СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

№10,

Юридические науки

Ситников Евгений Сергеевич


Ключевые слова: СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ; ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ; ПОТРЕБИТЕЛЬ; ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ; WAYS OF PROTECTION; CONSUMER RIGHTS; CONSUMER; HOUSING AND UTILITY SERVICES.


Аннотация: В статье автор рассматривает и анализирует способы защиты прав потребителей в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, согласно существующим нормативным правовым актам, оценивая их эффективность. Также автором рассматриваются материалы судебной практики по данному вопросу.

В ч. 3 ст. 11 Жилищного кодекса РФ отмечается, что защита жилищных прав осуществляется путем:
«1) признания жилищного права;
2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;
6) иными способами, предусмотренными ЖК РФ, другим федеральным законом.» [1].

В Законе «О защите прав потребителей» [2] раскрыто содержание таких способов защиты прав потребителей, как возмещение понесенного ущерба (ст.ст. 12-14); компенсация морального вреда (ст. 15); признание недействительными условий договора, ущемляющего права потребителя (ст. 16); компенсации (в том числе и неустойка) при нарушении сроков выполнения работ и услуг (ст. 28) или обнаружении недостатков (ст.ст. 29-31).

Анализируя вышеприведенные статьи Закона, можно сделать вывод, что указанный перечень не является закрытым. При необходимости возможно использовать и те способы защиты гражданских прав, которые закреплены в статье 12 ГК РФ [3].

Возмещение понесенного ущерба сводится к возмещению всех убытков, которые были причинены жизни, здоровью или имуществу потребителя жилищно-коммунальных услуг в связи с конструктивными или иными недостатками работы или услуги, в полном объеме.

Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков предоставленной исполнителем работы или услуги, признается за любым потерпевшим независимо от нахождения в договорных отношениях с исполнителем работы или услуги, что не противоречит ранее произведенным в работе выводам.

Под убытками следует понимать расходы, которые потребитель жилищно-коммунальных услуг произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, его утраченного или поврежденного имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые потребитель получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если в результате исполнения договора о предоставлении жилищно-коммунальных услуг были ущемлены права потребителя, возникшие в результате этого убытки подлежат возмещению исполнителем в полном объеме.

Так, решением от 12 октября 2016 года мирового судьи города Сорска по делу № 2-2315/2016 [4] в полном объеме был удовлетворен иск к Обществу с ограниченной ответственностью «УК «Фитинг» о защите прав потребителей. Как следует из материалов дела, трубопровод горячего водоснабжения в подвальном помещении дома, обслуживаемого ООО «УК «Фитинг», пришел в негодность. Постоянно происходили порывы трубопровода, что приводило к затоплению подвального помещения. Истцы в течение трех лет обращались к ответчику с просьбой произвести ремонт трубопровода, кроме того направляли жалобы в различные надзорные органы с требованиями обязать ООО «УК «Фитинг» устранить нарушения. Однако никаких мер ответчик не принимал. В связи с этим собственники были вынуждены заключить договор подряда на ремонт трубопровода горячего водоснабжения с третьим лицом, который выполнил все работы за сто тысяч рублей. Расчет с подрядчиком был произведен истцами в полном объеме. Так как собственников было 10, то каждый из собственников заплатил подрядчику по десять тысяч рублей. Истцы неоднократно обращались к ответчику с просьбой возместить понесенные расходы, после чего обратились в суд с требованием о взыскании с ООО «УК «Фитинг» в свою пользу в счет возмещения понесенных расходов по десять тысяч рублей, а также штраф в соответствии с Законом о защите прав потребителей.

В понятие компенсации морального вреда согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ [5] входят нравственные или физические страдания, причиненные действиями и (или) бездействием, посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права, либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина и другое.

Так, мировому судье города Абазы поступило исковое заявление, в котором помимо прочего было заявлено требование о компенсации морального вреда. Из материалов дела № 2-1/2017 [6] стало известно, что ООО «А — Э1» было произведено отключение жилого объекта от системы теплоснабжения путем отсоединения трубопровода ДУ 20 горячего водоснабжения и установления заглушки, о чем был составлен соответствующий акт. В связи с произведением данных действий истцу был причинен моральный вред. Не согласившись с данными действиями, истец обратился с жалобой в Прокуратуру Таштыпского района и Государственную жилищную инспекцию РХ (ГЖИ РХ). По итогам проверки уполномоченным должностным лицом ГЖИ РХ был составлен акт проверки и выдано обществу предписание, согласно которому ООО «А — Э1» обязано в срок обеспечить бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение жилого помещения, а также давления ГВС в пределах нормативов, установленных пунктами 4, 7 Правил предоставления коммунальных услуг. Рассмотрев дело, суд вынес решение о выплате в пользу истца компенсации морального вреда в размере 6000 рублей, а также штрафа в размере 3000 рублей.

Ещё одним из способов защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг является признание недействительными условий договора, ущемляющих права потребителя жилищно-коммунальных услуг по сравнению с правилами предоставления жилищно-коммунальных услуг, а также иными правилами, установленными в нормах законов или иных правовых актов Российской Федерации в области защиты прав потребителей.

В случаях, когда имеет место нарушение сроков выполнения жилищно-коммунальных услуг, когда не выполнены сроки начала и (или) окончания выполнения услуги и (или) промежуточные сроки выполнения услуги или во время выполнения услуги стало очевидно, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе: назначить исполнителю жилищно-коммунальных услуг новый срок; поручить выполнение услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя жилищно-коммунальных услуг возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цены за выполнение услуги; вовсе отказаться от исполнения договора о выполнении услуги.

В указанных выше случаях потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков, которые ему были причинены в связи с нарушением сроков выполнения услуги.

Так, Черногорским городским судом по делу № 2-798/2010 [7] в связи с несвоевременным устранением неполадок, повлекших снижение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг было вынесено решение, обязывающее ООО «ЖЭУ-7» города Черногорска РХ оперативно реагировать на сигналы о некачественном предоставлении услуг и оперативно принимать меры к устранению недостатков; вести надлежащий учет и контроль за поступлением заявок по оказанию услуг; устранить недостатки при оказании услуги по предоставлению тепла в квартиру истца, а именно: отремонтировать и отрегулировать систему отопления, обеспечив давление в системе отопления данного жилого дома в соответствии с ГОСТ, обеспечить отопление в квартире, при условии выполнения обязательных мер по утеплению помещения квартиры, в соответствии с нормативными параметрами ГОСТ, а также утеплить вертикальные и горизонтальные межпанельные швы по периметру квартиры истца.

Помимо прочего, в случае выявления существенных недостатков предоставленной услуги потребитель жилищно-коммунальных услуг вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков в случае, если докажет, что недостатки работы (услуги) возникли до принятия им результата или по причинам, которые возникли до этого момента. Данное требование может быть предъявлено в случае, если такого рода недостатки были обнаружены по истечении двух лет со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе требовать: соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу); возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами; отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения убытков.

Делая вывод, следует сказать о том, что в настоящее время потребители жилищно-коммунальных услуг имеют реальную возможность защитить свои права. У каждого есть право самостоятельно выбирать как форму, так и конкретный способ защиты, основываясь только на своем внутреннем убеждении в эффективности и правильности соответствующего выбора. Особенность способов защиты прав потребителей заключается в том, что в каждой конкретной ситуации они могут применяться самостоятельно или в совокупности. Поэтому главной проблемой является правовое воспитание потребителей жилищно-коммунальных услуг, создание специализированных учебных пособий, которые бы в полной мере отражали алгоритм действий при каждой типичной ситуации, которая может возникнуть в правоотношениях, вытекающих из договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг.


Список литературы

  1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 декабря 2004 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24 декабря 2004 г.; введ. Федер. законом Рос. Федерации от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ; в ред. Федер. закона от 29 июля 2017 г. № 279-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2005. – № 1 (часть 1), ст. 14; 2017. – № 31 (часть 1), ст. 4828.
  2. О защите прав потребителей: Закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1: в ред. Федер. закона от 01 мая 2017 г. № 233-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 3, ст. 140; 2017. – № 18, ст. 2665.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 октября 1994 г.; введ. Федер. законом Рос. Федерации от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ; в ред. Федер. закона от 29 июля 2017 г. №12-ФЗ // Рос. газ. – 1994. – № 238-239; 2017. – №172.
  4. Решение мирового судьи судебного участка — в границах г. Сорска от 12 октября 2016 г. по делу № 2-2315/2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sudact.ru/magistrate/doc/IMKRuu0YufZm/ – (дата обращения: 12.02.2017).
  5. Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. №10: в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06 февраля 2007 г. № 6 // Рос. газ. — 1995. — 08 фев.; Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2007. — № 5.
  6. Решение мирового судьи г.Абазы от 23 января 2017 г. по делу № 2-1/2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-mirovogo-sudi-g-abazy-s/act-237483289/ – (дата обращения: 12.02.2017).
  7. Решение Черногорского городского суда от 30 мая 2011 г. по делу № 2-798/2010. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/5HCGrnz9Os51/ – (дата обращения: 13.02.2017)