ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

№10,

Психологические науки

Мамедова Валерия Этибаровна


Ключевые слова: ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА; ОСОБЕННОСТИ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; PSYCHOLOGY; MANAGEMENT; PECULIARITIES; EDUCATIONAL; ORGANIZATION.


Аннотация: В статье описаны основные отличия психологии менеджмента образовательной организации от других типов организаций по критериям: услуги, которая оказывается — передача образовательного продукта, то есть ценной информации, которую можно трансформировать в общее владением материалом или овладение навыком; сотрудникам организации — преподаватели, педагоги, психологи; и целевой группе, для которой осуществляется деятельность организации — индивидуальные лица и частные организации. Даны выводы по тому, как необходимо управлять образовательной организацией исходя из каждого аспекта.

Образовательные организации – это те, которые осуществляют обучение, образовательную деятельность, реализуют программы, которые обеспечивают содержание и воспитание обучающихся.[1] Как правило образовательные организации подразделяются на дошкольные, общеобразовательные, профессиональные, организации высшего образования, дополнительного образования и дополнительного профессионального образования.[2] На сегодняшний день существует множество организаций подобного типа, так как образование – востребованный вид деятельности по причине высоких стандартов при приеме на работу, в целом высокой мотивации к обучению. Однако образовательные организации отличается от других типов организаций, что необходимо учитывать при планировании управленческой деятельности.

Во – первых, цель образовательной организации заключается в оказании именно образовательной услуги как индивидуальным личностям, так и организациям. Образовательный продукт – это тот продукт, который представляет собой процесс обучения и воспитания в интересах развития самого человека, получения им новых навыков, умений и знаний.[3] Как правило он передается в виде информации непосредственно от преподавателя или в виде товара, содержащий необходимую информацию, будь то книга или другой продукт – в этом важное отличие образовательной услуги от других услуг.[4] В информационный век важность знания и информации ценится в особенности, поэтому образование является востребованной потребностью. В связи с этим образовательные продукты требует постоянного совершенствования со стороны управления организации в связи с переменчивой ситуацией на рынке труда, развитием технологий, повышением требований к уровню владения образовательным материалом. Например, если говорить об обучении общеобразовательным предметам, таким, которые как правило преподаются в школах, имело бы смысл как можно чаще сверять учебники с общепризнанными стандартами в науке. Порой учебные материалы в организациях не меняются многие годы в связи с высокими ценами на их приобретение, а так же большими затратами на переквалификацию самих преподавателей в соответствии с новыми введенными стандартами. Однако менеджмент высокого уровня должен уделять внимание актуальности материалов, которые преподаются в организации. Иначе организация потеряет свои главные образовательные функции, если будет преподавать материал, который не несет в себе актуальности и соответственно применимости.

Во – вторых работники образовательной организации – это как правило учителя, педагоги, психологи. Они требуют особенного способа руководства. Сотрудники образовательной организации должны постоянно адаптироваться к изменяющейся ситуации в системе знаний, что было частично описано выше. Им необходимо проходить курсы повышения квалификации, улучшения своих собственных навыков и знаний. Кроме того, данные сотрудники должны проходить жесткий отбор при приеме на работу, так как образовательная деятельность требует высокой степени мотивации обучать учеников необходимому материалу, кроме того важна компетентность, а именно законченное высшее образование, опыт работы, в целом высокая активность в выбранной сфере деятельности. Педагоги, преподаватели должны уметь передать материал интересным, эффективным образом. Для того, чтобы провести качественный отбор преподавателей, менеджменту организации необходимо проводить тестирование, просить провести пробный урок, а также конечно уделять много внимания резюме кандидата и рекомендациям с предыдущих мест работы.

В – третьих, клиенты образовательной организации – это те индивидуальные частные лица и компании, для кого важен именно образовательный продукт.[5] Необходимо уметь адаптировать материал к учащимся, изучать эффективные способы передачи знаний. Чтобы обучать какому-то предмету менеджменту организации необходимо очень хорошо знать своего клиента, ту целевую группу, которой оказывается образовательная услуга. Будь это школьники, или студенты, или люди, кто уже работает на организации. Должна быть создана программа обучения по каждому предмету, протестирована на реальных людях и после должен быть собран результат в виде тестирований и экзаменов, дабы можно было понять эффективна ли выбранная система обучения или нет.

Таким образом, как мы видим, психология менеджмента образовательной организации имеет множество особенностей, которые необходимо учитывать для поддержания высокого уровня развития организации, будь то младшее, среднее или высшее образовательное учреждение. Особенно это касается организации деятельности обучения детей, обучающихся в школах и молодых специалистов, которые как правило активно усваивают знания, и которые только вступают во взрослую жизнь, для них образовательная организация играет особенную роль, особенно для их дальнейшего развития.


Список литературы

  1. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека: монография / Ф.Б. Березин. – Л.: Наука, 1988. – 267 с.
  2. Новиков А.М. Постиндустриальное образование – М.: Эгвес – 132 с. — 2008.
  3. Плаксин С.И. Качественные параметры высшего образования // Знание. Понимание. Учение.– 1 – С. 19-24. – 2004.
  4. Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // ВестникУРАО.– 5 – С. 21-29. – 2008.
  5. Александрова О.А. Образование: доступность или качество – последствия выбора // Знание. Понимание. Умение.– 2 – С. 83-93. – 2005.
  6. Гневашева В.А., Луков Вал. А. Тема высшего образования в новейшей российской научной литературе. – 2011.