РОЛЬ ИНДУИЗМА В СОЦИАЛЬНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В ИНДИИ

№10,

Социологические науки

Бабочкина Яна Олеговна


Ключевые слова: КАСТЫ; РЕЛИГИЯ; ИНДУИЗМ; УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ, РЕФОРМАЦИЯ; CASTE; RELIGION; HINDUISM; VERSATILITY; THE REFORMATION.


Аннотация: Индуизм – это духовное наследие народов, которая сохраняет все свои особенности с древних времен. Она составляет совокупность философских, религиозных и научных традиций, эстетические и правовые нормы государства. Не смотря на всю длительную историю, религия сохраняет свою универсальность и лояльное отношение к другим конфессиям. Индуизм – это религия, которая сохраняет свое единство, не смотря на политическое развитие, а индусы – благодаря кастовой системе сохраняют не только социальное единство, но и культуру.

В данной статье рассматривается развитие индуизма в политической и социальной сфере Индии. Влияние кастовой системы на индийское сообщество людей. Развитие индуизма на современном этапе и в эпоху реформации. Рассматриваются особенности индуизма – как универсальной религии в современной Индии.


Индуизм играет большую роль в социальной и политической жизни Индии. До сих пор индуизм имеет пережитки прошлого. Например, наличие каст, религиозные традиции, которые являются продуктом жизни мировоззрения индусов. Несмотря на это индуизм – был основой, как и в древности, так и в современное время. Данная национальная религия построила социальное, политическое и культурное развитие страны.

Индуизм не подвергся влиянию не одной конфессии и сохранил свои особенности и традиции. По наше современное время – религия задает свои правила в стране, и если в индуизме происходят какие-либо изменения, то это затрагивает все сферы общественной жизни людей.

Определенное определение национальной религии, дать невозможно, так как она предлагает свой путь духовного развития, который отличается от европейского сознания, которое основано на дуализме. Поэтому индуизм сложно описать, так как европейские авторы, дают различные противоположные характеристики. Множество мнений о данной религии просто потрясает.

Многие считают, что индуизм — это языческая религия, которые появились из человеческих предрассудков, другие же считают ее природной религией. Существует мнение, что индуизм – это религия, которую человек может постигнуть во всей полноте, и стать «великим сыном» земли, который владеет такими знаниями, которые никто не может постигнуть. [6, с. 123].

Ученый-философ первой точки зрения, видный деятель индуизма М.С. Голвакар. По его мнению, индуизм имеет определенную пропасть, которая приводит его к двойственности. С одной стороны – это высокая область религиозной мысли, достигнутая в Ведах, а с другой стороны это религия, великих философов Рамануджи и Шанкары. С другой стороны, высота философии – связана с первобытными предрассудками и самой первобытной магией [6, с. 130].

Одной из важнейших черт в индуизме, стоит выделить — веротерпимость. Она существует, как и в современное время, так и в зарождении данной религии. Они всегда мирно относились к другим религиозным группам, и никогда не подвергались уничтожению своей религиозной группы.

В основном люди умирали от жажды, так как по кастовой системе, им нельзя было приближаться к колодцам. Кастовое деление сохраняется и в современной Индии [3, с. 154].

Таким образом, сделаем вывод что Индуизм — это религия, которая удивляет нас веротерпимостью народа, покорностью и терпимостью к ритуальной социальной — кастовой системе. Индуисты допускают разные интерпретации Бога, как атеизм они считают одним из путей, чтобы достичь истины [5, c 152].

Кастовый строй, во многом определяет современную жизнь индуистов и их мировоззрение. Он является отражением религиозной культуры. Индуистская теология не соглашается, что у человека может быть 2 пути, как в христианской и в мусульманской культуре (либо человек принимает истину данную богом и обретает покой, либо не соглашается и ведет себя на погибель).

Индуистская теология представляет определенную иерархию истин. В этом списке нет лжи, но заблуждение тоже может являться истиной, только самой низкой в иерархии. Эта истина – основа веротерпимости индуизма. Одна из главных истин подразделяется на множество порядковых мыслей, которые объясняют устройство мира, способов достижения истины, правила и обязанности каст и.т.д. [3. c. 85].

М.Ганди, политический деятель говорил, что «Индуизм, ислам и другие религии — это разные варианты основной религии, а именно истины». То есть он утверждал, что у каждого человека своя дхарма (истина) согласно которой строится своя истина о Боге. Однако, другой философ, журналист А.Д. Литман утверждал, что «В Индуизме не отрицается существование высшей истины, которая не имеет временных ограничений, ибо существует всегда и другие истины не могут быть доступны всем людям» [3, c. 55].

Поэтому стоит сделать вывод, что индуизм, это одна из религий, которая не ведет миссионерскую деятельность. Так как это не имеет смысла, так она не имеет истиной религии, так как индусом, как считают индуисты надо родиться.

Надо сказать, что сложная иерархическая структура индийского общества, разделено на четыре Варны, и она гасит социальную напряженность в стране, так как исключает возможность объединить людей по этнической и религиозной основе. Например, к «неприкасаемым» традиционные законы кастовой чистоты требовали, чтобы эти люди не имели социального взаимодействия и чтобы эти люди находились внизу социальной пирамиды.

Индуизм, в отличие от других традиционных религий – толерантен, так как в нем нет жесткой догматики, то какой механизм обеспечивает такую сохранность? Ведь Веды являются ровесниками Зевса, Перуна. На данный вопрос дает известный индийский ученый Р. Пандей — что основной силой индуизма является кастовая система. Благодаря ней индуизм сохраняет свои традиционные верования и практики на протяжении нескольких веков. Именно на ней сохраняются практики, верования, мораль и этика индуизма. [8]

По мнению Ч.Элиота, индуизм — это собрание религий, и каждая индийская вера может стать ее членом, если признавать авторитет Вед. Согласно представлениям Вед – мир управляется дхармой (законом). Главное – закон кармы — как следственная связь всех явлений мира. Карма – это связь с миром, непреложная часть бытия.

Иерархия каст – это чистота религии, и никогда не следует жаловаться индуисту на свое кастовое положение. Свою касту надо принимать. Таким образом, касты – это минимум единой веры чтоб представлять собой единую религию.

Кастовая система имеет ряд преимуществ. Так как она является в стабильности, создает единство индийского сообщества и делит на различные расовые, этнические, религиозные группы. Кастовая система сохраняет функции элементов культуры и социальной жизни людей.

Однако индуизм подвергался и реформации. Одну из наиболее серьезных превращений индуизм претерпел в XIX—XX вв. В этот период не раз доказывавшая прежде свою неожиданную гибкость и способность противодействовать любым попыткам разделении религии получила высокую цель к развитию [1, c. 251].

Толчком послужило распространение религии и культуры британских завоевателей, под воздействием буржуазных отношений. В таких обстановках была попытка реформировать индуизм. Бенгальский мыслитель Рам Мохан Рой (1772-1833), стал основателем первых в Индии национальных газет и светских школ – колледжей. 1828 г. – создание религиозного сообщества, «Брахмо самадж» — «Общество Брахмы», единого Бога, которому должны были поклоняться не только индуисты, но и другие религиозные группы. [8]

Наиболее успешную попытку примирения реформаторских и ортодоксальных взглядов принял жрец калькуттского храма Кали Ра – макришна Парамахамса (1836-1886), который учил, что каждый определенный круг решения религиозных проблем и соответствующие форма культа составляют одну из стадий познания единого Бога. После его смерти, она получила название «Миссия Рамакришны». [7]

Ученик Рамакришны сделал шаг в создании учения, цель которого захватить все религиозные и морально-этические учения, цель которого – дать духовное начало в мире. Миссия Рамакришны, основана в 1897 г. Как всемирная организация распространяет индуизм по всей Индии и в других странах мира.

Активное политическое движение иудаизма началось в XIX в. В контексте которой прошла борьба свободы индийского народа и становлением экономических отношений. [7]

В политической жизни иудаизм включал в себя идеи, ценности и традиции для отождествления религиозной и этнической общности. В стране более 500 коммуналистических организаций, которые в своей деятельности принимают активное участие несколько миллионов человек [2, c. 251].

Политическая жизнь современного индуизма отражалась в борьбе индийского народа против колонизаторов и с параллельным процессов изменения данной конфессией и становлением и развитием индийского общества и прежде всего с развитием экономики. В политике Индии отражался коммунализм, который включал в себя сохранение традиционных идей индуизма.

Но в Индии началось противостояние двух религиозных конфессий индуистской и мусульманской общины, с другими религиями не носили напряженного характера, как поведении с мусульманской религией.

Особенностью 80-90-х годов стала резкая конфессионализация общественно-политического сознания подавляющей части населения, о чем говорит быстрый рост различных организаций и коммуналистских группировок.

Стоит отметить, что индуизм является главной составляющей в жизни индийского общества, и многие религиозные лидеры пытаются приспособить религию к политической политики Индии. Например, для Махатмы Ганди, религия была основой для политической жизни и действий для Индии. Он говорил, что без религии, не может существовать политика. Он считал, что все религии – истины, и что религия это источник морали и духовности человека в развитии общества. Достижение целей исключительно ненасильственными средствами – составляет главную основу политики индийского общества [2, c. 253].

Конечно, нельзя подумать, что политическая модель в Индии — религиозная, но она повлияла на политическое развитие Индии. Например, когда Индия стала независимой страной, то правительство Неру, запретило ряд многих религиозных организаций, однако религиозный уровень населения оставался прежним, и политические лидеры перестали отделять религию от государства.

Важнейшее направление в взаимодействия политики и религии в современном Индуизме, стоит выделить ее политизацию. Религия и общинной сознание стали важным фактором в политике. Значительную роль сыграли Сваямсевак сангх и Ращ-трия (Союз добровольных служителей нации и РСС) [4, c. 496].

Наиболее распространенные политические силы пытались возродить и создать консервативные стороны индуисткой традиции. Более спокойные делают опору на реформированный индуизм, который проявляется в разных формах неоиндуизма, который более универсален, упрощен в практике обрядов и традиций и занимает важное место в религиозно-культурной жизни Индии.

Индуизм втянул в себя новое, из политической жизни Индии сохраняя традиционные взгляды. Сложная религиозная кастовая принадлежность и система гибко и осторожно приспосабливается к современной жизни Индии. Умея соединить несоединимое в соединимое сохраняет в себе яркость и пестроту, и жизнеспособность, но при этом создавать различными причудливыми формами порождать новые течения и секты, которые не вступают в противоречие с главными традиции и мировоззрением Индии.

Таким образом, подведем выводы, что индуизм в современной Индии, это не только религия, но и основа мировоззрения, философии, морали и этики поведения в обществе. Иерархическая кастовая система благоприятствует процессу формирования общества. Кастовая система – служит основой индуизма.

Современная Индия предстает перед нами как динамично развивающая страна. Успех Индии зависит от того как будет дальше продвигаться политическая и религиозная политика государства в формировании модернизированного развивающего демократического государства построенных на принципах иудаизма.

В настоящее время индуизм – остается религией для индийцев, и не теряет свою актуальность. Она сохраняет все ритуалы и культовые практики, не смотря на современный мир. Современные богоискатели пытаются создать новую религию, но авторитет Вед и кастовая система не позволяют это сделать. Индуизм, не смотря на свою длительную историю – не теряет свои универсальные особенности.

Стоит в заключение упомянуть слова А. Барта «не была столь понятливой, столь способной превращаться в самые причудливые концессии, столь отзывчивой в примирении всех крайностей; ни одна не обладала такой способностью постоянно создавать новые направления, даже религии и, таким образом, постоянно рождаясь из самой себя, проявляться многим причинам погибели».


Список литературы

  1. Альбедиль М.Ф. Программа курса Индуизм: (2 семестра). Вест. Рус. христиан. гуманит. ин-та. СПб, 1997. №1. С. 251-265.
  2. Васильев Л.С. История религий Востока. Учеб. пособие для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М., «Университет», 2008. 426 с.
  3. Горохов С.А., Христов Т.Т., Религии народов мира: учебное пособие. -М.:КНО-РУС. 2010. 422 с.
  4. Иванова Л.В., Индуизм. М., Ладога. 2003. 546 с.
  5. Литмат А.С., Современная индийская философия. М.: Мысль. 1985. — 399 с.
  6. Мезенцева О.В., Роль индуизма в идеологической борьбе современной Индии.- М.: Наука, 1985. — 175 с.
  7. Голованов В.К. Шиваизм. [Электронный ресурс] www.livelib.ru (Дата обращения: 10.11.17)
  8. C.А. Токарев. Краткий электронный курс лекций по Истории Религии. [электронный ресурс]: studme.org (Дата обращения: 02.11.2017 г.).