ПРИМЕНЕНИЕ ISO 9000 В ПРИВОЛЖСКОМ ТАМОЖЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

№10,

Экономические науки

Кислова Елизавета Андреевна
Шкитенкова Татьяна Сергеевна


Научный руководитель: Макрусев В.В., профессор кафедры управления, доктор физико-математических наук, профессор.


Ключевые слова: КАЧЕСТВО; СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА; СТАНДАРТЫ ИСО СЕРИИ 9000; УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ; ВЕДОМСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ; УПРАВЛЕНИЕ НЕСООТВЕТСТВИЯМИ; QUALITY; QUALITY MANAGEMENT SYSTEM; STANDARDS ISO 9000; QUALITY MANAGMENT; DEPARTMENTAL SERTIFICATION; DISCREPANCY MANAGEMENT.


Аннотация: В работе представлены результаты специалистов Приволжского таможенного управления по адаптации и внедрению в деятельность таможенных органов РФ требований международных стандартов ИСО серии 9000. Проанализированы основные требования стандартов качества, составляющие методологическую основу системы управления качеством деятельности таможенных органов. Основное внимание уделено ведомственной аттестации как ключевому элементу внутренней оценки деятельности таможенных органов.

Введение:

Руководство государства и ФТС России принимает различные меры по повышению качества работы всей таможенной системы, и прежде всего качества управления ее основными процессами.

По оценке руководства ФТС России, реформирование ведомства в целом проходит результативно: «… на практике Приволжского таможенного управления внедрение (стандартов ИСО серии 9000) прошло успешно, и уже можно оценивать действующую систему в наших условиях, с нашими возможностями. Необходимо в максимально сжатые сроки распространить этот опыт в других регионах, внедрить его в деятельность Федеральной таможенной службы. И, поскольку мы теперь действуем в рамках Таможенного союза, нужно передать опыт нашим коллегам, ознакомить их с нашими наработками в этой области» [1]. На проведенной на территории Приволжского таможенного управления 2 декабря 2010 г. коллегии ФТС России, по сути, были подведены итоги этой работы. Серьезное внимание уделялось оценке сущности и содержания системы менеджмента качества (далее – СМК), необходимости и целесообразности внедрения стандартов качества в деятельность таможенных органов. Было принято стратегическое решение коллегии, которое доведено до всех структур ФТС России соответствующим приказом. Оно положило начало внедрению требований международных стандартов ИСО серии 9000 в деятельность таможенных органов страны [2].

Стандарты ИСО серии 9000 как методологическая основа управления качеством деятельности таможенных органов.

Признавая в целом важность сертификации как внешней независимой оценки деятельности госорганов, необходимо отметить, что особое значение имеет и внутренняя оценка деятельности, выстраиваемая на основе разработанных для каждого ведомства собственных критериев.

Так, в качестве механизма такой оценки в таможенных органах предлагается ведомственная аттестация систем управления таможенными органами. Концепция широкомасштабного освоения в таможенных органах требований международных стандартов ИСО серии 9000, рассмотренная на коллегии ФТС России 2 декабря 2010 г., стала методологической основой формирования системы ведомственной аттестации, присущей специфическим (ведомственным) процессам, например, процессу таможенного контроля.

Внедрение положений этой Концепции в таможенных органах РФ позволит реализовать единые подходы к оценке качества всего многообразия таможенных процедур и в рамках Таможенного союза. Цель данной Концепции состоит в определении путей и способов внедрения в практику управления таможенными органами системы управления качеством для повышения эффективности таможенного администрирования [7].

Успешная реализация ее положений требует проведения комплекса первоочередных мероприятий, включающего:
1) введение ведомственной аттестации системы управления качеством;
2) совершенствование системы управления качеством всех процессов таможенной деятельности на основе требований международных стандартов ИСО серии 9000;
3) дальнейшую разработку показателей качества процессов таможенной деятельности и интегрирование их в систему контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов;
4) организацию изучения персоналом таможенных органов требований международных стандартов ИСО серии 9000;
5) совершенствование функционирования всех составляющих системы управления таможенным органом.

В интересах создания условий для обеспечения необходимого уровня качества результатов труда в международных стандартах ИСО серии 9000 предусмотрены как принцип документирование всех производственных процессов, а также их постоянное улучшение. Это позволит установить требования к качеству промежуточных и конечных результатов деятельности, обеспечить их соответствие современным требованиям и создать правовую основу для предъявления требований к исполнителям в случае низкого качества труда.

Одним из приоритетных направлений реализации Концепции освоения в таможенных органах стандартов ИСО серии 9000 является введение механизма ведомственной аттестации, направленной на формирование заинтересованности руководящего состава таможенной службы и персонала таможенных органов в систематическом улучшении таможенных процессов и результатов деятельности [8].

В качестве задач ведомственной аттестации систем управления таможенными органами выделяются:
− оценка степени освоения таможенными органами требований стандартов ИСО серии 9000;
− распространение идеологии качества результатов деятельности на все таможенные органы ФТС России;
− определение состава несоответствий и проведение корректирующих действий для обеспечения соответствия системы управления требованиям стандартов ИСО серии 9000;
− оценка результативности системы управления с точки зрения достижения целей деятельности таможенного органа;
− использование результатов ведомственной аттестации для проведения различных конкурсов и поощрения руководящего состава и персонала таможенных органов.

Однако, чтобы приступить к его экспериментальной реализации, необходимо «привязать» проект ведомственной аттестации к реальным условиям.

Исследования показали, что для реализации идеи ведомственной аттестации необходимо создание специализированного подразделения в ФТС России. Причем на этапе экспериментального применения ведомственной аттестации целесообразно апробировать метод учета результатов ведомственной аттестации в действующей системе оценки деятельности таможен и присвоить показателю соответствия определенный уровень весомости в общей номенклатуре учитываемых показателей. Выполненные исследования показывают, что результаты ведомственной аттестации систем управления таможенными органами могут использоваться ФТС России в следующих целях:
− для проведения ежегодных ведомственных и региональных конкурсов таможенных органов на лучшую систему управления;
− для поощрения руководящего состава таможенных органов и их коллективов за систематическое повышение результативности системы управления;
− как дополнительное условие для представления руководящего состава таможенных органов к очередным специальным званиям;
− как самооценка степени приближения системы управления таможенным органом к требованиям стандартов ИСО серии 9000;
− для выявления потенциальных возможностей и резервов систем управления таможенными органами и их систематического совершенствования.

Освоение требований стандартов ИСО серии 9000 в таможенных органах и введение ведомственной аттестации систем управления на соответствие их требованиям стандартов ИСО серии 9000, а также освоение механизма реагирования на несоответствия связаны с систематическим улучшением процессов деятельности таможенных органов. При этом каждое большое или малое улучшение связано с корректировкой (изменением) технологических схем и таможенных процедур. Основные требования к содержанию таможенных процедур и технологических схем таможенного контроля объектов внешней торговли устанавливаются на законодательном уровне и на уровне приказов и распоряжений руководства ФТС России.

Внедрение стандартов ИСО серии 9000 и ведомственная аттестация систем управления являются теми факторами, которые дают возможность повысить творческий потенциал коллектива таможенной службы и направить его усилия на систематическое улучшение процессов таможенной деятельности и ее результатов. Применение ведомственной аттестации должно показать руководящему составу таможенных органов существенные преимущества этого направления деятельности, заключающиеся в следующем:
1. Ежегодное применение механизма ведомственной аттестации предоставляет высшему руководству таможенной службы инструмент оперативной оценки состояния систем управления таможенных органов с позиции соответствия их требованиям стандартов ИСО серии 9000. Это позволяет руководителям ранжировать таможни по этому критерию, проводить различные конкурсы, оценивать способности их руководящего состава и т. п. При этом отпадает необходимость создания и сертификации систем менеджмента качества в таможенных органах, так как требования стандартов ИСО серии 9000 осваиваются в целом в системе управления таможенного органа.
2. Персонал таможенной службы получает мотивацию для проявления инициативы в области повышения качества таможенных процессов и результатов. Эти положения становятся важнейшими составляющими характеристики системы управления организацией, которая ставит своей задачей инновационное развитие деятельности.

Таким образом, стандарты ИСО серии 9000 по своей сути являются методологической основой системы управления качеством деятельности таможенных органов.

Внедрение системы управления качеством таможенного контроля в таможенных органах Приволжского таможенного управления.

Опытная эксплуатация системы управления качеством таможенного контроля в таможенных органах Приволжского таможенного управления (далее — проект) реализуется во исполнение решения коллегии Приволжского таможенного управления (далее – ПТУ) от 28.01.2010 в соответствии с приказом ПТУ от 26.02.2010 № 125.

Основными целями проекта являются:
1. Организация внедрения системы управления качеством процесса таможенного контроля (торговый оборот) в таможенных органах ПТУ, обеспечение управления качеством процесса таможенного контроля.
2. Повышение качества таможенного администрирования.

Повышение качества и эффективности руководства таможенной деятельностью является одним из путей реализации стратегической цели развития Федеральной таможенной службы до 2020 года, определенной как достижение уровня, необходимого и достаточного для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и повышения качества таможенного регулирования в интересах создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных товаропроизводителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности.

В соответствии с Детальным планом реализации проекта, утвержденным 15.03.2010, в таможенных органах Приволжского региона в 2010 году внедрены элементы системы управления качеством таможенного контроля, а также осуществлены следующие основные мероприятия:
1. Процесс таможенного контроля представлен в совокупности взаимосвязанных 19 подпроцессов, стандартизирован порядок действий должностных лиц при осуществлении таможенного контроля, систематизирована нормативная база, предусмотрена возможность простой и наглядной графической интерпретации деятельности в виде блок-схем.
2. В целях обеспечения единого подхода и стандартизации деятельности таможенных органов ПТУ, а также для оперативного информационного обеспечения деятельности по осуществлению мониторинга, анализа и оценки функционирования системы управления качеством, приказом ПТУ № 214 от 31.03.2010 утверждены стандарты ПТУ: «Управление документацией», «Мониторинг, анализ и оценка функционирования системы управления качеством таможенного контроля», Методика мониторинга, анализа и оценки внедрения и функционирования системы управления качеством таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ», Положение о комиссии по оценке результативности функционирования системы управления качеством.
Документация размещена в открытом доступе для всех должностных лиц таможенных органов региона в интегрированной информационно-справочной системе «Портал ПТУ», предусмотрен порядок ее непрерывной актуализации.
3. В таможнях региона при осуществлении мониторинга процесса таможенного контроля используется разработанное должностными лицами ПТУ программное средство «Качество», позволяющее создавать базы данных на уровне поста, таможни и ПТУ, а также в автоматизированном режиме осуществлять расчет показателей качества по подпроцессам и уровня качества в целом по посту/таможне.
4. Осуществлена разъяснительная работа по доведению основ системы управления качеством, проведен цикл обучения должностных лиц таможенных органов ПТУ международным стандартам ИСО серии 9000, методике проведения мониторинга, анализа и оценки применения системы управления качеством, в том числе с использованием статистических методов.
5. Организовано сотрудничество с Российской таможенной академией, в рамках которого в 2010 году во исполнение Детального плана мероприятий по реализации Концепции развития таможенных органов Российской Федерации подготовлена научно-исследовательская работа «Разработка рекомендаций по освоению в ФТС России требований МС ИСО серии 9000 с учетом опыта Приволжского таможенного управления».

Результаты применения системы управления качеством таможенного контроля в ПТУ позволяют сделать вывод, что освоение в таможенных органах положений международных стандартов ИСО серии 9000 дает возможность существенно повысить качество совершения как отдельных таможенных операций, так и таможенного контроля в целом.

Так, Приволжское таможенное управление стабильно занимает высокое положение в рейтинге региональных таможенных управлений по выполнению контрольных показателей эффективности деятельности, занимая в 2010 году первые-вторые места. Применение новых подходов в области управления качеством позволило сократить почти в два раза по сравнению с прошлым годом количество субъективно обусловленных нарушений таможенного законодательства, выявляемых в порядке ведомственного контроля.

Применяемые технологии позволили повысить уровень профессиональной подготовки и компетентности персонала таможенных органов Приволжья, что подтверждают результаты проводимых на постоянной основе тестирований должностных лиц на знание таможенного законодательства.

Результаты опытной эксплуатации системы управления качеством таможенного контроля в таможенных органах Приволжского таможенного управления рассматривались на коллегии ФТС России.

Было отмечено, что ее реализация позволила существенно повысить эффективность управления таможенными органами, безусловного выполнения контрольных показателей эффективности деятельности, обеспечения полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, максимального содействия внешнеторговой деятельности, сокращения издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенными операциями и таможенным контролем.

Вывод:

Таким образом, реализация Концепции позволила существенно повысить эффективность управления таможенными органами. Одним из приоритетных мероприятий ее реализации являться введение механизма ведомственной аттестации, направленного на формирование заинтересованности руководящего состава таможенной службы и персонала таможенных органов в систематическом улучшении таможенных процессов и результатов деятельности.

В дальнейшем целесообразно распространение системы управления качеством во все подсистемы управления таможенными органами и создание необходимой научно-методической и практической базы для освоения требований международных стандартов ИСО серии 9000 во всех таможенных органах Российской Федерации.

В целях выработки унифицированного подхода к управлению таможенной деятельностью и создания единых стандартов руководства процессом таможенного контроля необходимо продолжить исследования и научно-практические разработки по освоению требований международных стандартов ИСО серии 9000 в таможенных службах государств — участников Таможенного союза.


Список литературы

  1. Модестов Н. Главное – Родину любить: интервью с руководителем ФТС России А. Ю. Бельяниновым // Таможня. 2011. № 20 (283).
  2. Приказ ФТС России от 27.12.2010 № 2588 «О решении коллегии ФТС России от 2 декабря 2010 года».
  3. Кукол Е. Чиновников разложат по рейтингу и от этого будет зависеть их зарплата: интервью с заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы А. Цариковским //Российская газета. 2011. 7 октября.
  4. Макрусев В.В., Суглобов А.Е. Таможенный менеджмент. — М.: ИТК «Дашков и К», 2017, 348 с.
  5. Макрусев В.В. Основы системного анализа таможенного дела: учебник (электронный ресурс Университетской библиотеки). – Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2015, стр.102-110.
  6. Макрусев В.В.. Маркетинг таможенных услуг: учебник , Издательство «Проспект», 2017.
  7. Черныш А. Я., Барамзин С. В., Симахин О. Г. Концепция освоения в таможенных органах международных стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества» // Вестник Российской таможенной академии. 2010. № 4. С. 5–10.
  8. Барамзин С. В. Управление качеством таможенной деятельности: монография. М.: РИО РТА, 2009. 142 с.
  9. Международные стандарты ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества».