АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СОСТАВ

№10,

Юридические науки

Кунц Дарья Александровна


Научный руководитель: Горбунова И.В., кандидат юридических наук.


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ; ADMINISTRATIVE LAW; ADMINISTRATIVE OFFENSE; THE OFFENSE.


Аннотация: В данной статье рассматривается понятие административного правонарушения, его признаки и состав.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. [4]

Административное правонарушение может выражаться в форме действия или бездействия. Например, управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (ст.12.3 КоАП РФ) – это противоправное действие водителя.

Зачастую, на практике возникают проблемы в юридической квалификации административного правонарушения и отграничение его преступления, т.к. им присущи общие признаки. От преступления административное правонарушение можно отличать по степени общественной опасности, т.е. правонарушение приносит более мелкий вред личности, обществу, государству, чем преступление.

Анализ понятия административного правонарушения позволяет выделить следующие его признаки:
1) Противоправность (т.е. нарушение установленных законом норм права);
2) Виновность (т.е. совершение правонарушения при наличии вины, которая бывает в форме умысла и неосторожности);
3) Наказуемость (т.е. за совершение проступка должна быть установлена административная ответственность).

Не каждый проступок, которое содержит в себе признаки административного правонарушения, можно признать таковым. В действительности, в конкретном деянии может отсутствовать хотя бы один элемент состава административного правонарушения, который исключает привлечение лица к административной ответственности. Поэтому наличие состава правонарушения необходимо для его квалификации как противоправного.

В теории административного права содержится понятие состава административного правонарушения. Составом административного правонарушения признается единство установленных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение. [5, с. 70] Элементами состава являются объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, которые регулируются нормами права и охраняются мерами административной ответственности. Например, объектом административного правонарушения, связанного с нарушением законодательства об увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (ст. 5.34 КоАП РФ), являются права работников на труд и на защиту трудовых прав.

В юридической литературе объекты административного правонарушения разделяют на общий, родовой, видовой и непосредственный объекты.

Под общим объектом понимают общественные отношения в сфере государственного управления, которые регулируются нормами права, охраняются и защищаются мерами административной ответственности.

Частью общего объекта является родовой объект. Именно родовой объект является критерием деления КоАП РФ на главы. Например, в гл.6 КоАП РФ сконцентрированы проступки, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

Разновидностью родового объекта является видовой объект. Значение данного объекта заключается в том, что он детально разграничивает общественные отношения между собой.

Под непосредственным объектом понимают конкретные общественные отношения, которым причиняется ущерб. Например, непосредственным объектом в ст.6.1 КоАП РФ является здоровье граждан.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в совершении деяния, выраженного в форме действия или бездействия, запрещенных нормами административного права.

Элементами объективной стороны являются обязательные и факультативные признаки.

К обязательным признакам объективной стороны относятся противоправное действие или бездействие, последствия и причинно-следственная связь между ними. Например, в ст.6.1 КоАП объективная сторона выражается в бездействии, т.е. не сообщение лицом медицинским работникам необходимую для проведения эпидемиологического расследования информацию.

Факультативные признаки – это дополнительные критерии, которые характеризуют обстоятельства совершения правонарушения. К таким признакам относятся время, место, способ, систематичность, злостность и повторность.

Субъектом административного правонарушения могут быть физические лица, достигшие 16-ти лет, и юридические лица.

Законодательство подразделяет субъектов на общие, специальные и особые субъекты.

Общим субъектом является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-ти летнего возраста.

Специальным субъектом признается лицо, которое наряду с общими признаками, обладает дополнительным свойством. Например, должностное лицо, собственники, владельцы транспортных средств, несовершеннолетний.

Особым субъектом считаются военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие других законов.

Так, субъектом правонарушения в ст.6.1 КоАП является лицо, которое достигло 16-ти лет и которому стало известно о наличии у него инфекционного заболевания.

Субъективная сторона административного правонарушения выражается в психическом отношении лица к совершаемому им правонарушению. Основным элементом субъективной стороны является вина. Совершение административного проступка может быть, как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Таким образом, административным правонарушение признается общественно вредное действие или бездействие, совершенное физическим или юридическим лицом, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административное правонарушение должно иметь состав и обладать всеми его признаками. Если хотя бы один из обязательных признаков состава правонарушения будет отсутствовать, то исключается возможность привлечь субъекта к административной ответственности.


Список литературы

  1. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. М.,2000. С. 13.
  2. Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. БЗО Административное право: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2009. — С. 212
  3. Братановский С.Н. Административное право: учебник. М.: Директ-Медиа, 2013. – С. 99
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.10.2017)
  5. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. – М.: Юристъ, 2006. – С.1158.