СПОРТ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

№10,

Психологические науки

Акманаева Ляйсан Рамилевна
Мифтахов Алмаз Фаридович


Ключевые слова: СПОРТ; ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ; ВЛИЯНИЕ; SPORTS; PERSONALITY FORMATION; INFLUENCE.


Аннотация: В данной статье были рассмотрены основные аспекты влияния спорта на формирование личности человека. Было рассмотрено влияние спорта на различные аспекты жизни людей. Рассматривается важность умственных качеств при занятиях спортом. Были определены волевые качества личности и даны основные определения их сущности. Показано влияние спорта на трудовую деятельность, на структуру ценностных ориентаций целеустремленного человека.

На сегодняшний день влияние спорта на формирование личности невозможно переоценить, так как физическая культура представляет собой средство по укреплению здоровья, а также его совершенствования в плане физического развития.

Физическая культура и спорт активно влияют на многие аспекты нашей жизни, такие как [2]:
— трудовой аспект;
— интеллектуально-нравственные черты развития;
— процессы саморазвития;
— процессы самореализации;
— формирование силы воли.

Процессы регулярного целенаправленного выполнения физических упражнений подразумевают не только развитие определенных навыков и умений, а также воспитание психических качеств, подразумевающих формирование личности студента. Данные процессы физиологического развития реализуются посредством формирования моделей ситуаций из жизни, проиграть которые представляется возможным благодаря физическим упражнениям, спортивным и в особенности игровым моментам.

Логично предположить, что благодаря занятиям человеком в первую очередь совершенствуются и укрепляются двигательные действия, а также происходит всестороннее развитие организма и тела.

Спорт однозначно является одним из самых значимых средств воспитания координации движений, но не только – в процессах занятий физическими упражнениями закаляется также воля, характер и самоконтроль, способность быстрого ориентирования в различных ситуациях.

Спортсмены выполняют тренировки бок о бок со своими товарищами, что помогает развитию и обогащению опыта общения, а также способствует развитию навыков пониманию других.

Постоянными сознательными преодолениями трудностей, которые связаны с занятием спортом (например, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли) воспитывают в спортсмене силу воли, уверенность, а также способность к адаптации в новых коллективах.

Ни для кого не секрет, что соревнования в любой категории спорта проходят по строгим правилам, обуславливающим как сам ход соревнований, так и подготовку к ним.

Установленные правила определяют психологические настройки спортсменов, требуют проявления конкретных физических качеств, усилий воли, определенного шаблона мышления, а также определенного уровня эмоционального возбуждения, требуемых теми или иными обстоятельствами.

Благодаря вызванной необходимостью неоднократных повторений требуемых качеств и происходит их развитие. Спортсменом формируются развитие таких качеств, как: сила, быстрота, выносливость, гибкость, а также техника выполнения упражнений. Им вырабатывается способность работы на «полную мощь» даже при усталости. Спортсмен учится контролировать перепады настроения, брать под контроль свои эмоции, овладевать умением самоуправления.

Все эти процессы происходят сознательно и под контролем спортсмена для улучшения результатов на соревнованиях, в которых он принимает участи, что позволяет сделать вывод о том, что благодаря совершенствованию в спорте, человек совершенствуется со всех сторон, а эти навыки могут применяться не только в спорте.

Стоит отметить, что самосовершенствование в спорте касается не только развития физиологических навыков, но и умственных качеств спортсменов.

Это обусловлено тем, что быстрота, выносливость и сила хоть и являются важными факторами, способствующими достижению отличных результатов, все же не помогут разгадать тактику соперника и скрыть свои намерения, чтобы соперник не разгадал эти намерения.

Поэтому в ВУЗах отводят огромное внимание усовершенствованию таких видов спорта, как: борьба, легкая атлетика, спортивная аэробика, волейбол, футбол, теннис. Благодаря данным видам спорта достигается не только высокий спортивный уровень, но также развиваются и нравственно-волевые качества студентов.

Психологами спорта были определены волевые качества личности, коими являются настойчивость, целеустремленность, самостоятельность и самоконтроль, требуемые спортсмену в качестве разрешения различных препятствий. Данные качества также нужны всем людям, как средство достижения своих целей [1].

Под целеустремленностью понимаются проявления силы воли, ясность поставленных целей и задач, планомерность выполняемых действий, сосредоточенность мыслей и чувств на пути к выполнению поставленной цели. Люди с развитым чувством целеустремленности отличаются своим умением направления деятельности посредством выбора основного мотива поставленной цели.

При развитии данного волевого качества при занятиях физической культурой, студенты часто используют его при своей профессиональной подготовке, когда необходим четкий алгоритм планомерности занятий, концентрация на лекциях, что обуславливается движением к поставленной цели, заключающейся в приобретении образования по выбранной специальности, которая будет отличаться качеством в своей подготовке [2].

Под решительностью и смелостью подразумеваются проявления силы воли, которые характеризуются своевременными и обдуманными действиями, которые реализуются практическим способом, а также отсутствие страха принятия ответственности за решения и их воплощение в жизнь.

Под инициативностью и самостоятельностью подразумеваются проявления воли, характеризующиеся личным творчеством и быстротой мышления в действиях, которые направлены на достижения целей, а также устойчивым отношением к влиянию действий, исходящих от других.

Данные качества проявления силы воли, которые развиваются при выполнении определенных физических упражнений, будут также иметь положительный эффект и в обычной жизни. Так, например, выпускниками ВУЗов в будущем будут приниматься ответственные решения, связанные с работой в коллективе, что подразумевает необходимость быть устойчивым в эмоциональном плане.

Таким образом было бы неправильным обозначение роли физической культуры в ВУЗах только в плане физического развития студентов, так как ее влияние представляется намного более многогранным, так как в ее процессах происходит ненавязчивое овладение навыками воспитания и самовоспитания различных качеств студента, связанных непосредственно с его личностью.

В заключении хотелось бы отметить, что все упражнения, связанные с физической культурой и спортом, являют собой как эффективные средства по физическому развитию студентов, так и мероприятия, влияющие на такие важные аспекты нашей жизни, как: трудовая деятельность, структура ценностной ориентации, воспитание хороших специалистов, общительной, а главное, целеустремленной личности.


Список литературы

  1. Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. – М.: RETORIKA, — 2001. — 560 c.
  2. Купчинов Р.И. Глазько Т.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. – Мн, 2001. — 98 с.