ХАРАКТЕРИСТИКА, АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ И ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

№10,

Экономические науки

Аперян Лиана Арамовна

Календина Анна Андреевна

Козлов Илья Сергеевич

Макрусев Виктор Владимирович (Доктор физико-математических наук, Профессор)

Матюнина Анна Евгеньевна


Ключевые слова: ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА; ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА; ИННОВАЦИИ; РЕФОРМЫ; ПРОГРАММА «ТВИННИНГ»; ПРОГРАММА «КОЛУМБ»; CUSTOMS SERVICE; ORGANIZATION STRUCTURE; INNOVATIONS; REFORMS; THE «TWINNING» PROGRAM; THE «COLUMBUS» PROGRAM.


Аннотация: В статье представлены направления таможенных органов Республики Армения, её организационная структура. Также, в статье освещены 3 важнейшие программы развития таможенной службы Республики Армения, программа Европейского Союза «Твиннинг» и программа «Колумб». В статье говорится о высокой значимости инноваций в работе таможенных органов Республики Армения, о модернизации, как об инструменте, который позволяет удерживать сильные позиции в противостоянии проблемам и исправно выполнять функции, возложенные на плечи таможенных органов.

Таможенная служба Республики Армения – это структура, имеющая огромное значения для экономического развития государства и управления внешнеторговой деятельностью.

Назначение таможенной службы Республики Армения заключается в защите общества и защите экономики. В частности, особое внимание уделяется предотвращениям таких вызовов, как таможенные преступления и нарушения таможенных норм. Постоянный рост терроризма, совершенствование путей нелегальных перевозок наркотических средств, оружия, товаров культурного и исторического значения, привели к возникновению новых задач в правовой сфере и необходимости государственного вмешательства для их решения и устранения.

Направления деятельности таможенной службы [2]:

1) Обеспечение экономического суверенитета Республики Армения, экономической безопасности, защиты экономических интересов и внутреннего рынка.
2) Обеспечение выполнения таможенного законодательства и контроль над выполнением таможенного законодательства, выявление и предотвращение правонарушений, реализация работ по взиманию долгов в отношение государственного бюджета Республики Армения, возникнувших вследствие невыполнения обязательств, предусмотренных таможенным законодательством.
3) Применение мер, предусмотренных таможенным законодательством Республики Армения по регулированию торгово-экономических отношений, применение нетарифных мер регулирования, предусмотренных таможенным законодательством Республики Армения, при перевозке товаров и транспортных средств по таможенной территории Республики Армения, сбор и последующий перевод в государственный бюджет Республики Армения таможенных пошлин.
4) Выполнение таможенного надзора и таможенных формальностей, создание благоприятных условий для пассажиропотока.
5) Борьба против контрабанды, а также против нарушений перевозок товаров и транспортных средств по другим пунктам законодательства Республики Армения, предотвращение попыток нелегальной перевозки по таможенной территории Республики Армения наркотических средств, оружия, предметов, имеющих культурное, исторические или археологическое значение, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и других товаров, а также содействие борьбе против международного терроризма.
6) Содействие развитию внешнеэкономических связей Республики Армения.
7) Содействие мероприятиям по обеспечению качества импортируемых товаров в целях защиты прав потребителей. На основании вышесказанного мы можем констатировать, что деятельность таможенной службы Республики Армения охватывает широкий спектр направлений деятельности.

Организационная структура таможенной службы Республики Армения представлена на рис.1


Рис. 1. Организационная структура таможенной службы Республики Армения

Согласно с подписанным от 20 августа 2008 года указом президента Республики Армения, Государственная налоговая служба при правительстве Республики Армения и Таможенная служба при правительстве Республики Армения, вследствие слияния, реорганизовались в Комитет государственных доходов при правительстве Республики Армения.

Изначально основным нормативным правовым актом, определяющим правовой статус Комитета государственных доходов, являлся Устав Комитета, утвержденный постановлением Правительства Республики Армения N 1005-Ն от 4 сентября 2008 года.

Из анализа Устава Комитета государственных доходов можно сделать вывод, что основными полномочиями Комитета являются:

1) участие в разработке таможенной политики; контроль за исполнением таможенного законодательства;
2) контроль за исчислением и уплатой таможенных платежей;
3) осуществление таможенного контроля.

Таким образом, мы убедились, что Комитет государственных доходов, действуя в рамках Устава, содействует работе таможенных органов, осуществляет контроль за их действиями, а также принимает непосредственное участие в формировании таможенной политики.

Стоит также отметить важность инноваций. Инновации — ключевой фактор устойчивого реформирования и модернизации таможенной службы республики Армения, не только обеспечение того, чтобы таможня оставалась на пике своей деятельности, но и гарантия того, что таможня находится в сильной позиции, позволяющей противостоять вызовам и использовать благоприятные преимущества, открывающиеся в 21-м веке в сфере границ и торговли.

Важность инноваций в настоящее время общепризнана повсюду, а их позитивное воздействие приветствуется ключевыми лидерами всего мира.

В 2008 году таможенная служба Армении запустила систему электронного декларирования в форме прямого доступа, в 2010 году было сокращено число требуемых документов и количество досмотров, реализована система конкуренции для банков, транспорта и таможенных брокеров, что значительно сократило издержки участников внешнеэкономической деятельности. В 2011 году было существенно обновлено оборудование таможен и запущены система самостоятельного декларирования для участников внешнеэкономической деятельности и система управления рисками.[11]

Программы развития таможенных органов Республики Армения:

— Стратегическая программа таможенного администрирования Республики Армения на 2008-2012 гг.
— Программа реформ таможенной системы Комитета государственных доходов при правительстве Республики Армения на 2011-2013 гг.
— Стратегическая программа таможенного администрирования Комитета государственных доходов при Правительстве Республики Армения на 2013-2014 гг.

Приоритетная цель Стратегическая программы таможенного администрирования Республики Армения на 2008-2012 гг. заключается в обеспечении необходимого уровня таможенных поступлений посредством эффективного таможенного администрирования.

Стратегия таможенного администрирования состоит из семи основополагающих положений, направленных на совершенствование таможенного администрирования, которые преследуют одну основную цель: сделать таможенную службу незамеченной для добросовестных хозяйствующих субъектов и видимой для недобросовестных хозяйствующих субъектов или тех, кто пытается заниматься контрабандой.

Содействие Комитету государственных доходов при Правительстве Республики Армения в деле по разработке и внедрению улучшенных процедур таможенного контроля на примере наилучшей практики государств-членов ЕС.

Правительство Республики Армения в 2013 г. одобрило Программу стратегии таможенного администрирования Комитета государственных доходов при Правительстве Республики Армении на 2013-2014 гг. В процессе институциональных, правоприменительных реформ, а также реформ в сферах управления человеческими ресурсами и информационных технологий и по другим направлениям выявляются многочисленные проблемы и задачи, пути и методы решения которых отражены в стратегическом документе. Премьер-министр Тигран Саркисян поручил включить достигнутые относительно Таможенного союза договоренности в этот программный документ.

Внеся изменения и дополнение в одно из своих прежних постановлений, Правительство установило порядок применения льготы по линии налоговых, таможенных и других обязательных платежей, предусмотренных Соглашением между правительствами Республики Армения и Австрийской Республики о направленном на развитие сотрудничестве, урегулировало отношения, связанные с уплатой подоходного налога.
Правительство Армении разрешило продлить срок действия таможенного режима «временный ввоз» по отношению к товарам, ввезенным армянским филиалом АО «Корсан-корвиам конструксьон», до 27 ноября 2015 года. Компания еще в прошлом году была признана победителем открытого международного конкурса на реконструкцию и благоустройство дорожных участков по инвестиционной программе дорожного коридора «Север-Юг», ввезла оборудование, эксплуатация которого будет продолжена, поэтому возникла необходимость в принятии решения.

Также немаловажным событием в инновациях таможенной службы республики Армении стал Протокол между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Комитетом государственных доходов при Правительстве Республики Армения об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через границы Российской Федерации и Республики Армения в 22 июня 2012 г.

Программа ЕС Твининг.

7 сентября 2012 года официально стартовала финансируемая ЕС программа Твининг «Содействие Комитету государственных доходов при Правительстве Республики Армения в деле по разработке и внедрению улучшенных процедур таможенного контроля».

Цель программы – содействие Комитету государственных доходов (КГД) в улучшении таможенной службы Армении в соответствии с наилучшей практикой государств-участников ЕС посредством разработки процедур таможенного контроля. Программа Твининг финансируется ЕС с бюджетом в 1 млн евро. Программа будет осуществлена консорциумом таможенных органов двух европейских государств – Литвы и Финляндии (Таможенное управление министерства финансов Литовской Республики и Национальный таможенный союз Финляндской Республики).

Обязательные результаты программы Твининг охватывают основные сферы таможенной службы. К ним относятся:

— Улучшение правового поля;
— Укрепление процедур предтаможенного контроля товаров;
— Улучшение торговых отношений и упрощение процедур таможенного контроля;
— Укрепление управления рисками;
— Улучшение посттаможенного контроля и аудита.

Программа включает в себя пересмотр соответствующего законодательства и практических процедур и обеспечение устойчивого преимущества на сильной стратегической базе. Более того, она поспособствует передаче передовой практики государствами-партнерами по Твинингу в виде знаний и опыта, основанной на таможенных стратегических проектах ЕС, а также на критериях Всемирной таможенной организации (ВТамО) и Всемирной торговой организации (ВТО).

Еще одна программа ВТамО, которая была реализована на территории Армении, называется «Колумб». Данная программа состоит из трех этапов по внедрению стандартов безопасности и упрощения торговли для государств-участников ВТамО и реализуется с 2006 года. Участниками программы выступают таможенные службы более 100 стран, входящих в ВТамО. Хотелось бы отметить, что Армения – одна из первых пользователей программы и одна из семерки стран, которая прошла все три этапа.

14 октября 2014 года стартовал третий оценочный этап проекта. Целью оценки являлся уровень эффективности реформ таможенной системы Армении, осуществленных за последние пять лет. Первый этап программы в виде диагностики был проведен с 19 по 30 января 2009 года, в течение этого времени эксперты ВТамО изучили таможенную систему Республики Армения, оценив потенциал реформирования и совершенствования, и представили ряд предложений. С 15 по 20 июня 2009 года, в ходе второго этапа программы, была составлена программа стратегических таможенных действий.[6]

Благодаря необходимым реформам, проведенным в рамках программы «Колумб», с 2012 года Армения присоединилась к Киотской конвенции «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур».

С 2015 года Комитет государственных доходов начал новый этап реформ в области таможенного дела. Комитет разработал программу, насыщенную реформами налоговой и таможенной систем, которая проходит в несколько этапов. Мероприятия, инициированные КГД, главным образом, в целях улучшения инвестиционного климата страны, направлены на расширение налогового инструментария, упрощение таможенных процедур, борьбу с теневым сектором и увеличение экономических стимулов для законопослушных налогоплательщиков. Мероприятия, предусмотренные в таможенной системе, призваны разгрузить таможенную границу от контрольного инструментария и обеспечить свободное передвижение пассажиров.

Таким образом, итоги первого этапа реформ были закреплены за налоговым и таможенным органами программой Правительства. В целях минимизации коррупционных рисков, предусмотренных программой Правительства, упрощен процесс администрирования и осуществлен переход к электронной системе представления отчетностей: “Акцент в основном сделан на таможенные процедуры, поскольку уровень электронизации налоговых отношений достигает 98%”. В этих целях запущена электронная система декларирования таможенной стоимости, в будущем будет пущена в оборот электронная декларация таможенного транзита. А в результате продолжительных мероприятий повышения уровня документооборота Комитету удалось зафиксировать 25% улучшение в процессе выписки документов, в результате чего были обеспечены дополнительные налоги в размере около 720 млн. драмов.

Стоит отметить основные направления второго этапа реформ КГД:

1. Внедрение в систему электронного управления налогового органа автоматической системы исчисления налога с оборота субъектов МСП (pre-filing), которая посредством ККМ сделает исчисление налога с оборота доступным для МСП.
2. Устранение применения НДС на таможенной границе для машинного оборудования и сырья, импортируемого плательщиками НДС в Республике Армения.
3. Внедрение процедуры таможенного контроля “Синий коридор”, что означает, что таможенный контроль на границе доводится до минимума. Между тем, хозяйствующий субъект информируется, что таможенный контроль будет на посттаможенном этапе. В этих целях будет внедрена система управления рисками.
4. Осуществление функций заполнения таможенным органом таможенных деклараций (оказание таможенных услуг) с непосредственным участием и вовлечением представителей хозяйствующих субъектов, сохраняя возможность самодекларирования и декларирования посредством таможенных представителей.
5. Пересмотр ответственности, предусмотренной за таможенные правонарушения, в случае правонарушений, имеющих малое значение — смягчение мер ответственности, а в случае повторных нарушений — ужесточение.

Таблица 1

Программы развития таможенных органов Республики Армения

Название программы

Период

Задача

Финансирование

Стратегическая программа таможенного администрирования Республики Армения

2008-2012гг.

Обеспечение необходимого уровня таможенных поступлений посредством эффективного таможенного администрирования Правительство Республики Армения
Программа реформ таможенной системы Комитета государственных доходов при правительстве Республики Армения

2011-2013гг.

Улучшение работы таможенной системы Правительство Республики Армения
Стратегическая программа таможенного администрирования Комитета государственных доходов при Правительстве Республики Армения

2013-2014гг.

Соглашение между правительствами Республики Армения и Российской Федерации о создании российско-армянского центра гуманитарного реагирования. В числе задач, которые будет осуществлять центр, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, оказание неотложной гуманитарной помощи пострадавшему от чрезвычайных ситуаций населению, осуществление совместных проектов и программ, подготовка специалистов и др. Российская Федерация
«Твининг»

2012 г.

Содействие Комитету государственных доходов в улучшении таможенной службы Армении в соответствии с наилучшей практикой государств-участников ЕС посредством разработки процедур таможенного контроля. ЕС (1 млн евро)
«Колумб»

2006 г.

Внедрение стандартов безопасности и упрощение торговли для государств-участников Всемирная Таможенная Организация Всемирная Таможенная Организация

2 января 2015 г. Армения вступила в Евразийский экономический союз.

В рамках ЕАЭС Армения принимает непосредственное участие в создании новой инновационной среды.

Так, например, с конца сентября 2017 г. рассматриваются актуальные вопросы, направленные на создание благоприятных условий для бизнеса за счет внедрения единых информационных технологий, а также на упрощение перемещения товаров и транспортных средств гражданами.[12]

Также, вырабатываются предложения, направленные на координацию работ по присоединению к общим «технологическим» процессам (контроль за транзитным перемещением товаров, подтверждением фактического вывоза товаров и контроль за временным ввозом транспортных средств международной перевозки и транспортных средств для личного пользования). Одновременно определяются организационно-технические меры по улучшению качества информационного взаимодействия при контроле временного ввоза транспортных средств.

В развитие положений Таможенного кодекса ЕАЭС странами-участницами ЕАЭС приняты методические рекомендации по определению размера обеспечения таможенных пошлин, налогов. Указанные методические рекомендации направлены на унификацию подходов таможенных органов при определении размера обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Одобрены термины и определения, рекомендованные для использования таможенными органами государств – членов ЕАЭС. Это устраняет неоднозначное понимание и толкование понятий, применяемых при учете таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами государств – членов ЕАЭС.

Согласованы разъяснения по классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС ряда товаров, по которым сложилась практика различной классификации при их декларировании в разных таможенных органах ЕАЭС. Разъяснения помогут снизить количество судебных споров, связанных с различием правоприменительной практики при классификации товаров.

Согласованы единые критерии, применяемые в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования. В качестве таких критериев планируется учитывать частоту пересечения физическим лицом таможенной границы, период пребывания за рубежом, наименование и количество ввозимых товаров, а также другие критерии. Это направлено на минимизацию риска неуплаты таможенных платежей физическими лицами.

В результате проведенного исследования стало ясно, что таможенная служба Республики Армения имеет колоссальное значение для экономического развития страны, содействует поддержанию экономического суверенитета, экономической безопасности и защите экономических интересов. Способствует регулированию торгово–экономических отношений, ведет борьбу с контрабандой и терроризмом.

Вдобавок ко всему, был сделан вывод о высокой значимости инноваций в работе таможенных органов Республики Армения, поскольку модернизация позволяет удерживать сильные позиции в противостоянии проблемам и исправно выполнять функции, возложенные на плечи таможенных органов. Помимо прочего, стоит отметить важность программ развития таможенных органов, так как именно благодаря им, был достигнут высокий уровень развития таможенных органов в целом.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном изучении и анализе результатов, полученных от применения инноваций, а также в вынесении предложений по разработке улучшений и совершенствования программ развития, посредством внесения корректировок.

Результаты исследования заставляют задуматься о том, как важно своевременно развивать и модернизировать таможенную службу, чтобы соответствовать всем предъявляемым требованиям, выполнять свои функции и приносить доходы в бюджет.


Список литературы

  1. Закон Республики Армения от 30 июля 2002 года №ЗР-402 «О таможенной службе».
  2. Закон Республики Армения от 17 декабря 2014 года «О таможенном регулировании».
  3. Устав Комитета, утвержденный постановлением Правительства Республики Армения N 1005-Ն от 4 сентября 2008 года.
  4. Постановление Правительства Республики Армения от 28 апреля 2008 года № 380-А «О программе Правительства Республики Армения».
  5. Официальный сайт Правительства Республики Армения. URL: http://www.gov.am/ru/ (Дата обращения: 15.11.2017)
  6. Официальный сайт Комитета Государственных Доходов РА. URL: http://www.petekamutner.am/Default.aspx (Дата обращения: 15.11.2017)
  7. Протокол между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Комитетом государственных доходов при Правительстве Республики Армения об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через границы Российской Федерации и Республики Армения от 22 июня 2012г.
  8. Официальный сайт Евразийского Экономического Союза. URL: http://www.eaeunion.org/ (Дата обращения: 17.11.2017)
  9. Официальный сайт Министерства финансов Республики Армения URL: http://minfin.am/ru/ (Дата обращения: 17.11.2017)
  10. https://www.panorama.am/ru/news/2009/10/23/kolumbos/1195802 (Дата обращения: 17.11.2017)

  11. Лазарев В.А., Плоткина Н.П. Глобализация как определяющий фактор стратегии инновационного развития таможенной сферы // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 3. – С. 139-143; URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41409 (дата обращения: 15.11.2017).
  12. Официальный сайт ФТС России URL: http://customs.ru/index.php (Дата обращения: 18.11.2017)