ИННОВАЦИИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК

№4,

Юридические науки


Идимешева Наталья Сергеевна


Ключевые слова: ПРАВО; ИННОВАЦИИ; ИННОВАЦИИ В ПРАВЕ; ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ; СИСТЕМА ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ «ПЛАТОН»; LAW; INNOVATION; INNOVATIONS IN THE LAW; ROAD FREIGHT TRANSPORT; CHARGING SYSTEM «PLATON».


Аннотация: Цель данной статьи состоит в том, чтобы, опираясь на действующее законодательство, провести анализ правового регулирования автотранспортных перевозок, выделив инновационные аспекты правового регулирования автомобильных перевозок грузовым транспортом. Анализ трудов специалистов в области гражданского права, изученных в процессе работы, показывает, что правовое регулирование транспортной системы находится в постоянной динамике, в постоянном совершенствовании, развитии. Следует подчеркнуть, что ввиду объемности и многогранности совокупности исследуемых проблем автор статьи не претендует на исчерпывающее их освещение. Более того, некоторые аспекты проблематики осознанно не рассматриваются.

Для создания условий для устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса немаловажное значение имеет правовая грамотность субъектов транспортного комплекса. Люди склонны думать о законе как о чем-то медленно движущемся, неизменном. Между тем, правовое регулирование в том числе, транспортной системы находится в постоянной динамике, в постоянном совершенствовании, развитии.

Как показывает практика, Российская правовая система «не успевает» за экономикой, так как многие правовые институты устарели и не соответствуют реальности, и намеченной стратегии [9].

Приоритетными направлениями совершенствования правового регулирования на автомобильном транспорте являются:

— внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
— разработка и принятие федеральных законов: «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации», «Об автотранспортной деятельности»; «Об установлении унифицированного учета и отчетности на автотранспорте» и т.д.
— разработка и принятие технических регламентов;
— утверждение и внедрение Правил перевозки грузов автомобильным транспортом.

В целях обеспечения выгодных взаимоотношений, как для российских международных перевозчиков, так и иностранных перевозчиков на основании создания благоприятного налогового режима, юридической защиты перевозчиков и политики разумного протекционизма принят Федеральный закон № 362-ФЗ от 24 ноября 2015 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» и Кодекс Российской Федерации об административных право нарушениях в связи с совершенствованием государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок».

В транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года одной из целей является повышение уровня безопасности транспортной системы: совершенствование системы профессиональной подготовки водителей с учетом конкретных видов перевозок пассажиров и грузов (международных, опасных грузов и др.) [7]. Для осуществление поставленных задач в 2015-2016 гг. изданы приказы Министерства транспорта Российской Федерации № 172 от 14 мая 2015года «Об утверждении типовой программы профессионального обучения повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов в международном сообщении, типовой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении, программы дополнительного обучения водителей, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов в международном сообщении, программы дополнительного обучения специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении», № 287 от 28 сентября 2015 года «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», №59 от 11 марта 2016 года «Об утверждении порядка прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств», № 98 от 12 апреля 2016 года «Об утверждении Типовой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в области международных автомобильных перевозок и Типовой дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в области международных автомобильных перевозок» [7].

За последние три года была сделана большая работа по контролю за перевозками опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Но наибольшее внимание общественности привлекло внедрение системы взимания платы с автомобилей, максимальная разрешенная масса которых превышает 12 тонн.

Система «Платон» как техническая и правовая инновация

Погодные и климатические воздействия [6], движение транспортных средств приводит износу дорожного полотна и повреждению, что вызывает необходимость в постоянном ремонте. Так по материалам РИА Новости (обнародованы 15:58 08.12.2015) ежегодно, государство затрачивает на дороги примерно 1 трлн., рублей, а при этом ущерб, наносимый всем дорогам грузовики с перевесом, равняется 2,6 трлн. рублей. Расходы на дороги до настоящего времени, в большей своей части, должны были обеспечиваться из транспортного налога и топливных акцизов, но при этом большая их доля приходится на владельцев более чем 40 млн. легковых автомобилей, в то время как грузовики, числом менее 2 млн. в основном и разрушают дороги. Владельцы большегрузов при этом из перемещения по дорогам практически в 100% случаев извлекают прибыль, чего нельзя сказать о большинстве владельцев легковых автомобилей. Факты, приведенные выше, стали базой обоснования целесообразности разработки и развертывания на территории России системы «Платон», которая предназначена для взимания платы с большегрузных автомобилей за пользование дорогами общего пользования федерального значения. Система «Платон», крупнейший информационно — телекоммуникационный проект России, который связан с дорожным движением, система взимания платы с грузовиков, которая имеет разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн.

Правовыми основаниями функционирования системы «Платон» являются Федеральный закон от 06.04.2011г. № 68-ФЗ «О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; постановление Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 №504 , распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.08.2014 №1662-р, постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2015 №1191.

Система работает по авансовой схеме платежей, т.е. внесение оплаты происходит до начала движения по федеральным трассам. Плата уплачивается собственниками (владельцами) транспортных средств.

Возможна оплата за фактически пройденное расстояние: владелец вносит плату за каждый километр маршрута по федеральной трассе в счет возмещения вреда, при этом используя на выбор один из вариантов расчета платы: оформление разовой Маршрутной карты; использование Бортового устройства.

Маршрутная карта – документ, который формируется на основании данных о планируемом маршруте, предоставляемых Владельцем транспортного средства, и являющийся основанием для расчета Платы [6].

Маршрутная карта и ее оформление представляет собой плату за разовый маршрут. Еще одним принципом системы взимания платы – это использование спутниковых навигационных систем. Контроль внесения платы осуществляется системами стационарного и мобильного контроля — это рамные конструкции с навесным оборудованием, размещаемые над полотном федеральной автомобильной дороги и мобильный контроль — специально оборудованные автомобили.

В случае нарушения установленного законом порядка движения по факту движения транспортных средств вносится постановление об административных нарушениях ГИБДД. То есть операторы системы фиксируют факт нарушения правил и передает данные в правоохранительные органы для принятия решения о вынесении постановления об административном правонарушении.

Размер, правила взимания платы в счет возмещения ущерба, который причиняется автомобильным дорогам федерального значения крупногабаритным транспортом, вес которых превышает 12 тонн, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 504 (с изменениями от 18.05.2015 №474, от 03.11.2015) «О взимании платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн» (далее-Постановление). С 1 марта 2016 года оплата в счет возмещения вреда составляет 1,53 руб на 1 км пройденного пути по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Данный размер оплаты продлен до специального решения.

Постановлением утверждены правила и порядок взимания платы и ежегодной индексации в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен [5].

Введение с 15 ноября 2015 года в действие системы «Платон» для сбора специальной платы с транспортных средств с разрешённой максимальной массой более 12 тонн, передвигающихся по федеральным трассам с разрешённой максимальной массой более 12 тонн, вызвало бурные протесты дальнобойщиков. В 2015 году прошли крупномасштабные экономические забастовки владельцев и водителей грузового автомобильного транспорта против введения данной системы. В апреле 2016 года депутаты от КПРФ подали иск в Конституционный суд с требованием проверить конституционность системы «Платон». Депутаты отмечали, что взимание платы «не отвечает требованиям справедливости, соразмерности и экономической обоснованности», дублирование уже имеющихся сборов, а также приравнивали выплаты к налогам (которые в свою очередь устанавливаются законом через Налоговый кодекс, а не постановлением правительства).

Под влиянием общественности министерство транспорта заморозило штрафы за неуплату сбора, до тех пор, пока не будут внесены поправки в Кодекс об административных нарушениях, сокращающие штрафы — с 450 тыс. рублей до 5 тыс. рублей, за повторное нарушение — с одного миллиона до 10 тыс. рублей.

31 мая 2016 года Конституционный суд признал систему сбора соответствующей конституции, при этом высказав ряд замечаний, таких как недопустимость повышения размера платы без соответствующего изменения законов, отмены коэффициентов и т.д.

Системе «Платон» предстоит совершенствование не столько как фискальной системы, направленной на получение средств для эксплуатации федеральных дорог, а как системы, которая организует перевозку грузов по дорогам страны оптимальным для всей России способами. По мере дальнейшего развития России, расширения ее, как внутренних, так внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения, транспорт и его роль будет лишь расти.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72386/6f33579ec86241ff0952beba19973822757dee29/
  2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 395-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) — [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=183128&fld=134&from=156515-0&rnd=214990.7594530652362779&
  3. Постановление Правительства РФ от 14 июня 2013 г. N 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» (с изменениями и дополнениями). — [Электронный ресурс]. http://base.garant.ru/70397412/
  4. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Роль евразийских транспортных коридоров в формировании пространства логистического взаимодействия между странами ЕврАзЭС и АТР // Инновационная наука. — 2015. — № 11– 1. — С. 66 – 69.)
  5. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. Документ «О взимании платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн» — [Электронный ресурс]. http://government.ru/docs/2472/
  6. Официальный сайт «Системы взимания платы «Платон». — [Электронный ресурс]. http://platon.ru/ru/
  7. Официальный сайт «Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации». Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года — [Электронный ресурс]. http://rosavtodor.ru/documents/transport-strategy-2030/
  8. Официальный сайт «Министерства транспорта Российской Федерации». Доклад за 2015 год о реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года — [Электронный ресурс]. http://www.mintrans.ru/activity/detail.php?SECTION_ID=2203#
  9. Россия, вперёд! Статья Дмитрия Медведева//Президент России – [Электронный ресурс]. http: //news.kremlin.ru/news/5413.