ПЕРЕДАЧА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ВО ВРЕМЕННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИМ И ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

№4,

Юридические науки

Райкова Ольга Витальевна


Ключевые слова: МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ; ВРЕМЕННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ; ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА; ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА; MUNICIPAL FACILITIES; TEMPORARY USE; LEGAL PERSONS; NATURAL PERSONS.


Аннотация: Статья посвящена теме передачи муниципальных объектов во временное пользование юридическим и физическим лицам. Особое внимание в статье уделяется вопросу о сдачи в аренду муниципального имущества. По результатам исследования автор приходит к выводу, что необходимо посвятить отдельные научные исследования, которые помогут более эффективно распоряжаться объектами муниципальной собственности при их передаче во временное пользование юридическим и физическим лицам, что позволит существенно увеличить доходы и сократить расходы бюджетов муниципальных образований.

Предоставление муниципального имущества в пользование третьим лицам в настоящее время регламентируется нормативными актами, такими как:

1) Гражданский кодекс РФ [1];
2) Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [2];
3) приказ Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» [6].

В указанной сфере подобные отношения регулируются Федеральными законами:
— «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности от 30.11.2010 № 327-ФЗ» [3];
— «О некоммерческих организациях от 12.01.1996 № 7-ФЗ» [4].

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления» [5].

В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения торгов за исключением установленных в частях 1, 3.1, 3.2 и 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции случаев» [2].

На основании части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции «в порядке, предусмотренном частью 1 указанной статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3) муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления» [2].

Таким образом, заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции. При этом исключения, установленные частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, распространяются на заключение договоров в отношении государственного и муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

То есть имущество, находящееся в муниципальной собственности, может передаваться в аренду и безвозмездное пользование юридическим и физическим лицам в соответствии с действующим законодательством России.

Решение о сдаче в аренду или безвозмездное пользование имущества, находящегося в муниципальной собственности, принимается главой муниципального образования. В качестве арендодателя (ссудодателя) имущества, находящегося в муниципальной собственности района, выступает
Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования.

В аренду и безвозмездное пользование могут быть переданы имущественные комплексы, здания, жилые и нежилые помещения, включая нежилые помещения в жилых домах, сооружения, оборудование, автотранспорт и другая техника, инвентарь, инструменты, а также иные объекты муниципальной собственности, за исключением имущества, передача которого в аренду и безвозмездное пользование не допускается законодательством Российской Федерации.

В аренду и безвозмездное пользование может быть передано движимое муниципальное имущество, то есть объекты, прочно не связанные с землей, перемещение которых возможно без причинения ущерба их назначению (оборудование, транспортные средства, инвентарь и иные вещи, которые в силу ст. 130 Гражданского кодекса РФ не отнесены к недвижимым вещам).

Арендуемое имущество может быть сдано арендатором в субаренду в случаях и в порядке, предусмотренных договором аренды имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Муниципальные учреждения, являющиеся объектами инфраструктуры для детей, здравоохранения, социально-культурного назначения вправе выступать арендодателями имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, только после проведения Отделом экспертной оценки последствий договора аренды для обеспечения образования, воспитания, развития детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания. Договор аренды не может быть заключен, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанного обеспечения.

Таким образом, основными задачами при передаче имущества в аренду и безвозмездное пользование муниципального имущества являются:

— повышение эффективности использования муниципального имущества;
— осуществление контроля за сохранностью и использованием муниципального имущества;
— создания условий развития рынков муниципального имущества (земли, фондового и т.д.);
— создание условий для пополнения местного бюджета и выполнения социальных программ муниципального образования.

Резюмируя вышесказанное, нельзя не указать проблемы, возникающие в процессе передачи объектов муниципальной собственности во временное пользование юридическим и физическим лицам. К проблемам подобного рода, следует отнести:

— определение условий передачи во временное пользование объектов муниципальной собственности;
— выявление более выгодного с экономической точки зрения способа передачи во временное пользование объектов муниципальной собственности (аренда либо продажа);
— побуждение арендаторов муниципального жилищного фонда к его приватизации.

Решению указанных проблем необходимо посветить отдельные научные исследования, которые позволят более эффективно распоряжаться объектами муниципальной собственности при их передаче во временное пользование юридическим и физическим лицам, что позволит существенно увеличить доходы и сократить расходы бюджетов муниципальных образований.


Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. — 1994. — 8 декабря.
  2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции» // Российская газета. — 2006. — 27 июля.
  3. Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» // Российская газета. — 2010. — 3 декабря.
  4. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О некоммерческих организациях» // Российская газета. — 1996. — 24 января.
  5. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. — 2003. — 8 октября.
  6. Приказ ФАС России от 10.02.2010 № 67 (ред. от 24.12.2013) «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» // Российская газета. — 2010. — 24 февраля.