АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ДОГОВОР: СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ФЕНОМЕНА

№10,

Юридические науки

Шевченко Кристина Юрьевна


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ДОГОВОР; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ; ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АКТ; ЧАСТНОПРАВОВОЙ ДОГОВОР; ADMINISTRATIVE CONTRACT; ADMINISTRATIVE LAW; PUBLIC ADMINISTRATION; PUBLIC CONTRACT; ADMINISTRATIVE ACT; PRIVATE LAW CONTRACT.


Аннотация: В данной статье раскрывается суть административного договора. Он сопоставляется с такими феноменами как частноправовой договор, публичный договор, административный акт. Выделяются его отличительные признаки. Раскрывается его роль в процессе государственного управления на современном этапе.

Административная реформа способствовала изменению властеотношений в управленческой системе в сторону координационных начал. В этих условиях, соответственно, возрастает роль административного договора, выступающего наравне с административным актом. Рассмотрим сущность данного правового феномена.

Вопрос об определении административного договора остается дискуссионным на протяжении десятков лет. Бахрах Д. Н. дает толкование административного договора как «основанного на административно-правовых нормах и выработанного в результате добровольного согласования воли двух или более субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект государственной власти, многосторонний акт, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников». [1, с. 338]

Новоселов В. И. включает в качестве одного из субъектов договора орган местного самоуправления: «Административный договор – соглашение между исполнительным органом государственной власти или местного самоуправления, с одной стороны, и гражданином, предприятием либо иным субъектом, с другой, об осуществлении деятельности, имеющей обоюдовыгодное значение для государства либо муниципалитета и для субъекта исполнительной деятельности по вопросам, входящим во властную компетенцию исполнительного органа».[4, с. 14]

Для определения сущности административного договора его необходимо отграничивать от других правовых феноменов: частных договоров, других публичных договоров и административных актов.

В соответствии с общеправовой теорией, договор – это соглашение сторон, в котором выделена воля его участников по установлению, изменению и прекращению нового правоотношения. Договор обладает следующими признаками: диспозитивность правового регулирования, автономия воли договаривающихся сторон, формально-юридическое равенство сторон, эквивалентный характер, взаимная ответственность сторон.

Данные признаки действуют в отношении административных договоров с ограничениями, обусловленными особенностями административно-правового регулирования. Соответственно отличия административного договора от гражданского заключается в следующем. Во-первых, обязательных субъектом административных договорных отношений выступает орган исполнительной власти или его должностное лицо. Во-вторых, участники находятся в неравном положении, так как орган управления содержит властные полномочия административного характера (определенные его компетенцией), но при этом несет определенные обязательства перед другой стороной. В гражданско-правовом договоре стороны равны. Ни одна сторона не имеет властных полномочий над другой. Когда орган становится участником таких отношений, его правовой статус определяется не его компетенцией, а его гражданской правоспособностью. В-третьих, в административном договоре обязательно определено когда, с кем и на каких условиях он может быть заключен. Тем не менее, не исключаются свобода усмотрения и многовариантный выбор. В-четвертых, административный договор заключается для реализации публичных интересов, а гражданский – для частных.

В цивилистике договор рассматривается как правоотношение, документ и юридический факт; в публично-правовой сфере добавляется понимание договора как источника права.

Понятие «публичный договор» является более широким по сравнению с административным договором. Так, в классификации, данной Тихомировым Ю. А., названы следующие виды публичных договоров: учредительные договоры, компетенционно-разграничительные соглашения, соглашения о делегировании полномочий, программно-политические договоры о дружбе и сотрудничестве, функционально-управленческие соглашения, договоры между государственными и негосударственными структурами, договоры о гражданском согласии, международные договоры.[6, с.184] Таким образом, любой административный договор можно рассматривать как публичный, но не все публичные договоры являются административными.

Для характеристики административного договора также важно его разграничение с административным актом. Главные отличия между ними состоят в следующем:
1. субъектами административного акта могу быть только субъекты, обладающие властными полномочиями, в то время как в административном договоре могут участвовать любые субъекты административного права;
2. договоры содержат взаимные права и обязанности сторон, а акты, как правило, содержат внешне управленческую информацию;
3. с принятием административного акта, отношения субъектов переходят в вертикальные, в то время как административный договор сохраняет координационный характер.

Административный договор может находиться в следующих отношениях к административному акту: договор заключается на основе действующего законодательства, на основе акта нормативного характера исполнительной власти, на основе и во исполнение индивидуального акта; может служить основанием для последующего принятия административных актов; при реализации некоторых управленческих функций могут быть наравне выбраны как административный договор, так и административный акт.

Таким образом, административный договор — разновидность публично-правового договора. В системе правовых связей он занимает промежуточное место между административным актом (одностороннее волеизъявление государственного органа власти) и договором частноправового характера. Он является объективным фактором управленческой реальности в России. Однако отсутствие четкой доктринальной характеристики этого феномена препятствует его юридической формализации, признанию его самостоятельной формой управленческой деятельности наряду с административным актом.


Список литературы

  1. Бахрах Д. Н. Административное право России: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002. – 640 с.
  2. Завьялова И. С., Махина С. Н. Административный договор в системе организации государственно-управленческой деятельности Российской федерации / И. С. Завьялова, С. Н. Махина // Территория науки. 2014. №2. С. 166-172.
  3. Климкин Н. С. Административный договор в системе договорных отношений Российской Федерации / Н. С. Климкин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. №2 (30). С. 43-55.
  4. Новоселов В. И. Административные договоры / В. И. Новоселов // Конституционное и муниципальное право. 1999. №1. С. 14-16.
  5. Старилов Ю. Н., Давыдов К. В. Административный договор: к общей характеристике правового феномена / Ю. Н. Старилов, К. В. Давыдов // Юридические записки. 2013. №3 (26). С. 95-102.
  6. Тихомиров Ю. А. Публичное право: учебник. – М.: БЕК, 1995. – 496 с.