КАЧЕСТВО ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГИМНАЗИИ №1 Г. АГРЫЗ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

№10,

Педагогические науки

Гадршина Лилия Ильдаровна
Гиниятуллина Сюмбель Миннулловна


Научный руководитель: Бочкарева Т.Н., канд. пед. наук, доцент


Ключевые слова: ОБРАЗОВАНИЕ; ОЦЕНКА КАЧЕСТВА; ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ; ПРОФЕССИОНАЛИЗМ; ШКОЛА; ОПРОС; ДОСТУПНОСТЬ; EDUCATION; QUALITY ASSESSMENT; TECHNICAL EQUIPMENT; PROFESSIONALISM; SCHOOL; SURVEY; ACCESSIBILITY.


Аннотация: Образование в мире в последнее десятилетие развивается гораздо быстрее, чем когда-либо. Россия также не стоит на месте. Развитие системы образования в России сегодня характеризуется широким развертыванием креативных инновационных процессов, поиском новых педагогических форм и методов оценки системы образования. Целью данной статьи является изучение критериев оценки качества образования. Проведен мониторинг среди учителей, учащихся и их родителей на предмет изучения уровня удовлетворенности качеством образования их образовательной организации. Сделаны выводы о том, что обучение в школе ведется на высоком уровне, и что необходимо в первую очередь для получения хороших знаний.

В современном мире, где происходит постоянное обновление информации, необразованному человеку приходится очень трудно. Поэтому важную роль играет качество образования. Термин «качество образования» рассматривают как совокупность множества составляющих таких как: уровень знаний, умений, навыков, уровень развития их личностных свойств, компетенций обучаемых, психологическая комфортность обучения. В связи с этим возникает необходимость изучения этих компонентов качества образования, которое представляет собой совокупность следующих концептуальных подходов:

1. Традиционный подход, то есть качество образования рассматривается как соответствие стандарту. При этом основной акцент делается на формирование такого стандарта качества и, непосредственно, на разработку процедур измерения. В этом случае качество образования реализуется с помощью:

а) нормативных требований — законов РФ, нормативных актов и документов Минобразования и управлений по образованию более низкого уровня управления;
б) системы федеральных государственных образовательных стандартов, механизмов лицензирования, аттестации и аккредитации, рыночных механизмов, формирующих спрос на определенные типы и виды образования, типовые требования к специалистам;
в) внутриорганизационных (на уровне образовательного учреждения) механизмов управления образовательными процессами и отношениями.

2. Современный подход к качеству образования, помимо обязательных процедур стандартизации (аккредитации образовательного учреждения, оценки результатов деятельности инспекций, внутреннего контроля и т. п.), предусматривает также попытку учета и измерения гуманитарных параметров процессов и образовательных эффектов [1, с. 13-28].

Здесь качество образования основывается на следующих характеристиках [3, с. 208]:

– степень соответствия целей и результатов образования на уровне конкретной системы образования (на уровне образовательного учреждения);
– степень соответствия между различными параметрами в оценке результата образования конкретного человека (качеством знаний, степенью освоенности умений и навыков и т. п.);
– степенью соответствия теоретических знаний и умений их практическому использованию в жизни и профессиональной деятельности.

Также образование должно соответствовать современным требованиям развития (страны, общества) и одновременно актуальным интересам самих обучающихся — за это отвечает термин «актуальность образования». Однако ввиду отсроченного эффекта образования вопрос его современности всегда решается с опозданием [2, с. 16-24].

Комплексные попытки построения моделей качества образования основываются также на выделении уровней: государственного, регионального, уровня конкретного вуза либо уровня самого обучающегося.

В практике сравнительных международных исследований среди социально-экономических индикаторов качества образования в масштабе страны, региона включаются такие показатели, как:

– доступность образования,
– финансовые затраты на одного учащегося в год,
– продолжительность обучения,
– уровень зарплаты преподавателей,
– затраты на создание учебно-методических комплексов,
– интенсивность работы преподавателя (например, число учащихся на одного преподавателя, учебная нагрузка),
– техническая обеспеченность образовательного процесса (например, количество учащихся на один персональный компьютер в вузе).

Несомненно, что данный набор представляется достаточно разностильным, имеющим явный «экономический» уклон. Среди этих пунктов существенным и универсальным (применимым к различным системам) является доступность образования. Анализируя различные подходы к измерению в образовании, можно выделить 3 группы индикаторов качества образования:

1) индикаторы качества внутри системы образования;
2) индикаторы качества образования субъективного характера (учет мнений потребителей, данные социально-педагогического мониторинга);
3) индикаторы равенства в доступе к образованию для различных социальных слоев населения и учащихся, проживающих на разных территориях [4, с.8].

Отмечая результативность образования на региональном уровне, необходимо выделить социальные индикаторы качества образования, такие как:

1.Общие социальные эффекты образования: динамика состояния здоровья и продолжительности жизни, индекс преступности, структура свободного времени, количество часов посещения театров, библиотек, спортивных секций, кружков, часы самообразования.
2. Востребованность рабочей силы: соответствие направлений профессиональной подготовки запросам рынка труда, динамика данных о трудоустройстве и продолжении образования.
3. Собственно образовательный потенциал человеческих ресурсов региона: рост среднего уровня образования населения, периоды и уровень повышения образованности, рост образовательного ценза работников основных сфер экономики.

Представленные выше характеристики и составляющие качества образования были рассмотрены с точки зрения компетентных ученых [1; 2; 3]. Далее рассмотрим мнения тех людей, которые непосредственно участвуют в образовательном процессе. С этой целью мы провели исследование на предмет изучения уровня удовлетворенности качеством образования МБОУ Гимназии № 1 г. Агрыз. Для мониторинга нами была разработана анкета, содержащая 20 вопросов. Респондентами мониторинга стали:

— 25 учителей старших классов (возраст от 27 до 55 лет)
— 50 учеников 10-11 классов (возраст от 16 до 18 лет)
— 50 родителей (возраст от 33 до 60 лет)

Анкета содержит следующие вопросы:

— возраст респондентов;
— что они понимают под понятием «качество образования»;
— как они оценивают профессионализм персонала образовательной организации;
— считают ли школу достаточно оснащенной для получения качественных знаний;
— респондентам предлагается оценить оснащенность их школы по 10-балльной шкале;
— выясняется их мнение о подготовке к ЕГЭ в данной образовательной организации;
— являются ли прочными знания по большинству предметов, которые получают ученики;
— считают ли они актуальной информацию, которая изложена в школьных учебниках;
— что необходимо сделать прежде всего для повышения качества образования на их взгляд.

Ниже в таблице 1 можно увидеть мнения респондентов о том, что они думают о качестве образования в их образовательной организации, о степени оснащенности современной техникой и литературой и об уровне преподавания предметов.

Таблица 1 – Качество образования в Гимназии № 1 г. Агрыз

Вопрос

Мнение учителей (%)

Мнение родителей (%)

Мнение учеников (%)

Уровень качества образования в школе

90%

85%

80%

Профессионализм педагогического персонала

100%

98%

100%

Оснащенность школы современной литературой и аппаратурой

70%

90%

60%

Уровень подготовки к ЕГЭ

100%

85%

100%

Прочность знаний у учеников большинства предметов

60%

55%

60%

Большинство респондентов удовлетворены качеством образования в МБОУ Гимназии №1. По их мнению, профессиональная компетентность педагогов находится на высоком уровне, техническое оснащение школы способствует получению хороших знаний учащимися. Подготовка к ЕГЭ осуществляется весьма кропотливо и требовательно со стороны педагогов.

Таким образом, проанализировав результаты опроса учеников, мы пришли к выводу о том, что для них показателями качества образования являются достаточно прочные знания по большинству предметов, которые помогут в дальнейшем поступить в престижный вуз и достигнуть жизненных целей и успеха в карьере. Также первостепенным для них является качество подготовки к ЕГЭ и уровень оснащенности школы необходимой техникой, так как, по их мнению, современная аппаратура и литература дает большие возможности для обучения и делает его актуальным.

Мнение родителей на этот счет связано с получением выпускниками компетенций, знаний, навыков и умений, которые позволили бы выпускникам найти свое место в жизни и добиться уважения окружающих. Также к понятию «качество образования» они относят хорошее оснащение школ и высокую профессиональную компетентность педагогов.

Учителя школ к понятию «качество образования» относят умение подготовить ученика к поступлению в вуз, и не только умственно, но и духовно-нравственно, умение ученика мыслить, анализировать и самостоятельно решать поставленные перед ним задачи. С понятием качества образования учителя связывают возможность школы учитывать индивидуальные способности и потребности обучающихся, придерживаться гуманистического воспитания и творческого подхода к преподаванию и иметь мудрое руководство.

Важно отметить тот факт, что все респонденты к качеству образования относят получение необходимых и актуальных знаний, умений и навыков, которые найдут применение в жизни. Они считают, что этому способствует хорошее оснащение школы необходимой техникой и актуальной литературой.


Список литературы

  1. Бордовский Г.А., Методологические подходы к управлению качеством современного образования / Бордовский Г.А., Трапицын С.Ю. – Челябинск. – 2013. – С. 13-28
  2. Бахмутский, А.Е. Оценка качества школьного образования / А.Е. Бахмутский. – Санкт-Петербург. – 2013. – С. 16-24.
  3. Лернер И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? / Лернер И.Я. – Москва. – 2009. – 208 с.
  4. Павлюченко Е.И., Международный опыт повышения качества образования / Павлюченко Е.И., Гичиев Н.С., Атаханов Р.А — Пенза. – 2013. – С. 8.
  5. Бочкарева Т.Н. Совершенствование информационного и технического обеспечения системы управления персоналом в образовательной организации / Т.Н. Бочкарева, В.А. Дроздов // Novaum. — 2017. №10.
  6. Гапсаламов, А.Р. Развивающее обучение и возможность его применения в образовательном процессе высшего учебного заведения / А.И. Султанова, А.Р. Гапсаламов, А.Р. Тухбатшина, К.П. Козырева // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Том 5. № 1 (январь — февраль).
  7. Хусаинова С.В. Бекмансуров Р.Х. Интеграционные тенденции в мировом образовании // Электронное периодическое издание «Экономика и социум», 2014. № 1(10).