ЗНАЧЕНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

№10,

Экономические науки

Голубева Светлана Сергеевна


Научный руководитель: Царегородцева Г.Ю., ФГБОУ ВО ВоГУ.


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА; АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ; ЦЕЛЬ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ; СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ; GOVERNMENT REGULATION; ANTITRUST; ANTITRUST REGULATION; NATURAL MONOPOLY; THE GOAL OF ANTITRUST POLICY; STRATEGY DEVELOPMENT COMPETITION.


Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы антимонопольной политики и основные направления стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования.

С точки зрения современной науки и практической деятельности для эффективного функционирования рыночной экономики требуется регулирование со стороны государства. Бесспорно, что лишь государство способно отрегулировать экономические процессы таким образом, чтобы центральное управление и рыночное саморегулирование эффективно сочетались. В развитых странах система государственного регулирования экономики предполагает создание условий, которые положительно сказываются на развитии конкурирующей среды на рынке товаров и услуг.

Важным условием экономического, социального, а также политического развития любого государства выступает наличие свободной конкуренции в обществе. При этом надобность наличия конкуренции подтверждена опытом мирового сообщества. Противоположностью конкуренции является монополизация.

В экономике одной из довольно сложных социально-экономических проблем мирового масштаба является монополизм. Деятельность монополий, которая не контролируется и не ограничивается, негативно сказывается и даже опасна для потребителей, а также в целом для всей экономики страны.

Антимонопольная политика представляет собой направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. При этом основным направлением ее деятельности является оказание содействия развитию товарных рынков и конкуренции, на пресечение недобросовестной конкуренции и защиту прав потребителей. Основным инструментом антимонопольной политики выступает антимонопольное регулирование, которое представляет собой регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование [7, с.37].

На современном этапе развития экономики Российской Федерации антимонопольная деятельность осуществляется согласно следующим направлениям:
— пресечение действий со стороны рыночных хозяйствующих субъектов, которые ограничивают конкуренцию;
— контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов и пресечение их действий, которые направлены на использование доминирующего положения для повышения концентрации своей продукции на рынке;
— предупреждение соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, которые могут ограничивать конкуренцию;
— запрет недобросовестной конкуренции, которая образовалась в связи с получением привилегий, полученных незаконным путем от органов государственной власти;
— отслеживание действий монопольных предприятий, которые способны привести к снижению качества производимой продукции (работ, услуг), в связи с несовершенством или устареванием технологического процесса, а также преднамеренного противодействия его обновлению [4, с.19].

Целью любой государственной антимонопольной политики является создание равных условий развития для всех участников рыночных отношений в сфере добросовестной конкуренции, что способствует рациональному размещению и использованию ресурсов, а также стабильному экономическому росту [6, с.126].

При осуществлении антимонопольной политики государство реализует следующие задачи по борьбе с монополизацией рынков:
— создание максимально упрощенных условий создания новых фирм;
— максимальное сокращение препятствий в сфере внешней торговли и организация внутренних рынков для иностранных фирм, что разрушает контроль за рынком отечественных монополистов;
— осуществление контроля государства за процессами слияния и поглощения фирм, также при некоторых обстоятельствах утверждение порядка, согласно которого данные процедуры возможны лишь с разрешения государства;
— принудительное деление наиболее крупных предприятий-монополистов на несколько фирм, которые меньше по размеру и являются независимых друг от друга;
— при необходимости в сложных ситуациях возможно введение прямого государственного контроля за ценами и заработной платой;
— применение наказаний фирм в связи с проведением политики ценовой дискриминации [7, с.40].

Государственным органом, который занимается реализацией антимонопольной политики, выступает Федеральная антимонопольная служба России.

На современном этапе существует ряд проблем, связанных с антимонопольным регулированием, вытекающих из трактовки антимонопольного законодательства. Задача государства состоит не в препятствовании образованию монополий, а в таком регулировании экономики, которое бы сводило негативные последствия их образования к минимуму.

В определении естественной монополии говорится, что товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров [1]. Законом определено, что такие товары относятся к нефтегазовой отрасли, но в научной литературе высказывается мнение, с которым следует согласиться, что существует целый ряд товаров другого рода, которые потребителю придется приобретать, независимо от цены, таких как: хлеб, молоко, сахар, соль, крупы, картофель, мобильная связь, интернет и некоторые другие, ведь в практике ФАС нередки случаи установления необоснованно высоких цен на перечисленные группы товаров. И видится целесообразным разработать специальный механизм регулирования уровня цен на подобного рода товары [8].

В связи с первой проблемой выступает и еще одна – проблема определения монопольно высокой цены, поскольку сложно объективно выделить те факторы, которые влияют на повышение цен, в частности, фактор повышения спроса.

Другими проблемами в сфере антимонопольной политики и развития конкуренции являются [3]:
1. Административные барьеры (снижение стимулов входа на рынки новых участников, повышение непроизводственных издержек и создание условий для коррупции и возникновения «административного ресурса»);
2. Инфраструктурные ограничения конкуренции (неудовлетворительное состояние как физической инфраструктуры предпринимательства (автомобильных и железных дорог, грузовой авиации, транзитных узлов, электрических сетей), так и финансовой (банковской системы и предлагаемых банками услуг, страховой системы, фондового рынка);
3. Ограничивающие конкуренцию действия органов власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (практика неформальных преференций, создания искусственных барьеров, дискриминационный подход к оказанию государственных услуг, проведение необоснованных проверок, организация давления посредством использования административного ресурса);
4. Ограничивающие конкуренцию действия хозяйствующих субъектов (злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках, в том числе в сферах деятельности естественных монополий, создаваемые барьеры входа на рынки, а также риски возникновения картелей).

С целью защиты и развития конкуренции, борьбы с проблемами антимонопольного регулирования коллегией ФАС утверждена «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 — 2024 гг.» [2], которая представляет собой программный документ, направленный на реализацию, как законотворческих инициатив, так и мероприятий по повышению эффективности деятельности антимонопольного органа. Приоритетными направлениями и задачами деятельности в стратегии являются [2]:

1. Создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции:
— Совершенствование антимонопольного законодательства и практики его применения;
— Реализация институциональных мер, направленных на развитие конкуренции;
— Создание правовых и организационных механизмов пресечения нарушений антимонопольного законодательства нерезидентами Российской Федерации;
— Внедрение эффективных инструментов методического сопровождения деятельности антимонопольных органов с целью обеспечения высокого качества принимаемых решений и единства правоприменения;
— Повышение качества межведомственного взаимодействия и взаимодействия с судебными органами;
— Повышение эффективности деятельности антимонопольных органов;
— Развитие кадрового потенциала ФАС России;
— Развитие внешних и внутренних коммуникаций.

2. Снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков:
— Внедрение институтов, обеспечивающих повышение эффективности функционирования органов власти.

3. Обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования:
— Реформа базовых институтов регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

Работа по реализации данных задач должна частично решить проблемы в деятельности ФАС РФ. В практике антимонопольного регулирования индустриально развитых стран, как и в России, выявление согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, остается самым сложным вопросом [5, с.166].

Таким образом, антимонопольная политика России направлена на создание условий для здоровой конкуренции и предупреждение монополизации рынка. Антимонопольная политика выполняет важные функции в развитии национальной экономики в связи с созданием условий роста конкурентоспособности отечественных производителей и экономики в целом. Антимонопольное регулирование в РФ на современном этапе переживает развитие в части законотворческих инициатив и повышения эффективности деятельности антимонопольного органа с целью решения имеющихся проблем.


Список литературы

  1. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
  2. Приказ ФАС от 6 июля 2015 г. n 557/15 «Об утверждении плана мероприятий по реализации стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 — 2024 гг.»
  3. Распоряжение Правительства РФ от 19.05.2009 N 691-р (ред. от 17.12.2010) «Программа развития конкуренции в Российской Федерации»
  4. Комаров А.В., Лабусов М.В. Антимонопольное регулирование на современном этапе: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / А.В. Комаров, М.В. Лабусов // Научные записки молодых исследователей. – 2014. – № 6. – с. 17-21. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/ elibrary_23498305_34297311.pdf.
  5. Любященко С.Н. Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции в России: проблемы и перспективы // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2015.– № 5-1.– С. 165-168.– Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_24922192_43556039.pdf
  6. Обернихина В.Д. Государственное регулирование в сфере конкуренции, борьба с монополизмом в России [Электронный ресурс] / В.Д. Обернихина // Научный альманах. – 2016. – № 9-1 (23). – с. 125-130. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_27320215_51736733.pdf.
  7. Родионова Д.Н., Базаров А.Ц. Антимонопольная политика современной России [Электронный ресурс] / Д.Н. Родионова, А.Ц. Базаров // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. – 2015. – № 1. – с. 36-43. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 26150053_46282021.pdf.
  8. Шамина С.М., Ефимова О.В. О некоторых проблемах антимонопольного регулирования в Российской Федерации // В сборнике: Актуальные проблемы современного российского законодательства Российской Федерации, сборник статей. Московский городской педагогический университет. Саратов, 2016.– С. 141-147. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_25886431_27220742.pdf