К ВОПРОСУ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СБЫТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА ТЕРРИТОРИИ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

№10,

Юридические науки

Быстрянцев Александр Федорович

Меремьянин Александр Васильевич


Ключевые слова: НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА; СБЫТ НАРКОТИКОВ; АРМЕЙСКИЙ НАРКОТИЗМ; УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; DRUGS; SALE OF DRUGS; MILITARY DRUG; CRIMINAL LIABILITY.


Аннотация: Статья посвящена проблемам наркотизма в Вооруженных Силах Российской Федерации. Авторами высказываются предложения, направленные на оптимизацию уголовной ответственности за сбыт наркотиков в расположении воинских частей.

Общеизвестно, что армия является неразрывной частью общества, и в ней, как в зеркале, отражаются все имеющиеся в нашей стране проблемы и недостатки. Ежегодно в Вооруженные Силы России призывается около ста пятидесяти тысяч новобранцев, в ряду которых, к сожалению, имеются и лица, потребляющие наркотики.

В декабре 2017 года главный нарколог Минздрава России Е.А. Брюн сообщил, что примерно четыре миллиона россиян из числа проживающих на территории страны являются потребителями наркотиков [1]. Безусловно, масштабы этой социальной болезни не могли не затронуть и армию.

Анонимные анкетирования отечественными учеными молодых людей различных социальных слоев ещё в конце 80-х годов прошлого века обозначили военную специфику проблемы наркомании. Так, Б.Ф. Калачев указывает, что среди 1132 респондентов-мужчин, которые на тот момент проживали в Краснодарском крае, более половины (53%) указали, что в большей или меньшей степени употребляют наркотики. Причем, у 6% из них первый опыт потребления наркотических средств был получен ещё во время службы в армии [2, с. 58]. Ещё более тревожные цифры озвучил в начале нынешнего столетия А.И. Медус, по мнению которого, каждый четвертый наркоман стал таковым именно в армии [3, с. 65].

Что же толкает молодых людей, призванных на защиту Родины, принимать наркотики? Основные причины, безусловно, такие же, что и у их сверстников «на гражданке» — стремление подражать другим, не выделяться из толпы, любопытство и т.д. К названным факторам могут присовокупиться обстоятельства, связанные с неуставными взаимоотношениями, грубостью со стороны старослужащих, особенно, если на это отсутствует адекватная реакция командиров.

Нынешняя ситуация с распространением наркотиков в стране, особенно среди молодого поколения, вызывает справедливую озабоченность гражданского общества. Но ещё большие опасения возникают в связи с перманентным ростом числа наркоманов в армии, так как это подрывает престиж службы в Вооруженных Силах, а также негативным образом может сказаться на обороноспособности нашего государства.

К сказанному следует добавить, что наркотические средства и психотропные вещества в Вооруженных Силах все чаще становятся предметом криминального бизнеса. Помимо этого, лица, зависимые от наркотиков, в целях удовлетворения своей страсти способны совершить самые различные противоправные деяния, в первую очередь направленные против жизни, здоровья и собственности как своих сослуживцев, так и гражданского населения. Спрос на наркотики и их дороговизна порождают в войсках рост насильственной и корыстной преступности [4, с. 70]

Как отмечает К.В. Харабет, за десятилетие (период с 2005 по 2015 годы) уровень наркопреступности в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, где предусмотрена военная служба, увеличился более чем в 3,3 раза. В 2015 г. зарегистрировано 627 наркопреступлений (для сравнения, в 2005 г. — 192). Доля наркопреступности в общей структуре преступности военнослужащих Минобороны составила в 2015 г. 5,7% [5, с. 30].

В целях профилактики распространения наркомании в воинских частях Федеральным законом от 13.07.2015 № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нормативно закреплено проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов для военнослужащих по контракту, а также лиц, обучающихся в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования [6].

Пунктом «а» части второй статьи 228.1 УК РФ установлена повышенная уголовная ответственность за сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, которые совершены в исправительном учреждении, следственном изоляторе, сооружении административного назначения, административном здании, образовательной организации, на объектах спорта, воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного транспорта или метрополитена, в общественном транспорте либо помещениях, используемых для досуга или развлечений. При этом отягчающий вину квалифицирующий признак основан на факторах повышенного риска негативных последствий для объекта преступного посягательства, государственной и общественной безопасности.

Однако вызывает удивление тот факт, что сбыт наркотиков, который совершается на территории воинской части, в перечень квалифицирующих признаков не включен, хотя весьма очевидно, что реализация наркотических средств военнослужащим на территории части также характеризуется повышенной степенью общественной опасности, а, значит, нуждается в установлении аналогичного уровня ответственности.

По мнению авторов, в целях оптимизации отечественного уголовного законодательства в части, касающейся противодействию наркотизации общества, необходимо пункт «а» части второй статьи 228.1 УК РФ после слова «метрополитена,» дополнить словами «на территории воинской части,».

Кроме того, не следует забывать, что одним лишь ужесточением ответственности проблему не решить. Наркомания в российской армии как устойчивое социальное явление является результатом синтеза большого числа социальных, экономических, психологических, психофизических, социокультурных и иных факторов, без учета которых любая оптимизация законов будет бесполезной.

Нельзя не согласиться с Ю.П. Оноколовым, настаивающем на необходимости ограничить прием на военную службу лиц, склонным к противоправным действиям в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а в случае их призыва – направлять последних не в действующие воинские формирования, а в военно-строительные и иные подразделения, которые заняты вспомогательными и хозяйственными работами, где бы они проходили службу без доступа к оружию и боевой технике [7, с. 8].

Впрочем, это тема для отдельного, межотраслевого исследования.


Список литературы

  1. Минздрав назвал число употребляющих наркотики россиян // Известия. 13.12.2017 / [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: https://iz.ru/682621/2017-12-13/minzdrav-nazval-chislo-upotrebliaiushchikh-narkotiki-rossiian (дата обращения: 20.12.2017).
  2. Калачев Б. Ф. Наркотики в армии // Социологические исследования. 1989. № 4. С. 56-61.
  3. Медус А.И. Наркотизам как социальное явление в Российском обществе и его Вооруженных Силах: сущность, причины, состояние // Сибирский медицинский журнал. 2002. Том 30. №1. С. 62-65.
  4. Шилов А.И., Оноколов Ю.П. Проблема алкоголизма и наркотизма в Вооруженных силах Российской Федерации // Человек: преступление и наказание. 2010. №3. С. 70-73.
  5. Харабет К.В. Современная наркоситуация в Вооруженных Силах: общая характеристика, основные тенденции, проблемы противодействия // Наркоконтроль. 2017. №2. С. 29-36.
  6. Федеральный закон от 13.07.2015 №230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.07.2015, № 29 (часть I), ст. 4356.
  7. Оноколов Ю.П. Детерминанты преступности военнослужащих и ее предупреждение: автореферат диссертации … кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону, 2005. — 26 с.