ему лучше направить основные усилия на выработку стратегического политического курса и организацию контроля за деятельность правительства и других органов исполнительной власти, нежели на административное руководство, находящимися в его подчинении ведомствами [5, с.121].

Другая точка зрения принадлежит доктору юридических наук М.А. Краснову, который отмечает, что Правительство РФ служит лишь инструментом президентской власти, так как Президент РФ, без всяких на то внешних поводов вправе принять решение об отставке Председателя Правительства [4, с.23].

Мы рассматриваем другую точку зрения на данный вопрос: согласно Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства РФ и других органов государственной власти [2, ст. 30]. По нашему мнению, если такая согласованность отсутствует, то Правительство РФ должно само уходить в отставку, не дожидаясь, пока это сделает Президент.

Мнение о том, что Президент РФ осуществляет через Правительство РФ свои управленческие функции имеет широкое распространение.

Так, точку зрения М.А. Краснова поддерживает доктор юридических наук С.А. Авакьян. Ученый отмечает, что при введении поста Президента в 1991 г. в ст. 121-1 Конституции РСФСР было четко указано, что Президент РФ осуществляет руководство исполнительной властью.

«В Конституции 1993 г. слов о руководстве нет. Но и юридически, и фактически у Президента есть все возможности для руководства правительством» [5, с. 326]. С.А. Авакьян объясняет зависимость Правительства РФ от главы государства следующим образом: Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, определять базовые направления внутренней и внешней политики страны, в ходе реализации которых Правительство только участвует в процессе. Ученый добавляет, что также прямой зависимостью Правительства от Президента является то, что перед избранием главы государства, Правительство слагает свои полномочия. Именно поэтому С.А. Авакьян говорит, что Президент — это «фактически глава исполнительной власти, верховный руководитель Правительства РФ, осуществляющий общее стратегическое руководство им» [5, с. 362].

Подобной точки зрения придерживается И.Г. Шаблинский. По его мнению, в соответствии с Конституцией РФ Правительство фактически выступает как команда Президента.

«Сами функции главы государства у российского Президента неотделимы от его функций главы исполнительной власти. Формально таким титулом он не обладает, но фактически у Президента в руках все важнейшие управленческие рычаги» [6, с. 34].

В рамках данного исследования, невозможно не обратить внимание на роль Администрации Президента, призванной помогать главе государства в осуществлении его полномочий.

Л.А. Окуньков высказывает мнение, что зачастую Администрация Президента действует как самостоятельный политический орган под руководством президентской защиты и называет ее «вторым Правительством» [5, с. 122].

Мы придерживаемся другой точки зрения, так как считаем неправильным ставить высший исполнительный орган государственной власти и Администрацию Президента на один уровень. Объяснить это можно тем, что Администрация Президента, хоть и является важным государственным органом, но выполняет качественно иные функции.

Администрация Президента создает условия для воплощения в жизнь главой государства его полномочий, обеспечивает деятельность главы государства, а также принятия и исполнение решений Президента РФ. К функциям Администрации Президента РФ относятся подготовка законопроектов, предложений, проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту РФ документов.

В юридической науке так же существует точка зрения о том, что зависимость Правительства РФ от Президента РФ обуславливается полномочием главы государства отменять постановления и распоряжения высшего исполнительного органа государственной власти. Существующее мнение возможно опровергнуть следующим: Президенту РФ, как гаранту Конституции необходимо принимать меры по восстановлению и сохранению законности в стране. Таким образом, в случае противоречия актов Правительства высшим по силе юридическим актам глава государства может отменить акты Правительства. Мы полагаем, что в случае противоречия постановлений и распоряжений Правительства РФ Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законом, указам Президента РФ, они должны быть отменены главой государства.

Характер и объем полномочий главы государства свидетельствуют о том, что его регулирующая функция проявляется не столько в принимаемых им указах, сколько в политических решениях [3, с. 261].

Президент и Правительство РФ обладают разными статусами и полномочиями в механизме государственной власти. Функции Президента и Правительства существенно различаются. Тем не менее, данный факт не исключает возможности тесного взаимодействия Президента и Правительства РФ, основанного на единстве общегосударственных задач и целей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что взгляды по данному вопросу не сводятся к единственному верному. Законодательным органам Российской Федерации следует как можно скорее обратить внимание на недоработку нормативно-правовой базы и предпринять меры для скорейшего устранения соответствующих пробелов и коллизий в законодательстве.


Список литературы

  1. «Конституция Российской Федерации» от 12 дек. 1993: принята всенародным голосованием: в ред. Федер. Закона Рос. Федерации 30 дек. 2008 г. N 6-ФКЗ: в ред. Федер. Закона Рос. Федерации от 30 дек. 2008г. N 7-ФКЗ: в ред. Федер. Закона Рос. Федерации от 05 февр. 2014 г. N 2-ФКЗ: в ред. Федер. Закона Рос. Федерации от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ // Рос. Газ. – 1993. – 29 дек.; 2014г. — 22 авг.
  2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 дек. 1997 N 2-ФКЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 11 апр. 1997 г.: одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 14 мая 1997 г.: введ. Федер. Законом Рос. Федерации 17 дек. 1997 г. N 2-ФКЗ: в ред. Федер. Закона от 28 дек. 2016 г. N 12-ФКЗ // Рос. Газ. — 1997. — 23 дек.; 2017г. – 21 янв.
  3. Васильева, Н. Ю. О взаимодействии Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации / Н.Ю. Васильева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — 2009. — №119. – С. 259-262.
  4. Краснов, М. А. Россия как полупрезидентская республика: проблема полномочий / М. А. Краснов. // Государство и право. — 2003. — №10 – С. 23-26.
  5. Окуньков, Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) / Л. А. Окуньков // Журнал Российского права. — 2001. — №2. — С 121-122.
  6. Авакьян, С. Я. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности / С. Я. Авакьян. – М: ИНФРА – М, 2001. — 471 с.
  7. Шаблинский, И. Г. Президент — Правительство- исполнительная власть: Российская модель. / И. Г. Шаблинский. — М.: Изд-во Центра Конституц. исслед. МОНФ, 1997. — 68 с.