БАДМИНТОН КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ
№10,
Педагогические науки
Мифтахов Алмаз Фаридович
Мусина Айзира Энгелевна
Ключевые слова: БАДМИНТОН; СПОРТИВНАЯ ИГРА; ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ; ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ; УСПЕВАЕМОСТЬ; ЭФФЕКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ; BADMINTON; SPORTS GAME; PHYSICAL DEVELOPMENT; PHYSICAL STATE; PROGRESS; EFFECTIVE ACTION.
На сегодняшний день физическое развитие студентов является актуальной проблемой. Рассматриваются большое количество способов увлечь молодёжь спортом и тем самым повысить их физическую активность.
Бадминтон — спортивная игра. Для неё используется специальная площадка, разделённая сеткой, волан и ракетки. Но можно обойтись и без площадки и сетки, перекидывая друг другу волан, находясь на достаточном расстоянии друг от друга, поэтому бадминтон по сравнению с другими спортивными играми более доступен и удобен. Также эта игра не требует большого количества участников, а за счёт того, что соперник близко не контактируют — травматизм минимальный.
Для студенческой молодёжи роль занятий бадминтоном велика, поскольку игра активизирует обменные процессы в организме, повышает общий тонус, хорошо снимает напряжение, повышает уровень выносливости, хорошо влияет на развитие быстрого мышления, реакции, координации движений и других качеств. Также является полезной гимнастикой для глаз человека, потому что в процессе игры участникам приходится следить за траекторией полёта воланчика. Бадминтон укрепляет мышцы рук, ног, туловища, тренирует сердечно-сосудистую систему и органы дыхания, способствует выпрямлению позвоночника, улучшает настроение участников. Данная игра способствует оздоровлению организма в случае хронических заболеваний, рекомендуется для увеличения объема движений в суставах или для избавления от лишнего веса.
Для того, чтобы узнать насколько эффективна игра в бадминтон для физического развития студентов, мы провели педагогический эксперимент с участием студентов без отклонений в состоянии здоровья. Занятия начинались с разминки, включающей бег, ходьбу, общеразвивающие упражнения. Представим диаграмму сравнения показателей физического состояния студентов до и после эксперимента занятий с применением бадминтона.
Рис. 1. Изменение показателей физического состояния студентов после эксперимента с введением занятий бадминтона.
В результате эксперимента, длительность которого составляла один семестр (полугодие), большая часть исследуемых показателей улучшилась. В ходе исследования задержка дыхания на вдохе и выдохе у студентов увеличилась на 10 %, индекс степ-теста — на 10 %, функциональный показатель — на 15 %, время в беге на 3 км — на 4 %, коэффициент выносливости — на 6 %.
Это означает, что у студентов улучшились адаптационные возможности организма, их здоровье укрепилось. У тех, кто был более подготовлен физически и технически, игра продолжалась дольше, организм напрягался больше, и, соответственно, показатели физического состояния стали ещё выше. Эти данные использовались при разработке методики оздоровительных занятий в учебном процессе с применением бадминтона.
Кроме развития физического состояния студентов в результате эксперимента было выявлены следующие положительные сдвиги: снижение веса испытуемых студентов, увеличение мышечной массы и приобретение рельефа мышц, относительное снижение уровня стресса и напряжения у студентов, способность принимать быстрые и правильные решения сравнительно увеличилась, ловкость и стремительность также стали на уровень выше, кроме всего прочего, игра в бадминтон понравилась студентам и значительно улучшала их настроение.
«Эта игра развивает физическую форму, развивает глазомер, точность, реакцию. Просто помогает в жизни решать самые разные задачи. Тот, кто хорошо играет в бадминтон, тот быстро принимает решения», — сказал Медведев. «Я уверен, что у нас тоже будут большие успехи в бадминтоне, если мы сможем начать настоящие тренировки в школе, в университете и вообще в тех местах, где это возможно делать», — отметил президент.
Итак, результаты нашего эксперимента показали, что занятия бадминтоном позволяют разносторонне развивать организм и улучшать физическое состояние человека, влияют на повышение силы, быстроты, выносливости студентов, улучшают подвижность в суставах, снижают лишний вес и придают рельеф мышцам, а также способствуют приобретению большого количества двигательных навыков, да и просто поднимают настроение и приводят в порядок психическое состояние студентов.
Эти положительные воздействия на людей достигаются совершенно простой и всем доступной игрой в бадминтон, которой могут заниматься люди любого пола и возраста и в любом месте. А значит, бадминтон действительно эффективное средство физического развития студентов, и он на самом деле улучшает физическое состояние и общее здоровье занимающихся. Доступность и эффективное воздействие на организм студентов в эксперименте предопределили включение этого вида спорта в процесс физического воспитания в школах, в средних и высших учебных заведениях. А возможность регулировать степень нагрузки на организм позволяют использовать бадминтон как реабилитационное средство в домах отдыха, санаториях, в различных группах общей физической подготовки (ОФП).
Список литературы
- Щербаков, А. В. Игра бадминтон / А. В. Щербаков, Н.И Щербакова. — М.: ООО «Гражданский альянс», 2013. С. 121-137.
- Полная энциклопедия оздоровительных систем, программ и упражнений: — Москва: аст, Астрель,2012, — 352 с.
- Смирнов, Ю. Н. Бадминтон: Учебник. — М.: Советский спорт, 2011. 249 с.