АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОИЗОШЕДШИХ ЗА 2016-2017 ГГ.

№10,

Экономические науки

Кеменова Анастасия Андреевна

Кнышов Александр Викторович (Кандидат экономических наук)


Ключевые слова: ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ; ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ; ИНДИКАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ; КОНТРОЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ; PERFORMANCE INDICATORS; PERFORMANCE INDICATORS; INDICATIVE-WIDE INDICATORS; MONITORING PERFORMANCE INDICATORS; CUSTOMS AUTHORITIES; CUSTOMS ADMINISTRATION.


Аннотация: В статье проведен анализ развития системы показателей эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации, а также рассмотрены порядок действий по разработке, оценке выполнения и изменению показателей результативности, эффективности и индикативных показателей деятельности таможенных органов и правила расчета именуемых показателей.

Основным стратегическим направлением развития таможенной службы Российской Федерации в соответствии со Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Правительством Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р [1], является «максимальное содействие внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования». При этом нужно понимать, что достижение поставленной задачи может быть достигнуто путем реализации (разработки системы показателей и достижения запланированных результатов в рамках каждого из них) определенных показателей деятельности таможенного органа.

В целях совершенствования работы по анализу и оценке эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России были утверждены показатели результативности, эффективности и индикативные показатели деятельности таможенных органов. 1 января 2017 года вступил в силу приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 02 декабря 2016 г. № 2270 «О показателях результативности деятельности, показателях эффективности деятельности и индикативных показателях региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2017 год». Данным приказом регламентированы методики расчета показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности и индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России.

Поручением Правительства Российской Федерации от 28.12.2015 № ДК-П36-8855 были утверждены индикативные показатели, которые предназначены для осуществления оперативного контроля конкретных направлений деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России. Если базисные показатели используются при разработке стратегического плана, то индикативные – при разработке планов развития по отдельным направлениям деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России.

Проводя анализ структуры Приказа ФТС России от 02 декабря 2016 г. №2270 «О показателях результативности деятельности, показателях эффективности деятельности и индикативных показателях региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2017 год», необходимо отметить следующее: контрольные и аналитические показатели эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, утратили силу. В целях внедрения комплексной системы оценки результативности и эффективности деятельности территориальных таможенных органов в соответствии с Методическими рекомендациями по оптимизации структуры, штатной численности и финансирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, по определению и мониторингу достижения показателей результативности и эффективности их деятельности, разработана система новых показателей (рис.1).


Рис.1 Классификация показателей эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации

Проводя сопоставление положений приказа ФТС России от 24 февраля 2016 г. № 345 «О показателях результативности деятельности, показателях эффективности деятельности и индикативных показателях региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2016 год» (утратил силу) и приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 02 декабря 2016 г. № 2270 «О показателях результативности деятельности, показателях эффективности деятельности и индикативных показателях региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2017 год», следует отметить ряд изменений:

1. ряд контрольных показателей эффективности деятельности, выбыли из перечня оцениваемых показателей методик расчета: КПЭД №1-№3, КПЭД №7, КПЭД №16, КПЭД №21, КПЭД №25-№26, КПЭД №41-№44.
2. ряд контрольных показателей эффективности деятельности, преобразованы в показатели результативности деятельности (см.таблицу 1):

Таблица 1

Контрольные показатели эффективности деятельности (далее – КПЭД),
преобразованные в показатели результативности деятельности (показатели эффективности деятельности, индикативные показатели)

Контрольные показатели эффективности деятельности, преобразованные в:

Направленность показателей

показатели результативности деятельности
(далее – ПРД)

показатели эффективности деятельности
(далее – ПЭД)

индикативные показатели (далее – ИП)

1

2

3

4

5

6

7

2016 г.

2017 г.

2016 г.

2017 г.

2016 г.

2017 г.

Контроль таможенной стоимости КПЭД №5 ПРД №7 КПЭД №4 ПЭД №1 КПЭД №18 ИП №8
КПЭД №6 ПРД №8 КПЭД №33 ПЭД №5 КПЭД №20 ИП №9
Таможенный контроль КПЭД №8 ПРД №14 КПЭД №39 ПЭД №4 КПЭД №23 ИП №10
Система управления рисками КПЭД №9 ПРД №10 КПЭД №27 ИП №17
КПЭД №10 ПРД №11 КПЭД №28 ИП №18
КПЭД №11 ПРД №12 КПЭД №29 ИП №19
Таможенный контроль КПЭД №12 ПРД №2 КПЭД №34 ИП №13
КПЭД №13 ПРД №3 КПЭД №35 ИП №14
КПЭД №14 ПРД №4 КПЭД №36 ИП №22
КПЭД №15 ПРД №5 КПЭД №37 ИП №23
Таможенный контроль после выпуска товаров КПЭД №17 ПРД №17 КПЭД №38 ИП №24
Таможенный контроль КПЭД №19 ПРД №23 КПЭД №40 ИП №21
КПЭД №22 ПРД №21
КПЭД №24 ПРД №22
КПЭД №30 ПРД №24
КПЭД №31 ПРД №25
КПЭД №32 ПРД №26

3. ряд показателей, которые введены впервые (см. таблицу 2):

Таблица 2

Показатели, которые впервые утверждены приказом ФТС России от 02.12.2016 №2270

Показатели
результативности деятельности

Показатели эффективности деятельности

Индикативные
показатели

ПРД №1, ПРД №6, ПРД №9, ПРД №13, ПРД №15-№16,
ПРД №18-№20, ПРД №23
ПЭД №2-№3 ИП №1-№7,
ИП №11-№12, ИП №15-№16, ИП №20,
ИП №25-№27

Приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 2320 «Об утверждении Порядка действий по разработке, оценке выполнения и изменению контрольных и аналитических показателей эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России» [2] регламентирует действия структурных подразделений ФТС России по разработке и изменению контрольных и аналитических показателей эффективности деятельности таможенных органов.

Порядок действий по разработке, оценке выполнения и изменению показателей результативности, эффективности и индикативных показателей деятельности можно представить следующим образом (рис.2):


Рис.2 Порядок действий по разработке, оценке выполнения и изменению
показателей результативности, эффективности и индикативных показателей деятельности таможенных органов

При установлении данных показателей таможенные органы должны учитывать следующие основные принципы [3]:

1. возможность измерения показателей (определения степени их выполнения);
2. единообразное понимание в подчиненных таможенных органах порядка расчета показателей (для каждого из показателей утверждается методика его расчета);
3. правила, в соответствии с которыми выставляется та или иная оценка, доводятся до сведения подчиненных таможенных органов;
4. объективность оценки;
5. рассмотрение и учет поступающих от подчиненных таможенных органов проблемных вопросов, касающихся выполнения показателей.

Важнейшей целью развития системы показателей эффективности деятельности, результативности деятельности и индикативных показателей таможенных органов является определение объективной основы для принятия управленческих решений и контроля за их осуществлением.

Осуществляемый в результате последовательного исполнения перечисленных этапов порядок проведения оценки характеризуется некоторым набором установленных для каждого из них правил. Присущий им различный уровень нормативного обоснования указывает на перспективу дальнейшего развития действующей системы показателей в рамках, реализуемых функциональными структурными подразделениями центрального аппарата ФТС России направлений собственной деятельности.

Правила расчета фактических значений выполнения именуемых выше показателей содержатся в методиках расчета и оценки выполнения показателей, ежегодно утверждаемых приказом ФТС России.

Методика расчета и оценки выполнения отдельных показателей содержит:

— цель введения показателя;
— наименования подразделения-исполнителя и подразделения-соисполнителя;
— определения величин, используемых для расчета фактического значения показателя;
— корректную с математической точки зрения формулу расчета фактического значения показателя;
— указание точности (количество знаков после запятой), с которой должен производиться расчет фактического значения показателя;
— источники данных, используемых для расчета показателя (базы данных, формы статистической отчетности и т.д.);
— значения показателя, устанавливаемые для региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России (квартальные);
— требования к содержанию отчета о выполнении показателя;
— правила оценки выполнения показателя;
— максимальный балл, начисляемый за выполнение показателя (только для контрольных показателей).

Организацию и координацию деятельности структурных подразделений ФТС России по формированию показателей и оценке их выполнения осуществляет Главное организационно-инспекторское управление ФТС России. В региональных таможенных управлениях и таможнях, непосредственно подчиненных ФТС России организацию и координацию деятельности структурных подразделений ФТС России по выполнению показателей, осуществляет организационно-инспекторская служба или организационно-аналитический отдел (отделение).

Подразделения-исполнители ежегодно до 1 ноября представляют в Главное организационно-инспекторское управление ФТС России предложения по методикам на следующий год, согласованные с подразделением-соисполнителем и с руководителем ФТС России. На основании поступивших предложений Главное организационно-инспекторское управление ФТС России готовит проект приказа ФТС России о данных показателях на следующий год (в срок до 1 февраля следующего года) либо проект приказа ФТС России о внесении изменений в приказ ФТС России о показателях результативности деятельности, показателях эффективности деятельности и индикативных показателях.

Региональные таможенные управления и таможни, непосредственно подчиненные ФТС России ежеквартально готовят отчеты о выполнении показателей и до 14-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (за IV квартал – до 18 января следующего года), размещают их на Портале ФТС России в подразделе «Отчеты таможенных органов» и в соответствующем разделе комплекса программных средств «Анализ и оценка деятельности таможенных органов» автоматизированной системы обеспечения работы руководства. Данные отчеты составляются в соответствии с требованиями, содержащимися в утвержденных методиках.

В заключении о выполнении показателей, подписанном начальником подразделения-исполнителя, указываются предложения по оценкам их выполнения, одновременно с заключением о выполнении показателей по итогам IV квартала представляется краткая аналитическая справка ответственного Управления, содержащая итоги и динамику выполнения показателей за истекший год, причины невыполнения отдельных из них, а также выводы о достижении целей, поставленных при введении каждого показателя.


Список литературы

  1. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Правительством Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р
  2. Приказ ФТС России от 16 ноября 2015 г. № 2320 «Об утверждении Порядка действий по разработке, оценке выполнения и изменению контрольных и аналитических показателей эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России»
  3. Приказ ФТС России от 21 декабря 2015 г. № 2615 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2016 год»
  4. Приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 02 декабря 2016 г. № 2270 «О показателях результативности деятельности, показателях эффективности деятельности и индикативных показателях региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2017 год»
  5. Приказ ФТС России от 24 февраля 2016 г. № 345 «О показателях результативности деятельности, показателях эффективности деятельности и индикативных показателях региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2016 год»
  6. Об утверждении методик расчета определения значений показателей для оценки эффективности деятельности руководителя ФТС по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности: приказ ФТС России: [от 15 мая 2014 г. № 895]. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: БД КонсультантПлюс.