МЕСТО И РОЛЬ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№10,

Экономические науки

Зеликова Светлана Евгеньевна
Рахматуллина Гульназ Ильвировна


Ключевые слова: ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ; ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; НЕЗАКОННЫЙ ВВОЗ ТОВАРОВ; ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ; CUSTOMS ADMINISTRATION; FOREIGN ECONOMIC AND FOREIGN TRADE ACTIVITIES; CUSTOMS REGULATION; ILLEGAL IMPORTATION OF GOODS; ECONOMIC SANCTIONS.


Аннотация: В статье рассматриваются место и роль института таможенного администрирования в современных условиях внешнеэкономической деятельности, а также процесс администрирования и регулирования внешнеторговой деятельности в рамках функционирования института таможенного администрирования.

Современный этап развития внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) характеризуется, с одной стороны, обострением взаимоотношений с Западом, результатом чего стало введение взаимных экономических санкций, с другой стороны – переориентацией на усиление сотрудничества с Восточноазиатским регионом. Для того, чтобы продемонстрировать эффект воздействия санкций на экономику России, в данной статье проанализирована динамика основного макроэкономического показателя – валового внутреннего продукта (далее – ВВП).

Как свидетельствуют данные, представленные на рисунке 1, за период с 2012 по 2016 гг. в динамике объема ВВП России в суммарном выражении наблюдается существенное снижение с 2014 году. В 2016 году значение данного показателя составило 1 283 542 млн. долл. США, что в 1,7 раза меньше в сравнении с 2013 годом [1].


Рисунок 1. Динамика ВВП России за 2012-2016 гг.

В данных условиях повышается роль таможенной службы, которая активно участвует в процессах ВЭД, поскольку она является посредником между покупателем и продавцом. Более того, таможенная служба выступает инструментом обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации посредством применения мер тарифного и нетарифного регулирования. Данные меры в совокупности представляют собой систему таможенного регулирования, в рамках которой реализуется экономическая политика государства.

Стоит отметить, что порядок таможенного регулирования регламентирован определенными нормативно-правовыми документами и подразумевает строгое соблюдение установленных норм. Однако в современных условиях внешнеторговой деятельности (далее – ВТД) в некоторых случаях это невозможно, и становится более целесообразным применение иных мер с целью повышения результативности таможенного регулирования. В связи с этим, в настоящее время осуществляется переход от понятия «таможенное регулирование» к более широкому понятию – «таможенное администрирование».

Таможенное администрирование представляет собой организационно-управленческую деятельность Федеральной таможенной службы (далее – ФТС), а также деятельность таможенных органов, осуществляемые в нормативно-правовых рамках, в процессе реализации возложенных на них задач в сфере таможенного дела [2]. В глобальном воспроизводственном процессе таможенное администрирование позиционируется как инструмент регулирования потоков товаров и услуг на стадии обмена, ускоряя или замедляя данный процесс посредством взаимодействия с участниками ВЭД в пунктах пропуска. Тем самым осуществляется фильтрация легитимных товаров и услуг, и устанавливаются барьеры на пути нелегитимных.

В отличие от таможенного регулирования, основной особенностью таможенного администрирования является возможность ФТС России:
1) создавать правила и нормы на методологическом уровне;
2) определять стратегию предпринимаемых действий;
3) принимать решение о содействии участнику ВЭД.

Перечисленные выше характерные черты позволяют сделать вывод о том, что в рамках таможенного администрирования таможенная служба наделена большими правами, нежели в рамках таможенного регулирования.

Процесс функционирования института таможенного администрирования, заключающийся в определении им норм и механизмов, а также применении инструментов регулирования, представлен на рисунке 2.


Рисунок 2. Механизм функционирования института таможенного администрирования

Роль института таможенного администрирования в современных условиях санкционной политики усиливается, поскольку последствием введения Россией контрсанкций стало увеличение случаев ввоза в страну санкционных товаров.

Ввезенный товар фактически классифицируется как санкционный либо несанкционный, исходя из чего применяются определенные правила и меры, и, соответственно, осуществляется администрирование и регулирование ВТД в рамках функционирования института таможенного администрирования. Данный процесс схематично представлен на рисунке 3.


Рисунок 3. Место и роль института таможенного администрирования в современных условиях ВЭД

Так, в соответствии с итогами противодействия незаконному ввозу товаров, согласно статистическим данным, с конца ноября 2015 года по середину апреля 2017 года специально созданными мобильными группами ФТС России было выявлено 12,7 тыс. тонн нелегальной продукции [3].

Таким образом, роль таможенной службы заключается в осуществлении таможенного администрирования ВТД. На практике функционирование института таможенного администрирования имеет положительные результаты, однако в изменяющихся современных условиях ВЭД возникает необходимость в разработке мер по его совершенствованию.

В связи с этим, наряду с основными задачами таможенной службы в соответствии с Комплексной программой развития ФТС России на период до 2020 года стратегической целью таможенной службы является максимальное содействие внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования [4].


Список литературы

  1. Информационная база Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). URL: http://unctadstat.unctad.org (дата обращения: 08.11.2017).
  2. Перцева Е. Таможенники хотят маркировать сельхозпродукцию из ЕАЭС // Информационный портал газеты Известия. URL: https://iz.ru/news/705095 (дата обращения: 08.11.2017).
  3. Межведомственное совещание по вопросам пресечения ввоза и оборота санкционных товаров // Официальный сайт ФТС России URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25527:2017-07-20-06-30-37&catid=40:2011-01-24-15-02-45 (дата обращения: 08.11.2017).
  4. Приказ ФТС России от 27.06.2017 N 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года «О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=700493&dst=100037#0 (дата обращения: 08.11.2017).
  5. Бойкова М.В. Таможенное администрирование в условиях международной интеграции: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 165 с.