К ВОПРОСУ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ МИГРАЦИОННОГО УЧЕТА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№10,

Юридические науки

Быстрянцев Александр Федорович

Меремьянин Александр Васильевич


Ключевые слова: МИГРАЦИЯ; МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ; УЧЕТ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ; MIGRATION; IMMIGRATION LEGISLATION; MIGRANT WORKERS; REGISTRATION AT THE PLACE OF STAY.


Аннотация: Статья посвящена отдельным вопросам реализации отечественного миграционного законодательства. Особое внимание уделено проблемам, возникающим в связи с утратой иностранными гражданами законных оснований для их учета по месту пребывания.

Процессы всемирной политической, экономической, религиозной, культурной и особенно трудовой интеграции и унификации, свидетелями которых все мы являемся на протяжении последних двух-трех десятилетий (в первую очередь на евразийском пространстве), обусловили усиление миграционной активности населения. Сегодня и научные исследования, и официальные данные говорят о том, что прогнозируемый в ближайшей перспективе в Российской Федерации экономический рост невозможен без существенного пополнения трудовых ресурсов за счет трудовой миграции.

Вместе с тем, бесконтрольные миграционные потоки могут стать серьезным негативным фактором в дестабилизации обстановки в стране.

Одним из центральных элементов системы качественного миграционного контроля является Федеральный закон от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [1], с принятием которого в свое время были сняты излишние административные барьеры для тех специалистов, в притоке которых наша страна испытывала особо острую нужду. Одновременно органы государственной власти стали обладать более достоверной статистикой о пребывании в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, и как следствие – новые возможности для оптимизации демографической ситуации.

Миграционная политика стала составной частью внешней и внутренней политики нашего государства и приобрела вид достаточной, устойчивой системы идеологических, политических, правовых и социально-экономических мер по регулированию миграционных процессов, хотя все еще остается не до конца оптимальной.

Неконтролируемые потоки трудовых мигрантов в самое ближайшее будущее могут стать фактором, дестабилизирующим обстановку в стране. В Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной главой государства в 2013 году, говорится о том, что незаконная миграция в нашу страну иностранных граждан и лиц без гражданства из стран со сложной экономической, общественно-политической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, способствует возникновению угроз общественной безопасности [2].

Тем не менее, в настоящий момент существенная часть миграционных перемещений до сих пор осуществляется с теми или иными нарушениями действующего законодательства. Нередко иностранными гражданами и лицами без гражданства нарушаются установленные для них правила въезда, пребывания, проживания, а также осуществления трудовой деятельности.

Исследователи отмечают, что проблема трудовых мигрантов в нашей стране вплотную приближается к критической черте, резко активизировалась их деятельность в различных экстремистских организациях, органами правопорядка установлены многочисленные факты участия мигрантов из стран СНГ в подготовке терактов на территории РФ [3, с. 1623]. В условиях глобального мира защита граждан от террористической угрозы выступает одним из центральных элементов национальной безопасности Российской Федерации, в силу чего решение задач по контролю за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства миграционного законодательства весьма актуально.

Действующее законодательство содержит всего четыре основания, по которым иностранный гражданин может быть снят с миграционного учета:
— факт его смерти либо выезда из Российской Федерации;
— вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим либо о признании безвестно отсутствующим;
— факт приобретения им российского гражданства.

На сегодняшний день принимающая сторона, поставив на миграционный учет иностранного гражданина, не обладает возможностью снять его с такого учета. Это в том числе касается и случаев утраты с ним каких-либо контактов, расторжения трудовых отношений и т.п. По нашему мнению, подобная ситуация серьезно ущемляет права собственности и иные права на помещение. Фактически анализируемая норма дискриминирует российских граждан в праве пересмотра их решения о постановке мигранта на учет и исключает волеизъявление на прекращение последующего с ним взаимодействия.

При этом, в случае проживания мигранта не по месту учета, принимающая сторона может быть подвергнута наказанию. Тем самым происходит формирование псевдоправоотношений, не обеспечивающих государство достоверной информацией о местонахождении иностранного гражданина, а граждан России – защитой их прав и законных интересов в качестве принимающей стороны. Кроме того, подобная ситуация создает условия для беспрепятственного и формального пребывания на территории нашей страны лиц, достоверное местонахождение которых неизвестно, что создает серьезную потенциальную угрозу как личной безопасности отдельных граждан, так и общественной и государственной безопасности в целом.

Статья 21 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» содержит определение основания для учета по месту пребывания, под которым понимается временное фактическое нахождение мигранта в месте, не являющемся местом его жительства. Исходя из анализируемой нормы, возникновение ситуации, при которой мигрант фактически не находится по месту своего пребывания, по сути своей, является нарушением действующего закона.

По нашему мнению, на сегодняшний день назрела насущная необходимость законодательно дополнить перечень оснований для снятия иностранного гражданина с миграционного учета ещё одним пунктом, в котором говорилось бы об утрате мигрантом основания для учета по месту его пребывания.

Фактическое снятие с учета при этом должно будет осуществляться на основании заявления принимающей стороны о снятии мигранта с учета по месту пребывания. Заявление о снятии иностранного гражданина с учета по месту пребывания будет направляться либо непосредственно в Министерство внутренних дел Российской Федерации, либо с использованием услуг Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» или МФЦ, либо посредством сети «Интернет».

Форма уведомления о снятии иностранного гражданина с учета по месту пребывания, перечень содержащихся в нем сведений, а также требования к его оформлению и порядку направления должны быть определены МВД России.

Очевидно, что реализация указанной нормы позволит принимающей стороне действовать исходя из объективной информации о нахождении иностранного гражданина, находящегося на миграционном учете, а уполномоченному органу своевременно принимать меры по установлению фактического нахождения мигранта в целях обеспечения должного контроля и защиты интересов государственной и общественной безопасности.

Кроме того, закрепление данной нормы будет способствовать реальному повышению достоверности миграционного учета.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 18.07.2006 №109-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 19.07.2017) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» / [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 13.12.2017).
  2. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 13.12.2017).
  3. Миронцева А.В., Макунина И.В. Коррекция миграционной политики России на основе Европейского опыта // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Том 13. №9(354). С. 1623-1640.