ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РФ

№10,

Юридические науки

Ратахин Никита Витальевич


Ключевые слова: ИНВАЛИДНОСТЬ; РЕБЕНОК-ИНВАЛИД; МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ; DISABILITY; DISABLED CHILD; SOCIAL SUPPORT.


Аннотация: В статье раскрывается понятие инвалидности, а также определяются меры по социальной поддержке детей-инвалидов в России и пути совершенствования этого направления государственной деятельности.

Инвалидность — состояние человека, характеризующееся наличием стойких физических, умственных, сенсорных или психических нарушений здоровья, которые влекут за собой препятствия или ограничения в деятельности. Инвалидность может возникнуть как вследствие перенесенного заболевания, травмы, так и при рождении в результате внутриутробных дефектов развития плода, неправильного родовспоможения и других факторов [1].

Статус «ребенок-инвалид» устанавливают специалисты учреждений медико-социальной экспертизы на основании медицинского обследования, проводимого врачами. По данным Федеральной службы государственной статистики, количество детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в РФ на начало 2016 года составило около 600 тысяч человек [10]. Эта цифра увеличивается каждый год. Большая часть таких детей живут в семьях, но есть среди них такие, уход за которыми осуществляет государство в лице специалистов специализированных учреждений для детей-инвалидов. Таких учреждений в нашей стране более 100, в них проживает примерно 20 тысяч детей-инвалидов, что составляет чуть более 3% от общего числа детей-инвалидов в РФ [8]. Как правило, в специализированных учреждениях проживают так называемые «тяжелые» больные, не имеющие возможности самостоятельно передвигаться, без социально-бытовых навыков, с тяжелыми формами поражения интеллекта.

Большая часть детей-инвалидов воспитывается в семьях родителями или иными законными представителями. Так, например, в г. Черногорске Республики Хакасия проживают десятки семей, воспитывающих детей-инвалидов, в микрорайоне Девятый поселок таких семей — 60.

В политике нашего государства одной из первоочередных задач является решение проблемы включения людей с ограниченными возможностями здоровья в общество и создание условий для их полноценной и независимой жизни. Социальная адаптация нужна не только ребенку-инвалиду, но и семье, в которой он воспитывается, так как социальная изоляция отрицательно сказывается на развитии и самореализации личности человека. Общаясь друг с другом, и дети, и родители смогут не только решить насущные проблемы воспитания детей-инвалидов, но и создать своеобразный центр взаимопомощи.

Можно также отметить не вполне толерантное отношение общества, особенно подростков и молодежи, к детям с ограниченными возможностями здоровья. К ним предвзято относятся, не считают их полноправными членами общества с теми же правами, что и все остальные. Поэтому встает вопрос о формировании инклюзивного общества, которое бы адекватно принимало детей и взрослых с ограниченными возможностями. Часто школьники, не имеющие проблем со здоровьем, относятся к своим сверстникам-инвалидам либо равнодушно, либо жестоко. Причинами такого поведения сверстников можно назвать следующие факторы:
— отсутствие опыта взаимодействия, общения со сверстниками – детьми-инвалидами;
— несформированность таких важных личностных качеств, как милосердие, толерантность, уважение, принятие ребенка с ограниченными возможностями как самого себя;
— недостаточное количество и низкое качество совместных мероприятий, которые проводятся для детей-инвалидов и их сверстников, не ограниченных в физических возможностях.

Всем известно, что именно в совместной деятельности больной ребенок намного лучше осваивает все жизненные навыки, школьную программу, учится жить в обществе. Изоляция никогда не идет на пользу ни здоровому, ни ограниченному в физических возможностях человеку.

Опросы, проводимые «Левада Центром», говорят о том, более 70% родителей (законных представителей) согласны, чтобы их ребенок учился в классе с инвалидом, около 20% не согласны, 10% затруднились с ответом [9]. Получается, что среди взрослых людей есть те, которые не понимают проблем инвалидов и не готовы жить с ними в одном обществе.

А ведь инвалидность не означает, что человек опасен для окружающих, большинство инвалидов – люди, ограниченные только в своих физических возможностях, а их моральные принципы, уровень интеллектуального развития находятся в норме. Среди инвалидов много людей, серьезно занимающихся наукой. Статистические данные говорят о том, что в средних государственных и муниципальных учреждениях в России обучается более 12 тысяч инвалидов, в учреждениях высшего профессионального образования обучается более 15 тысяч инвалидов. Потенциал людей с ограниченными возможностями здоровья никем не изучен и совершенно не востребован в обществе, потому что общество не готово жить рядом с инвалидами и видеть в них людей с равными способностями. А ведь более 50% инвалидов могут вести наравне со всеми активный образ жизни, но для этого не созданы условия.

Социальная политика государства направлена на поддержку категорий граждан, нуждающихся в помощи. К слабо защищенным социально людям относятся в первую очередь, инвалиды, в том числе инвалиды детства.

Актуальность данной статьи состоит в том, что обеспечение государством социальных гарантий и предоставление льгот слабо защищенным слоям населения, а также соблюдение порядка их предоставления соответствующими структурами является важной частью государственной политики развитого общества. Чем объемнее набор государственных льгот, тем больше граждан, чувствующих себя социально защищенными. А это важный показатель ориентированности общества на человека, его потребности. Развитие социальной системы в Российской Федерации свидетельствует о ее возрастающей востребованности. Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом под защитой государства должны быть действительно нуждающиеся в помощи люди, иначе непродуманная социальная политика льгот может привести к недовольству граждан, не пользующихся льготами, но принимающих участие в их формировании в виде налогов и сборов.

Льготы – самый распространенный вид социального обеспечения. Учеными определены основные характеристики льгот:
— это исключение из общеустановленных правил;
— это правомерные исключения, законные изъятия, установленные компетентными органами;
— льготы сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности.

В Федеральном законе от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» указан полный перечень льгот доступный ребенку-инвалиду. Ребенку-инвалиду обеспечиваются равные со здоровыми детьми условия обучения, начиная с дошкольных образовательных организаций и заканчивая вузом. При необходимости и по состоянию здоровья такому ребенку обеспечиваются специальные условия обучения, прохождение Государственной итоговой аттестации в форме государственного выпускного экзамена, поступления детей-инвалидов на бюджетные места образовательные учреждения высшего профессионального образования в рамках цифр льготного целевого приема. Помимо этого, государством гарантируется и ряд других льгот как материального характера (пособия, санаторно-курортное лечение, проезд к месту лечения и обратно, предоставление сложной ортопедической обуви и протезно-ортопедических изделий, лекарств, инвалидных колясок, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и т.д.), так и нематериального характера (психолого-педагогическая помощь, обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам и т.д.) [2].

Таким образом, можно отметить, что в Российской Федерации ведется активная работа в области удовлетворения экономических и социальных потребностей детей-инвалидов. Все дети-инвалиды и их родители (законные представители) получают льготы в соответствии с федеральным и региональным законодательствами и пользуются набором социальных услуг, предоставляемым им в зависимости от заболевания. Также они имеют право на получение образования по общеобразовательным или адаптированным образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Большая часть детей-инвалидов, имеющих заболевания, связанные с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обучаются по индивидуальным программам дома.

Вместе с тем в системе социального обеспечения Российской Федерации имеется ряд существенных недостатков, которые не позволяют детям с устойчивым нарушением здоровья полностью интегрироваться в социальную жизнь общества.
1. В Российской Федерации не создана безбарьерная среда, предполагающая свободное и адаптированное для инвалидов проживание и передвижение как внутри зданий, так и на улицах, в общественном транспорте. Большинство многоквартирных домов, медицинских и социальных учреждений, учреждений образования, культуры и спорта не оборудованы всем необходимым для комфортного пребывания инвалид
2. Негибкая система социальных льгот заставляет инвалидов пользоваться тем, «что предлагают», что ограничивает свободу выбора. Это касается льготного обеспечения лекарствами, средствами технической реабилитации, проезда к месту лечения и обратно, выбора лечебно-профилактического учреждения для реабилитации и т.д.

Для полноценного функционирования системы социальной адаптации детей-инвалидов, необходимы слаженные усилия государства и общества. Зачастую государство не может или не хочет замечать проблемы лиц с ограниченными возможностями здоровья, для этого нужна целенаправленная работа, не только в области льгот и материального обеспечения, но и в сфере внедрения лиц с ограниченными возможностями здоровья в полноценную жизнь общества.


Список литературы

  1. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ // Рос. газ. 1995. 02 дек.
  2. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ // Рос. газ. 2009. 05 мая.
  3. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru. 2013. 08 мая.
  4. Аракчеев В.С., Агашев Д.В., Гречук Л.А. Право социального обеспечения России: Учеб. пособие. Томск, 2010. Ч. 1. 435 с.
  5. Аракчеев В.С. Пенсионное право России. СПб., 2010. 445 с.
  6. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М.: Зерцало, 2010. 714 с.
  7. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М.: БЕК, 2010.573 с.
  8. Официальный портал центра социальной поддержки Российской Федерации. URL: http://www.socialnaya-podderzhka.ru/
  9. Официальный сайт «Левада-Центр». URL: http://www.levada.ru/
  10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/