ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА ИНВАЛИДОВ НА ТРУД

№10,

Юридические науки

Семенова Кристина Сергеевна


Научный руководитель: Тарасова О.Е., к.ф.н., доцент, ФГБОУ ВО ХГУ.


Ключевые слова: ИНВАЛИДЫ; СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ; ТРУД; ПРАВО; DISABLED; SOCIAL SECURITY; LABOUR; LAW.


Аннотация: В настоящей статье автор рассматривает особенности социального обеспечения прав инвалидов при осуществлении ими трудовой деятельности, выявляет основные проблемы в этой области и предлагает пути их решения.

Социальное обеспечение занимает одно из приоритетных направлений в развитии государства и всего общества. Согласно ч. 7 Конституции Российской Федерации, «Российская Федерация, социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1].

Исходя из указанной статьи Конституции РФ, можно сделать вывод о том, что одним из ключевых направлений социальной политики государства является правовая защита инвалидов.

Правовая защита представляет собой систему мер и поддержки инвалидов, которая направлена в первую очередь на создание возможностей реабилитации и участия их в жизни общества наравне с другими гражданами.

Реабилитация инвалидов представляет собой процесс реализации целой системы разнообразных мер, направленных на устранение или возможно наиболее полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Кроме того, помимо самого определения «реабилитация» в статье 9 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [2] нормативно закреплена и ее цель: восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

В статье 37 Конституции РФ закреплено: «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

Исходя из положений главы IV Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», к социальному обеспечению следует относить не только материальную составляющую, которая выражается в виде ежемесячных выплат и льгот, предоставляемых инвалидам, но и меры по обеспечению доступа инвалидов к занятости.

К сожалению, в настоящее время практика показывает, что значительное количество инвалидов не получают необходимой помощи для возвращения к нормальной трудовой жизни. В значительной степени данное положение объясняется недостатками в законодательстве, в правовом регулировании тех или иных сторон реабилитации инвалидов.

Так, малоэффективным является правовое регулирование, обеспечивающее реализацию эргономических принципов при организации рабочих мест инвалидов, т.е. учитывающих индивидуальные возможности и ограничения конкретных лиц. Действующие в этой области нормативные правовые акты носят исключительно ведомственный характер, они не систематизированы, разобщены и, как правило, являются составной (незначительной) частью общих положений, которые касаются организации рабочих мест для здоровых людей.

Следует также отметить, что нормативные правовые нормы о трудоустройстве инвалидов (в частности, Закон РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [3]) подчас практически невыполнимы, поскольку — особенно в условиях массовой безработицы – конкретный механизм предоставления рабочих мест инвалидам не предусмотрен; действующее законодательство хотя и предусматривает право инвалидов на труд, но не закрепляет никаких конкретных гарантий этого права.

И, главное, отсутствует единый типовой документ, который хотя бы на ведомственном уровне объединял бы все вопросы проектирования и оснащения рабочих мест для инвалидов.

Трудоустройство российских инвалидов стало «невыгодным» в результате непродуманных пенсионных реформ, в результате которых инвалиды полностью либо частично теряют пенсию по инвалидности. Ввиду этого зачастую у инвалидов отсутствует стимул к осуществлению трудовой деятельности, что приводит к стагнации в выполнении программ по ресоциализации и, как следствие, отчужденности инвалидов от других членов общества.

Государственная политика в сфере занятости инвалидов носит в большей степени декларативный характер. Именно поэтому имеется необходимость привести российское законодательство в соответствие с международными актами в сфере занятости и трудоустройства инвалидов (например, Рекомендательным кодексом для работодателей, принятым МОТ в 2002 г., с Конвенцией МОТ № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов», с Директивами ЕЭС №89/391).

Реализация указанных предложений позволит обеспечить возможность реабилитации и социальной адаптации в обществе лиц с ограниченными возможностями.


Список литературы

  1. Конституция Рос. Федерации от 12 дек. 1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, от 5 января 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. – № 1, ст. 1; 2009. – № 1, ст. 2; 2014. – № 6, ст. 548; 2014. – № 30 (часть I), ст. 4202.
  2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ: в ред. Федер. закона от 30 окт. 2017 г. № 307-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995. – № 48, ст. 4563; 2017. – № 45, ст. 6581.
  3. О занятости населения в Российской Федерации: Закон от 19 апреля 1991 г. № 1032-1: в ред. Федер. закона от 29 июля 2017 г. № 235-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 17, ст. 1915; 2017. – № 31 (часть I), ст. 4784.