ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОТРЕБИТЕЛЯ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

№10,

Юридические науки

Ситников Евгений Сергеевич


Ключевые слова: ПРАВОВОЙ СТАТУС; ПОТРЕБИТЕЛЬ; ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ; LEGAL STATUS; CONSUMER; HOUSING AND COMMUNAL SERVICES.


Аннотация: В настоящей статье определяется правовой статус потребителя в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг. Автор рассматривает понятие потребителя, анализирует судебную практику, выделяет права и обязанности сторон в рассматриваемых отношениях, высказывает предложения о необходимых изменениях в законодательстве.

Потребителем по смыслу Закона РФ «О защите прав потребителей» [1] «является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

Следует подчеркнуть, что гражданин рассматривается в качестве потребителя не только в случае, когда он приобретает и использует работы или услуги, но и в случаях, когда он имеет намерение приобрести или заказать работу или услугу. Отсюда следует, что ряд норм Закона «О защите прав потребителей» должен применяться и до момента, когда между сторонами возникнут отношения по договору предоставления жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, некоторые нормы Закона распространяется на отношения, возникающие до заключения договора. В частности, это относится к ст.ст. 8 — 12 Закона, которые регулируют предоставление потребителям информации.

В соответствии со ст.ст. 8 — 11 Закона, потребитель имеет право потребовать предоставления ему необходимой и достоверной информации об исполнителе работы или услуги, а также о режиме его работы. Эта информация должна быть доведена до сведения потребителей в наглядной и доступной форме при заключении договора, содержащего положения о предоставлении жилищно-коммунальных услуг.

Информация должна быть представлена на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (продавца), может быть и на родных языках народов субъектов Российской Федерации. Учитывая это, необходимо знать, что предоставление данной информации не на русском языке необходимо расценивать как непредставление необходимой информации покупателю, что влечет за собой наступление последствий, перечисленных в п. 1 ст. 12 Закона «О защите прав потребителей».

Согласно подпункту «п» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг [2], в обязанности исполнителя входит предоставление потребителю информации, содержащей: «сведения об исполнителе (наименование, место нахождения); сведения о государственной регистрации; режим работы; адрес сайта исполнителя в сети Интернет; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя; размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены; порядок и форму оплаты коммунальных услуг, сведения о последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги, отсутствия прибора учета, несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также недопуска исполнителя в помещение для проверки состояния приборов учета и достоверности переданных сведений о показаниях таких приборов учета; показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством РФ, в том числе и Правилами предоставления коммунальных услуг; сведения о необходимости собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме заключить в письменной форме договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, а также о последствиях отсутствия такого договора в указанные сроки» и иное согласно закону.

В полном объеме информация должна быть доведена до потребителя путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг. Помимо этого, такая информация должна быть размещена на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Также информационные стенды, содержащие обозначенную выше информацию, должны быть расположены и в помещении исполнителя в месте свободного доступа для всех потребителей.

Согласно п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей, информация о работах и услугах в обязательном порядке должна содержать:
«- наименование технического регламента, требованиям которого должно соответствовать качество работы и услуги;
— сведения об основных потребительских свойствах работы и услуги;
— цену в рублях и условия оказания;
— гарантийный срок, если он установлен;
— правила и условия эффективного и безопасного использования работ и услуг;
— срок службы работы, установленный в соответствии с Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
— адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя;
— информацию о правилах выполнения работ и оказания услуг.»

Пункт 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей закрепляет общее правило, согласно которому условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, которые предусмотрены законами или иными правовыми актами Российской Федерации, признаются недействительными. Возникшие потребительские убытки вследствие исполнения подобного рода договора подлежат возмещению изготовителем (продавцом) в полном объеме. При этом стоит отметить, что нет необходимости признавать весь договор недействительным, ведь, согласно ст. 180 ГК РФ [3], если договор может быть исполнен и без включения в него недействительной части, то недействительная часть договора не может повлечь недействительность других ее частей.

Также, согласно пп. 2 и 3 ст. 16 Закона о защите прав потребителей, недопустимо понуждать к приобретению одних работ и услуг в связи с приобретением других. В данном случае имеется в виду, что потребителю навязывают приобретение работ и услуг «в наборе». Исполнитель не вправе навязывать потребителю приобретение работ и услуг, которые не являются совокупностью. Например, нет никакой связи между ремонтом кровли, который является обязанностью согласно статье 210 ГК РФ [3] и оплачиваемой посадкой цветов на клумбе перед домом, произведённой исполнителем по собственной инициативе, без согласования с собственниками. Присоединение иной дополнительной работы или услуги к необходимому потребителю объёму работ и услуг, фактически приводит к увеличению цены одних работ и услуг за счет других, которые не пользуются спросом и не могут быть предоставлены иным способом. На практике это сводится к прописыванию дополнительных граф расходов в платёжных квитанциях за оказанные услуги. В случае такого нарушения потребителю предоставляется право требовать возврата уплаченных исполнителю денежных сумм.

Так, Алтайским районным судом Республики Хакасия по делу № 2-521/2012 [4] было установлено, что Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия, действуя в интересах неопределенного круга лиц потребителей, обратилось в суд с иском к ОАО «Белоярский тепловодоканал» о признании действий по взиманию оплаты за опломбирование приборов учета (счетчиков) незаконными, мотивируя тем, что установка и опломбирование приборов учета холодного и горячего водоснабжения осуществляется ответчиком платно. Фактически происходит опломбирование соединения индивидуальных приборов учета с системой водоснабжения. Приборы учета при продаже уже имеют поверочную пломбу. Таким образом, действия ответчика по предоставлению платной услуги по опломбированию приборов учета нарушают требования п.2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей, что повлекло для нечестного исполнителя признание его действий по взиманию оплаты за опломбирование приборов учета (счетчиков) незаконными.

Необходимо помнить и о том, что помимо прав у потребителя жилищно-коммунальных услуг есть и обязанности, которые установлены в целях соблюдения прав исполнителя жилищно-коммунальных услуг.

Так, потребитель обязан в случае обнаружения неисправностей, пожара и аварий, а также иных нарушений качества предоставления коммунальных услуг немедленно сообщать о таких нарушениях в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя жилищно-коммунальных услуг или в иную службу, которая указана исполнителем. При наличии возможности потребитель обязан принимать все меры по устранению возникших неисправностей, пожара и аварий.

Также у потребителя существует обязанность по предоставлению доступа представителям исполнителя жилищно-коммунальных услуг в занимаемое жилое помещение для проведения осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования во время, заранее согласованное сторонами. В случае необходимости ликвидации аварий потребитель обязан предоставить доступ в любое время.

Потребитель не вправе превышать максимальную нагрузку на инженерные системы, подключая и используя бытовые машины (приборы и оборудование), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки. Без разрешения исполнителя жилищно-коммунальных услуг потребитель не вправе производить слив теплоносителя из системы отопления, демонтировать или временно отключать обогревающие элементы, которые предусмотрены проектно-технической документацией и совершать иные действия, которые могут повлечь ухудшение качества предоставляемых услуг.

Делая вывод, следует отметить, что основная масса нарушений, которые происходят в изучаемой области, допускается лишь потому, что по-прежнему до конца не решенным остается вопрос о просвещении граждан в области защиты прав потребителей, право на которое закреплено в ст. 3 Закона о защите прав потребителей. Потребители в силу своей неосведомленности и юридической неграмотности оплачивают работы и услуги, которые выставляет им исполнитель жилищно-коммунальных услуг, по факту отдавая деньги за невыполненные работы и услуги, за то, что исполнитель сам посчитал необходимым к выполнению, не считаясь с мнением собственников жилья.

Для минимизации такого рода ситуаций необходимо внести изменения в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в части обязательного обучения в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.


Список литературы

  1. О защите прав потребителей: Закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1: в ред. Федер. закона от 01 мая 2017 г. № 233-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 3, ст. 140; 2017. – № 18, ст. 2665.
  2. О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов: Постановление Правительства Рос. Федерации от 06 мая 2011 г. № 354: в ред. Постановления Правительства Рос. Федерации от 09 сент. 2017 г. № 1091 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2011. – № 22, ст. 3168; 2017. – № 38, ст. 5628.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 октября 1994 г.; введ. Федер. законом Рос. Федерации от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ; в ред. Федер. закона от 29 июля 2017 г. №12-ФЗ // Рос. газ. – 1994. – № 238-239; 2017. – №172
  4. Решение Алтайского районного суда Республики Хакасия 26 октября 2012 г. по делу № 2-521/2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-altajskij-rajonnyj-sud-respublika-xakasiya-s/act-106980661/ – (дата обращения: 11.02.2017).