ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

№10,

Экономические науки

Дягилева Александра Геннадьевна
Самокар Александра Сергеевна


Ключевые слова: ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ; АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВЫПУСК; ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ; ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ТРАНЗИТНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ; ELECTRONIC DECLARING; AUTOMATIC RELEASE; CUSTOMS CONTROL; CUSTOMS INFORMATION TECHNOLOGY; THE TRANSIT DECLARATION.


Аннотация: В данной статье рассмотрены основные проблемы применения современных информационных технологий в практической деятельности таможенных органов. Выделены основные недочеты, препятствующие осуществлению эффективной работы таможенной службе на сегодняшний день. По выявленным проблемам предложены меры, направленные на совершенствование деятельности таможенных органов, связанную с применением электронных технологий.

Современные условия деятельности таможенных органов определяют необходимость внедрения перспективных информационных технологий. В том числе реализация сервисно-ориентированной концепции и содействие деятельности участников ВЭД актуализируют задачу развития электронных технологий таможенного администрирования.

Согласно данным Федеральной таможенной службы за январь-сентябрь 2017 года 99,99% всех деклараций на товары подаются в таможенные органы в электронной форме через сеть Интернет.

По состоянию на 4 октября 2017 года таможенными органами было оформлено 3 268 122 декларации на товары, из них 3 267 637 – в электронной форме. При этом 45 566 электронных деклараций были выпущены в автоматическом режиме (1,4 %).


Рис.1. Количество автоматически зарегистрированных деклараций, тыс. шт.


Рис. 2. Доля транзитных деклараций, оформленных в электронной форме

В 2017 году российскими таможенными органами оформлено более 400 тысяч электронных транзитных деклараций, что на порядок превышает показатель за аналогичный период 2016 года. Это свидетельствует о позитивной оценке участниками внешнеэкономической деятельности данной технологии. С 20 марта 2017 года данная технология применяется на постоянной основе с учетом вступившего в силу приказа Минфина России от 30.08.2016 № 144н «Об утверждении порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме».


Рис. 3. Транзитные декларации, оформленные в электронной форме

Несмотря на положительную статистику, имеются некоторые проблемы, связанные с деятельностью таможенной службы в части декларирования товаров и транспортных средств в электронной форме и препятствующие более эффективному взаимодействию контролирующих органов с участниками внешнеэкономической деятельности.

Как было отмечено, на сегодняшний день деятельность таможенных органов в сфере электронного декларирования не является совершенной. Так, по результатам анализа показателей деятельности таможенных органов выявлены следующие проблемные аспекты:

1. Таможенные операции могут совершаться только в рабочее время таможенного органа. Поскольку сервера простаивают в ночное время, утром наблюдается внушительное скопление деклараций на серверах таможенных постов, что является тормозящим фактором в их работе.

2. Декларант подаёт документы на таможенный пост самостоятельно. Автоматически полномочия таможенных постов не определяются. Например, в соответствии с Приказом ФТС от 9 февраля 2015 года N 205 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров» некоторые таможенные органы не обладают компетенциями по совершению таможенных операций в отношении ввозимых в Российскую Федерацию табачной продукции, смазочных масел, автомобилей определенных марок и т.д. Таким образом, балансировка нагрузки между таможенными постами отсутствует.

3. Несопоставимость данных в таможенной декларации и представленных документах. К примеру, существует несовместимость по единицам измерения (в декларации на товары написано количество бутылок (шт.), а в лицензии – объем жидкости (л.)). Автоматически невозможно преобразование одних единиц в другие, следовательно, должностному лицу таможенных органов приходиться сопоставлять данные вручную.

4. Проблема сверки документов между собой, то есть отсутствие модели предоставления данных и их согласованности между собой (к примеру: номер транспортного средства в одном документе написан кириллицей, а в другом латиницей или различное описание товара в документах). Таким образом, инспектору приходится самостоятельно принимать решение о сопоставимости данных.

Для совершенствования деятельности таможенной службы в области электронного декларирования и повышению эффективности ее взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности предлагаются следующие пути решения указанных проблем:
— разработка алгоритма автоматической регистрации и выпуска;
— корректировка форм декларации и товаросопроводительных документов;
— разработка единой модели представления данных участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы.

Алгоритм автоматической регистрации и выпуска предлагается вынести с уровня таможенных постов на уровень региональных таможенных управлений, которые в свою очередь будут распределять декларации с учетом компетенций и времени работы (с учетом часовых поясов) таможенных постов. Данное действие будет способствовать появлению балансировки нагрузки между таможенными постами. Также указанная мера является решением коррупционной составляющей, так как невозможно будет предугадать, на какой таможенный пост попадет декларация для регистрации.

Для совмещения формата данных, представленных в декларации на товары и товаросопроводительных документах, предлагается доработка формата декларации на товары, а именно включение в описание группы товаров ДТ сведений о разрешительном документе, номере позиции и количестве строго в тех же единицах измерения, что и в представленных документах.

Кроме того, необходимо разработать единую модель представления данных участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы (модель преобразования данных из одних в другие). Считаем, что данная мера позволит автоматизировать процесс сверки данных из документов между собой.

Таким образом, были рассмотрены проблемные аспекты, связанные с электронным декларированием товаров и транспортных средств в таможенных органах, а также представлены возможные пути решения выявленных проблем. Применение данных рекомендаций позволит таможенной службе значительно повысить эффективность деятельности в данной сфере, а также выйти на новый уровень взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности.


Список литературы

  1. ФТС России в 2016 году: новые технологии совершения таможенных операций. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tks.ru/news/nearby/2017/01/09/0006/print (дата обращения: 01.12.2017).
  2. Шаталов Алексей Олегович, ЗАО «ТАМГА»: «Электронное декларирование в Российской Федерации. Проблемы и пути развития на пути к Единому окну». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/edinoe_okno/Pages/intconfecustoms.aspx (дата обращения: 02.12.2017).
  3. Электронное декларирование в 2017 году: деклараций на товары – 99,99%, транзитных деклараций – 53,67%. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25839:-2017-9999-5367&catid=40:2011-01-24-15-02-45 (дата обращения: 07.12.2017).