УЧЕТ СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ПРИ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИИ

№10,

Социологические науки

Лукашевич Виктор Михайлович (Кандидат технических наук)

Лукашевич Мария Васильевна


Ключевые слова: ЛЕСНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ; КОРЕННЫЕ НАРОДЫ; ЛЕСНОЙ ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ; FOREST CERTIFICATION; INDIGENOUS PEOPLES; FOREST STEWARDSHIP COUNCIL.


Аннотация: В статье рассмотрено понятие «коренных народов» в терминах лесной сертификации. Предложена методика взаимодействия с коренными народами для соблюдения требования сертификации и представлены результаты ее применения для Ленинградской области.

Ведение лесного хозяйства должно быть основано на принципах устойчивого управления лесами и лесопользования, включающие неистощительность лесопользования, сохранение функций леса и биоразнообразия и обеспечение потребностей местного населения в ресурсах. Лесную сертификацию считают одним из инструментов для достижения целей устойчивого лесоуправления. В России наибольшее распространение получила система сертификации по системе FSC. Оценка качества лесоуправления лесозаготовительных предприятий оценивается по стандарту FSC-STD-RUS-V6-1-2012 [7], принципы и критерии которого включают индикаторы по экономическим, экологическим и социальным аспектам.

Анализ деятельности сертифицированных предприятий показывает, что при сертификации учитывается взаимодействие руководства предприятия с местным населением. Например, при ведении лесного хозяйства необходимо оказывать помощь местному населению, поддерживать социальную инфраструктуру, отдавать предпочтение местному населению на приемке на работу, повышать квалификацию работников, проводить общественные слушания и учитывать пожелание всех заинтересованных сторон по социальным последствиям лесозаготовок, предоставлять информацию о планируемых местах рубок и строительства дорог, сохранять значимые места, укреплять и развивать местную экономику и др [7,12,15,11,16]. Одно из требований сертификации лесоуправления связано с коренными народами. В статье представлен анализ подхода стандарта к понятию «коренных народов» и применимость его к Бокситогорскому району Ленинградской области.

Согласно принципу 3 стандарта [7] «Юридические и традиционные права коренных народов на владение, пользование и управление их землями, территориями и ресурсами должны признаваться и уважаться». Под коренными народами в стандарте понимаются «группы населения, которые на протяжении многих поколений осознают себя самостоятельной этнокультурной общностью (народом, этносом, народностью, этнической группой, этнокультурной группой); связаны с определенным географическим районом; сохраняют элементы своего образа жизни, основанного на традиционном природопользовании (комплексном ведении хозяйства, в различных сочетаниях включающего животноводство, полеводство, добычу и использование объектов животного мира и недревесных продуктов леса и являющегося культурно значимыми для данных общностей)» [7]. В тоже время в российском законодательстве существует понятие коренных малочисленных народов «народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями» [1, 9, 8]. В итоге, постановлениями правительства Российской Федерации [2, 3, 4, 5] утвержден единый перечень коренных малочисленных народов, который не учитывает интересы и существование многих других сообществ, ведущих традиционные виды природопользования (буряты, карелы, коми-ижемцы, поморы, якуты, тувинцы и др.). Потому при сертификации лесоуправления под «коренными народами» понимаются как зарегистрированные в установленном законодательством порядке общины, так и другие ассоциации, незарегистрированные группы коренных жителей и т.д.

При подготовке к сертификации лесопользователю необходимо оценить применимость третьего принципа стандарта, связанного с взаимодействием с коренными народами. Для того предлагается следующая методика. Во-первых, провести обзор существующих нормативно-правовых актов РФ, связанных с коренными малочисленными народами применительно территории аренды. Затем, провести обзор дополнительных источников в свободном доступе по коренным народам. Провести консультации с заинтересованными сторонами регионального уровня. При наличии коренных народов в зоне влияния деятельности предприятия оценить их зависимость от традиционного природопользования. Согласно приложению стандарта [7] традиционность природопользования должна включать следующие критерии:

— территория, где ведется традиционное природопользование поделена на угодья, границы которых признаются членами сообщества (общины);
— традиционное природопользование осуществляется на протяжении нескольких поколений представителей общины или их потомки пытаются восстановить его;
— традиционное природопользование является существенным источником дохода или источником ресурсов для представителей общины;
— представители общины коренного народа имеют обычные (в том числе традиционные) права и/или юридически оформленные права на угодья традиционного природопользования (аренда, безвозмездное пользование) или прилагают соответствующие усилия для юридического закрепления своих угодий (если это требуется в соответствии с действующим законодательством);
— традиционное природопользование общины осуществляется и не приводит к истощению используемых ресурсов по мнению экспертов и представителей местного населения.

Для примера был выбран Бокситогорский район Ленинградской области. Согласно обзору НПА [5-8] на территории Ленинградской области имеются официально зарегистрированные общины коренных народов: «Води», «Ижорцы» и «Вепсы». Из них только «Вепсы» имеют места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности в Бокситогорском муниципальном районе (Радогощинское сельское поселение). На основе обзора свободных источников [13-10] было выявлено, что на территории Ленинградской области также присутствуют не зарегистрированные представители коренных народов: «Ингерманландские финны» и «Тихвинские карелы». При этом «Тихвинские карелы» проживают на территории Бокситогорском муниципальном районе (Климовское сельское поселение). В результате опроса заинтересованных сторон регионального уровня было подтверждено, что на территории Бокситогорского района присутствуют «Вепсы» и «Тихвинские карелы».

В итоге, дальше для сертифицированных арендаторов лесных участков под заготовку древесины в Бокситогорском районе Ленинградской области необходимо оценить зависимость «Вепсов» и «Тихвинских карел» от традиционного природопользования на основе консультации с их представителями и сделать вывод о применимости третьего принципа стандарта. Если будет обоснована причастность коренного населения к традиционному образу жизни, то предприятию необходимо на сертифицируемой территории провести систему лесоуправления в соответствии с критериями 3 стандарта. В частности, планировать свою деятельность с учетом мнения коренных народов, выявить и сохранить места, имеющих особую культурную, экологическую, экономическую и религиозную ценность и др.


Список литературы

  1. Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. N 132-р).
  2. Постановление правительства РФ от 13.10.2008 № 760 О внесении изменений в «Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации».
  3. Постановление правительства РФ от 17.06.2010 г. №453 О внесении изменения в «Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации».
  4. Постановление правительства РФ от 18.05.2010 №352 О внесении изменений в «Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации и в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
  5. Постановление правительства РФ от 24.03.2000 № 255 «О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации».
  6. Распоряжение Правительства РФ от 8.05.2009 г. № 631-р Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и перечня видов их традиционной хозяйственной деятельности.
  7. Российский национальный стандарт добровольной лесной сертификации по схеме FSC FSC-STD-RUS-V6-1-2012.
  8. Федеральный закон от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
  9. Федеральный закон от 7.05.2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»
  10. Конькова О.И., Лаврентьева Л.С., Сакса Л.А. Коренные народы Ленинградской области: Справочно-информационное издание. СПб., 2014. 84 с.
  11. Основы устойчивого лесоуправления: учеб. пособие для вузов / М. Л. Карпачевский, В. К. Тепляков, Т. О. Яницкая, А. Ю. Ярошенко. – M., Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2009. – 143 c.
  12. Практическое руководство по выделению лесов высокой природоохранной ценности в России (Т. Яницкая, 2008 г.).
  13. Сайт «Коренные малочисленные народы Ленинградской области». Ссылка: http://kmn-lo.ru/nacionalorganizacii
  14. Тихвинские карелы в общественной сети «В контакте» https://vk.com/club12713087
  15. Тысячнюк М.С., Конюшатов О.А., Кулясова А.А., Кулясов И.П., Тесля И.В. Рекомендации по социальным аспектам сертификации по схеме Лесного попечительского совета FSC / Отв. ред. М.С. Тысячнюк. Вологда: Полиграфист. 2009. 184 с.
  16. Уханов В.П., Хамитова С.М., Авдеев Ю.М. Экологический мониторинг состояния особо охраняемых природных территорий//Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2016. № 10 (121). С. 66 – 71.
  17. Центр коренных народов Ленинградской области» https://vk.com/tsentr_korennyh_narodov_lo