ФОРМИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

№10,

Юридические науки

Ратахин Никита Витальевич


Ключевые слова: ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА; ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО; ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ; ШКОЛЬНИКИ; СТУДЕНТЫ; LEGAL CULTURE; CIVIL SOCIETY; ELECTORAL ACTIVITY; PUPILS; STUDENTS.


Аннотация: На этапе становления гражданского общества в правовом государстве важно сформировать у школьников и студентов понимание того, что выборы — не формальный процесс, а активное участие в политической жизни страны. Работа над формированием ответственного гражданского поведения должна начинаться в школе, продолжаться в ВУЗе, для чего в образовательных учреждениях необходимо разработать программы, направленные на формирование правовой культуры будущих избирателей. В статье предлагаются возможные пути решения проблемы развития избирательного сознания школьников, анализируются методы и приемы формирования гражданской активности будущих избирателей.

Россия переживает важный этап исторического развития – этап становления гражданского общества, период формирования социального правового государства. В этих условиях крайне важно заложить в подрастающем поколении понимание сути происходящих в стране процессов, знание основ конституционного строительства, формировать политическую и правовую культуру. Построение развитого гражданского общества в нашей стране – одно из приоритетных направлений, которое в течение нескольких десятилетий реализует государство. Конституция РФ гарантирует каждому человеку право избирать и быть избранным. Мы как избиратели имеем право выбирать своих представителей в органы государственной власти (от депутатов Городского совета депутатов до Президента России) [2]. Можно привести много примеров того, как от результатов политических выборов зависели не только дальнейшая жизнь самих избирателей, но и судьбы целых государств. Итоги выборов говорят о том, что возраст избирателей, проголосовавших в день выборов, от 40 лет и старше. Практически не голосуют молодые люди, особенно мало избирателей 18 – 20 лет. Помимо этого, удручает очень низкий процент избирательной активности населения. Так, на выборах в Государственную думу Российской Федерации 13 сентября 2016.г. процент проголосовавших составил лишь 47,8%, тогда как на аналогичных выборах 2011 года явка составила 50,8% [5]. В обществе сложился элемент недоверия к власти, к существующей избирательной системе, и как следствие этого отмечается наступившее разочарование рядового избирателя в справедливости и эффективности самого института выборов. Ярким свидетельством тому является число избирателей, которые не участвуют по тем или иным причинам в голосовании на выборах, сознательно не реализует свое конституционное право на участие в избрании органов власти.

В этих условиях перед образовательными организациями стала проблема, как воспитать и сформировать гражданскую активность и желание участвовать в выборах самой молодой части населения – сегодняшних школьников и завтрашних студентов, как сделать так, чтобы их выбор был по–настоящему осознанным и правильным. Школа на современном этапе функционирования должна формировать учеников не только знающих, но и умеющих активно отстаивать свою гражданскую позицию, проявлять качества гражданина в любой ситуации.

Формирование правовой культуры школьников невозможно без развития самоуправления. Самоуправление – важная часть успешной социализации школьников, потому что, участвуя в решении проблем как своих собственных, так и проблем местного сообщества, ученики приобретают очень ценный жизненный опыт, который, несомненно, пригодится им во взрослой жизни. Организация и проведение предвыборной кампании, сама процедура выборов в Школьный парламент, работа учеников в различных комитетах – все это способствует формированию правовой и гражданской культуры учеников как будущих избирателей России. Конечно, здесь школе не обойтись без помощи специалистов, и, в первую очередь, нужна правовая и информационная поддержка республиканской и территориальной избирательных комиссий. Так, например, именно благодаря помощи представителей этих комиссий многие школы Республики Хакасия уже активно включились в процесс создания школьных демократических институтов.

Для формирования избирательной культуры, для развития активной гражданской позиции у школьников необходимо проводить обучающие занятия, в процессе которых возможно формировать положительное отношение к выборам как к демократическому механизму создания власти у учеников и их родителей. Эти задачи могут быть решены только при условии целенаправленной работы школы, сообщества, государства по формированию избирательной культуры россиян. Для этого необходимо следующее:

1. Создание условий, в которых ученик овладевает умением выбирать в разных жизненных ситуациях, ответственно принимать решения об отказе и предпочтениях, последствиях своего выбора.
2. Формирование представления у учащихся об этапах и содержании процедуры политических выборов, избирательной кампании.
3. Приобретение практического опыта участия в демократической процедуре выборов.
4. Формирование положительного отношения к избирательной кампании и выборам у родителей учеников, представителей местного сообщества.

Как представляется, гражданское общество требует от человека умения вырабатывать собственное мнение, ясно выражать свою позицию, учитывая потребности, права, взгляды окружающих. В формировании соответствующей позиции могут помочь программы, направленные на развитие демократизации, партнерства, добровольчества. Указанные выше меры помогут сформировать новый тип гражданина – ответственного за результаты своей деятельности.

Такая целенаправленная работа по формированию ответственного отношения к выборам школьников — будущих избирателей будет эффективной, если в каждой образовательной организации к процессу воспитания гражданской активности подойдут творчески, а созданные в школе ученические Парламенты будут действительно работать во взаимодействии с другими органами государственно-общественного управления. Активно участвуя в жизни школы, совместно с другими принимая решения, планируя и реализуя проекты, ученики поймут, что их голос важен, мнение услышано. Это же, в свою очередь, напрямую способствует формированию их личной активной гражданской позиции.


Список литературы

  1. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ; в ред. Федер. закона от 01 июня 2017 г. № 104-ФЗ // Рос.газ. – 2002. – 15 июн.; 2017. – 05 июн.
  2. Макарцев А.А. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. — Новосибирск, 2009. 297 с.
  3. Матейкович М.С. Избирательное право и избирательный процесс: Учеб. пособие. — М., 2010. 288 с.
  4. Ныркова Т.Ю. Становление законодательства об избирательных объединениях: основные аспекты // Государственная власть и местное самоуправление. — 2015. — № 5. — С. 54 — 57.
  5. Официальный портал Центральной избирательной комиссии Российской Федерации/ URL: http://www.cikrf.ru/. – (дата обращения: 10.12.2017).
  6. Юсубов Э.С., Макарцев А.А. Содержание и организационно-правовые проблемы реализации принципа свободных выборов (по материалам Европейского суда по правам человека) // Государственная власть и местное самоуправление. — 2015. — № 5. — С. 18 — 22.