ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПРИНИМАЕМЫМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ УПРАВЛЕНЧЕСКИМ РЕШЕНИЯМ

№10,

Экономические науки

Баранкова Анна Михайловна

Кнышов Александр Викторович (Кандидат экономических наук)


Ключевые слова: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ; ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ; MANAGEMENT SOLUTIONS; CUSTOMS BODIES; PARTICIPANTS OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY; ALGORITHM OF ADOPTION OF MANAGEMENT DECISION.


Аннотация: В статье проанализированы требования, предъявляемые к принимаемым в таможенных органах управленческим решениям. Сформулированы законы управления таможенными органами, алгоритм принятия управленческих решений в таможенных органах, внутренние и внешние факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений.

В рамках процесса принятие управленческих решений играет ключевую роль, поскольку от их точности, правильности, а также своевременности и эффективности зависит дальнейшая результативность функционирования таможенного органа. Управленческое решение – это директивный фиксированный акт субъекта управления, направляющий, координирующий и стимулирующий совместные действия должностных лиц таможенных органов для достижения поставленной цели [3]. Управленческое решение является результатом управленческой деятельности и направлено на разрешение вопросов, которые в настоящий момент времени требуют своего выполнения.

Как и любая управленческая деятельность, управление таможенными органами базируется на ряде законов.

Таблица 1

Законы управления таможенными органами [2;3]

Законы

Характеристика

Закон единства Непрерывность, неразрывность всех элементов и стадий цепи управления
Закон пропорциональности Полнота и качество обслуживания основной деятельности системы в целях создания нужного эффекта с минимальными затратами
Централизованное управление Непрерывная и устойчивая подчинённость каждого звена системы центральным органам управления
Закон соотносительности Соответствие управляющей системы управляемой

В процессе осуществления своей деятельности таможенные органы опираются на эти законы управления. К примеру, такой закон как централизованное управление говорит о том, что в управлении очень важно, на каком уровне иерархии принимается решение, для какого уровня оно предназначено, как далеки эти уровни между собой. Чем выше уровень, на котором принимается решение, и ниже звено, для которого оно предназначено, тем выше уровень централизации управления.

Также процесс принятия управленческих решений характеризуется определенным взаимодействием между уровнями управления с целью координации принимаемых решений. Обеспечение вертикальной взаимосвязи между уровнями управления представлено планами, правилами и общим руководством в принятии решений. Горизонтальная связь характеризуется принятием двусторонних решений, целевыми группами и матричным типом взаимодействия.


Рисунок 1. Обеспечение вертикальной и горизонтальной взаимосвязи между уровнями управления

Процесс принятия решений осуществляет линейный руководитель. Он, в свою очередь, подчинен вышестоящему руководству. Эта взаимосвязь отражает иерархическую структуру таможенных органов. В данной системе иерархия создается в принятии решений по линейным должностям.

Чтобы снизить роль субъективных факторов, обеспечить необходимый уровень качества принятия управленческих решений, в таможенных органах используется алгоритм – последовательность действий, направленных на исполнение задуманного. Именно правильные алгоритмы могут помочь нам сохранить нужный баланс между порядком и хаосом, между тщательной регламентацией и спонтанным выбором.


Рисунок 2. Алгоритм принятия управленческих решений в таможенных органах

Использование алгоритма помогает достигать максимального результата в процессе принятия управленческого решения в таможенных органах, также эта определенность действий направлена на сокращение времени и издержек.

Для того, чтобы принимаемое управленческое решение было эффективным, руководитель должен соблюдать определенные условия или требования, обязательные к выполнению. Опираясь на них в процессе поиска решения, управляющее лицо сможет принять наиболее правильное решение, тем самым разрешив существующую проблему. Единство целей направлено на обеспечение условий непротиворечивости в системе таможенных органов. С помощью краткости формулировок происходит лучшее усвоение задачи исполнителем. Объективность важна для учета фактического положения и состояния дел.


Рисунок 3. Требования, предъявляемые к управленческим решениям, принимаемым таможенными органами [6]

Помимо требований, предъявляемым к управленческим решениям, на процесс принятия решений также влияют и личные качества руководители. Он должен иметь широкий кругозор, осознавать, что его стиль и методы работы оказывают влияние на процесс выработки и реализации решения, нести ответственность. Гибкий ум и критическое мышление должны направлять руководителя на создание нового видения решения проблемы, а использование харизмы должно вдохновлять подчинённых и вызывать энтузиазм к осуществлению действий по достижению цели.

В ходе поиска решения руководитель осуществляет основные функции управляющего [1]:
— отвечает за процесс выработки решения;
— определяет задачи, генерирует инструментарий для решения проблемы;
— осуществляет работу по принятию решения;
— формирует выполнение решения, управляя деятельностью на этапе реализации принятого решения.

Помимо требований, на процесс принятия управленческих решений влияют факторы, которые могут возникать как внутри таможенных органов (внутренние факторы), так и во внешней среде при взаимодействии с участниками ВЭД (внешние факторы). Внутренние и внешние факторы влияния на таможенные органы представлены в таблице 2.

Таблица 2

Внутренние и внешние факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений в таможенных органах [5]

Внешние факторы

Внутренние факторы

влияние систем управления более высокого уровня (Президент, Федеральное собрание. Председатель Правительства, руководитель ФТС) наличие действенной связи между таможенными органами
физико-географические условия и телекоммуникационные системы укомплектованность таможенных органов высококвалифицированными кадрами, наличие производственных помещений и материально-технической базы
состояние экономики региона деятельности таможенного органа (производство, торговля, направления и особенности товаропотоков, количество участников ВЭД, степень криминализации околотаможенной среды) разработка и внедрение новейших информационных технологий, создание баз данных. Наличие технических средств, обеспечивающих своевременное информационное обеспечение
присутствие эффективных методик оценки эффективности работы подразделений

Объектами воздействия и важными компонентами внешней среды функционирования таможенных органов являются внешнеэкономическая деятельность, государственная и экономическая безопасность. Своей деятельностью таможенные органы влияют на эти объекты внешней среды, добиваясь желаемого состояния.

Таким образом, в процессе принятия управленческого решения в таможенных органах важно соблюдать предъявляемые требования, так как они напрямую влияют на качество принятого решения и, как следствие, на успешное функционирование системы таможенных органов. Процесс выработки и реализации управленческого решения — это деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использовани­ем различных методов и технических средств, направленная на поиск выхода из определенной управленческой ситуации путем формирования, а затем реализации воздействия на объект управления [6].

Упорядочение этапов и действий, составляющих процесс принятия решений — весьма насущная проблема и для построения организационных структур управления, и для разработки и применения математических, системных, эвристических методов поиска и выбора решений, и для рационализации информационных потоков в организации, и для решения многих других управленческих проблем. Именно поэтому процесс принятия решений до сих пор является предметом исследований многих. На сегодняшний день проблема изучения и совершенствования процесса принятия решений рассматривается как многодисциплинарная, требующая привлечения всего комплекса научных дисциплин, группирующихся вокруг науки управления.


Список литературы

  1. Гапоненко, Т. В. Управленческие решения – М.: Феникс, 2008. – 288 c.
  2. Голубков Е. П. Инновационный менеджмент. Технология принятия управленческих решений: учебное пособие – М.: Издательство Дело и сервис, 2012. – 463 с.
  3. Грибов В. Д. Управленческая деятельность: учебник и практикум для академического бакалавриата – М.: Издательство Юрайт, 2015. — 335 с.
  4. Макрусев В.В. Таможенный менеджмент: учебник. – СПб.: Издательство Интермедия, 2014. – 384с.
  5. Тебекин, А. В. Методы принятия управленческих решений. Учебник – М.: Юрайт, 2014. – 572 c.
  6. Юкаева, В. С. Принятие управленческих решений – М.: Дашков и Ко, 2010. – 324 c.