ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

№10,

Экономические науки

Амирова Лиана Ильдусовна
Пивоварова Регина Александровна
Кузнецов Максим Сергеевич


Ключевые слова: ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ГОСУДАРСТВО; ПРЕДПРИЯТИИ; ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ; ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ; РЕСУРСЫ; FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY; STATE; ENTERPRISE; ECONOMIC RELATIONS; FOREIGN TRADE TURNOVER; RESOURCES.


Аннотация: В данной статье рассматривается внешнеэкономическая деятельность Республики Татарстан, ее роль, эффективность реализации стратегии социально-экономического развития нашей республики и поэтапной интеграции Татарстана в мировую экономику.

По всему миру за последние годы наблюдается рост международной активности субъектов федеративных государств. Активность всё больше распространяется на области, которые ранее были в компетенции независимых государств — представительство за рубежом, участие в работе международных организаций. Сказанное характерно и для Республики Татарстан, которая приобрела право самостоятельно вступать в международные связи с субъектами зарубежных федераций и активно его использовать.

Более чем 70 зарубежными государствами Республика Татарстан, имеет научно-технические, экономические, и иные связи с международными институтами. В таких государствах как, США, Венгрия, Франции, Болгарии, Италии, Литве и др. — действуют торговые, экономические, информационные представительства государственных органов Республики Татарстан и ее юридических лиц. У Республики Татарстан подписаны соглашения с большинством стран СНГ, а также Венгрией, Литвой, Грецией, Турцией и Австрией.

Республика Татарстан обладает богатыми природными ресурсами, мощной и диверсифицированной промышленностью, высоким интеллектуальным потенциалом и квалифицированной рабочей силой.

Внешнеторговый оборот Республики Татарстан (см.табл.1) в январе-июне 2017г. составил (в фактически действовавших ценах) 8509,5 млн. долларов США, или 162,7% к уровню января – июня 2016г. В январе-июне 2017г. экспортировано товаров на сумму 6649,5 млн. долларов США, что на 63,0% больше данных января-июня 2016г. Импорт составил 1860,0 млн. долларов США, тем самым увеличился на 61,5%, В структуре внешнеторгового оборота на долю экспорта приходилось 78,1%, импорта – 21,9%. Коэффициент покрытия импорта экспортом в январе-июне 2017г. составил 3,6 раза (в январе-июне 2016г. – 3,5 раза). Положительное сальдо внешнеторгового баланса Республики Татарстан в январе- июне 2017г. составило 4789,5 млн. долларов США против 2927,8 млн. долларов США в январе-июне 2016г. [3]

Таблица 1. Внешнеторговый оборот Республики Татарстан с основными странами-партнерами

 

Январь-июнь 2017г.

внешнеторговый оборот

в том числе

млн. долларов США

в % к итогу

в % к январю июню 2016

экспорт

импорт

млн. долларов США

в % к январю- июню 2016г

млн. долларов США

в % к январю- июню 2016г

Всего 8509,5 100 162,7 6649,5 163 1860 161,5
В том числе:
Страны дальнего зарубежья: 7536,6 88,6 167,1 5823,8 166,9 1712,8 167,4
Бельгия 190 2,2 В2,2р. 159,4 В3,4р. 30,6 83,2
Венгрия 278,8 3,3 В2,0р. 264,3 В2,0р. 14,5 160,3
Германия 868,2 10,2 186,1 446,7 191 421,5 181,3
Китай 280,6 3,3 175,2 157 В3,0р. 123,6 114,3
Латвия 375,8 4,4 В2,6р. 373 В2,6р. 2,8 В5,1р.
Нидерланды 1289,4 15,2 192 1270,5 193,6 18,9 124,8
Польша 976,9 11,5 141,5 955,7 142 21,2 123,3
Словакия 253,4 3 В2,9р. 238,3 В3,3р. 15,1 96,6
США 436 5,1 В2,1р. 49,8 73,2 386,2 В2,8р.
Финляндия 376,5 4,4 В2,1р. 371,2 В2,1р. 5,3 89,9
Франция 205,6 2,4 В3,5р. 49,8 В3,1р. 155,8 В3,6р.
Чехия 202,3 2,4 В3,7р. 176,2 В9,8р. 26,1 72
Государства участники СНГ: 972,9 11,4 135,2 825,7 139,7 147,2 114,3
Беларусь 497 5,8 142,7 389,4 146,7 107,6 129,9
Казахстан 268 3,1 124,8 246,2 116,7 21,8 В5,7р.

Проанализировав таблицу 1 можно сделать выводы, что сегодня у Татарстана установлены устойчивые связи практически со всеми странами СНГ и дальнего зарубежья. В республике ведется последовательная работа по реализации заключенных межправительственных соглашений со странами СНГ и дальнего зарубежья, а также соглашений между хозяйствующими субъектами и городами.

Необходимо обратить внимание на то, что необходимо адаптировать подходы к практике государственного контроля за взаимопоставками в рамках заключенных торгово-экономических соглашений в условиях динамично меняющейся ситуации в экономике. На рынках зарубежных стран и рынках российских регионов продолжается переориентация республиканских товаропроизводителей, в связи с таможенными барьерами, не отлаженности банковских расчетов и других объективных причин.

Республика Татарстан является перспективным регионом для взаимовыгодного сотрудничества, последовательно формирует механизмы развития внешнеэкономической деятельности. Тем самым Республика создает благоприятное для иностранных инвесторов законодательство, основу которого составляют Закон «Об иностранных инвестициях», Указ Президента РТ «О стимулировании привлечения иностранных инвестиций». Закон «О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора», Закон «О внешнеторговой деятельности», Закон «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан», Закон «О свободной экономической зоне Алабуга» и другие.

Республика Татарстан принимает концепции развития внешнеэкономической деятельности, которая определяет приоритеты, долгосрочные и среднесрочные цели внешнеторговой политики. Цель направлена на формирования промышленной продукции и услуг предприятий, исследование развития новых рынков реализации и структуры поддержки конкурентоспособности экспорта компаний Татарстана.

Поэтапно реализуются программы привлечения зарубежных инвестиций по пакету республиканских инвестиционных проектов, внедряются механизмы предоставления финансово-имущественных гарантий для зарубежных инвесторов, проводится работа по созданию залогово-страхового фонда, экспортно-импортного банка Республики Татарстан с участием финансовых групп и ведущих западных банков. Республика переодически участвует в крупных международных выставках, тем самым поддерживается курс на создание в Татарстане локальных свободно-экономических зон.

Перспективами развития внешнеэкономической деятельности в Республики Татарстан являются:
— участие в реализации и разработке региональных инвестиционных программ и проектов, в том числе федерального значения;
— содействие развитию экспортоориентированных и импортозамещающих производств, в том числе за счёт лизинга, производственной кооперации и других форм сотрудничества с зарубежными партнёрами;
— развитие инновационного потенциала республики;
— ускоренное освоение современных кредитно-инвестиционных механизмов – специализированных инвестиционных институтов венчурного инвестирования, франчайзинга, лизинга.

Все вышесказанное убеждает нас в том, что основной целью развития внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан является: развития экономики региона, создание за счёт эффективной деятельности благоприятных внешних условий повышения конкурентоспособности, обеспечения выполнения регионом функций по реализации внешнеполитической линии и продвижение имиджа области как инвестиционно привлекательного региона Татарстан, а также пополнение доходной части областного бюджета.


Список литературы

  1. Внешнеэкономическая деятельность: налогообложение, учет, анализ и аудит: учебник / Е.В. Бурденко, Е.В. Быкасова, О.Н. Ковалева ; под ред. Е.В. Бурденко. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 249 с.
  2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия : учебник / под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. И.Н. Иванова. — М. : ИНФРАМ, 2017. — 297 с.
  3. http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/ru/statistics/foreign_trade/ (Дата обращения: 5.10.2017)