ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КОЛЛЕДЖА НА БАЗЕ КАЗАНСКОГО ИННОВАЦИОННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. Г. ТИМИРЯСОВА)

№10,

Педагогические науки

Волкоморова Валерия Владиславовна
Устюжина Ольга Николаевна (Кандидат экономических наук)


Ключевые слова: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ; ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ; КОМПЕТЕНТНОСТЬ; ЗНАНИЯ; УМЕНИЯ; НАВЫКИ; УЧЕБНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ; СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; PRACTICE-ORIENTED LEARNING SYSTEM; THE TRADITIONAL SYSTEM OF EDUCATION; COMPETENCE; KNOWLEDGE; SKILLS; TRAINING ORGANISATIONS; VOCATIONAL EDUCATION.


Аннотация: В современном мире, где переход от индустриального к информационному обществу идет неравномерно, система среднего профессионального образования играет ключевую роль в формировании компетентных специалистов. Необходимость в практико-ориентированной системе обучения становится больше с каждым годом. На примере колледжа на базе Казанского Инновационного Университета имени В.Г. Тимирясова рассматривается уровень развития практико-ориентированного обучения, анализируется степень его развития. Разработаны новые формы практико-ориентированного образования.

В современных условиях развитие экономики невозможно представить без участия научных исследований, нововведений в образовательной деятельности и предприимчивых, высококвалифицированных специалистов среднего профессионального образования.

Человечество стремительными и уверенными шагами идет вперед и вместе с ним развиваются все сферы общественной жизни: политическая, социальная, духовная, экономическая. На данном этапе развития России нужны компетентные выпускники, способные быстро и безошибочно ориентироваться в сфере бизнеса и услуг, а также выступать на международном уровне и дипломатично решать появляющиеся время от времени вопросы. В данном обществе решающим действием является переход от фундаментальных знаний к инновациям. Подготовка будущих специалистов должна проходить на высоком уровне, чтобы по завершению учебы в образовательных организациях выпускники могли удовлетворить потребность общества и государства [4]. Следовательно, перед организациями среднего профессионального образования выявлена цель: сформировать у будущих специалистов профессиональные, интеллектуальные и личностные компетенции, необходимые в дальнейшем для работы в профессиональной среде. Также данная цель отображена в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273 – ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» в статье 68 глава 8 и в Федеральном государственном образовательном стандарте СПО 3+ (ФГОС СПО нового поколения). Исходя из этого, основным элементов в образовании на данный момент является практико-ориентированная система обучения.

Следует сказать, что данная система обучения была развита еще до обрушения в 90-х годах ХХ века плановой экономики. Ведь именно тогда создавались предприятия, нуждающиеся в высококвалифицированных кадрах, и при этих предприятиях создавались на тот момент еще образовательные учреждения. Но после того, как плановая экономика потерпела крах, приватизированные предприятия не ставили перед собой задачу в подготовке рабочих и инженерных кадров. Целью ВУЗов на тот момент был набор как можно большего количества студентов, дабы обеспечить престиж и востребованность абитуриентов [2].

Формирование практико-ориентированного обучения на данный момент являются существенными. Много российских и зарубежных ученых посвятили себя изучению данной области. Например, Г. В. Серкутьев и П. С. Хейфец писали о том, что «современное профессиональное образование должно дать выпускнику не только и не столько сумму знаний, сколько набор компетенций, обеспечивающих готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях». Также данной проблемой занимались Е. Я. Бутко [2], А. М. Новиков [3], Б. С. Гершунский [1]. Проанализировав труды этих ученых, можно сказать, что практико-ориентированное обучение представляет собой процесс освоения практических знаний, умений и навыков, применяемые в будущей профессиональной среде, а также развитие и формирование профессиональных компетенций обучающихся [5; 6; 7; 8; 9]. Цель такого обучения представляется в том, чтобы преподаватель не только преподносил готовый материал, но и помогал студентам находить и преобразовывать данную информацию в полезную, в первую очередь для самих студентов, а также применять полученные знания на практике. Только после того, как ученик научится успешно применять знания на практике, можно говорить о том, что практико-ориентированная система обучения дала свои результаты.

В современных условиях образования в России пока что преобладает традиционное образование. В то время как рынок труда диктует свои предпочтения в специалистах. Исходя из этого, следует делать упор на обучение, построенное нетрадиционным образом. [9; 10] Практико-ориентированная система обучения способствует развитию таких качеств у студентов, как самостоятельность, предприимчивость, находчивость, способность разностороннего мышления, поиски различных путей решения проблем, творческий потенциал, активность и неординарность, а также более ответственный подход к выбору своей будущей профессии.

Для исследования уровня практико-ориентированной системы обучения в Казанском Инновационном Университете имени Тимирясова, нами был проведен опрос для студентов экономического факультета, состоящий из трех вопросов: 1. Как Вы считаете, важно ли для будущих специалистов практико-ориентированное образование? 2. Какие методы обучения для Вас являются наиболее эффективными? 3. Сколько практики необходимо Вам, для более глубокого усвоения практического материала? Опрос проводился среди студентов колледжа на базе университета, всего в опросе приняло 100 человек, возраст составляет от 17 до 20 лет.

Результатами исследования стали следующие данные: из 100% (100 человек) опрошенных студентов на первый вопрос 92% ответили «да, важно». Остальные 8% ответили «нет, не столь важно». На второй вопрос студентам было предложено написать свой вариант ответа. Ответы были таковы: наиболее эффективные методы – наглядные пособия, встречи с работодателями и интересными людьми, выезды на Особую Экономическую Зону «Алабуга», выезды на различные предприятия, тематические игры и ситуации. На третий вопрос были получены следующие ответы: 50% ответили 4-6 недель практики, 29% ответили 6-8 недель, 21% ответили 2-3 недели. Также студенты могли выразить свою точку зрения на ту систему обучения, которая применяется в их колледже. Студенты указали, что не все преподаватели ориентируются на нетрадиционную систему обучения. В большинстве случаев предпочтения отдаются теоретическим лекциям и семинарам. Основными причинами такого традиционного обучения, возможно, являются: консервативный характер мышления преподавателей, невозможность использования новых гаджетов или так называемых «тренажеров», незнание информационных технологий, небольшое количество часов, выделяемых для практических занятий. Также студенты особое внимание указали на то, что прохождение практик доставляет много неудобств, в связи с тем, что не все работодатели принимают будущих специалистов на практику.

Принимая во внимания все вышеуказанные мнения студентов, а также результаты опросов, можно сделать выводы о том, что необходимо разработать такие методы и формы обучения, которые отвечают современным требованиям, предъявляемые рынком труда Российской Федерации.

Таким образом, мы разработали следующие практико-ориентированные формы обучения для студентов среднего профессионального образования: 1. «Встреча месяца» — встречи студентов с приглашенными гостями, которые проводятся в форме беседы раз в месяц. Данная форма практико-ориентированного обучения позволяет студентам узнавать больше о различных фирмах и людях от первого лица. Студенты задают вопросы и сразу же получают ответы. Это позволяет развивать коммуникативные способности обучающихся и возможность договориться по поводу прохождения практики. Также такие встречи помогают студентам определиться, в каком направлении они хотели бы двигаться дальше. У них формируется мотивация, желание учиться, повышается успеваемость и начинают образовываться умения и навыки, необходимые в профессиональной среде. 2. «Своими глазами» — выезды на предприятия, где студенты смогут своими глазами увидеть, как происходит рабочий процесс, какие условия созданы для сотрудников, кто и чем занимается, какие должности существуют в той или иной компании. Побывав в такой атмосфере, студенты визуально начинают представлять себя на месте сотрудников. Вследствие этого, у них начинают формироваться желания или же наоборот они приходят к выводу, что они не хотели бы работать в данной фирме. Данную форму рекомендуется проводить раз в 3 месяца. 3. «Все начинается с тебя» — занятие в форме деловых игр, которые позволяют закреплять лекционный материал. К примеру, группа студентов – это целая фирма со своим уставом, названием и организационной структурой. Каждый студент занимает свое место в этой фирме. Предположим, данная фирма занимается поставками угля. Студентам предстоит рассчитать объем поставки, налоговые ставки, прибыль, оклад сотрудников и многое другое. Данные занятия занимают много времени, поэтому следует распределять минимум на два занятия. Так образом, студенты могут полностью почувствовать рабочий процесс. Также за проведенные занятия каждый получает баллы за свою работу.

Необходимо учитывать, что только при комбинированном использовании различных форм и методов и средств образования, практико-ориентированная система обучения в полной мере даст эффективный результат.


Список литературы

  1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). – М.: Совершенство, 1998. – С. 608-615.
  2. Бутко Е.Я. Современные вызовы и профессиональное образование – 2010. – С. 195-210.
  3. Новиков А.М. Я – педагог – М.: Эгвес, 2011. – С. 136-150.
  4. Батышева С.Я., Новиков А.М. Профессиональная педагогика 3-е издания, перераб. – 2010. – С. 43, 173, 217-225.
  5. Ибатова, А. З. Эффективные пути формирования готовности студентов к профессионально-ориентированному общению / А.З. Ибатова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2008. – № 3.
  6. Ибатова, А.З. Сущность и особенности профессионально-ориентированного общения на иностранном языке / А. З. Ибатова, Н.В. Ипполитова // Перспективы науки. – 2015. — №5(68). — С. 19-22.
  7. Буньковский Д.В. Методический подход к проведению семинарских занятий по экономическим дисциплинам / Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии. Материалы двадцать первой всероссийской научно-методической конференции. — 2016. — С. 342-346.
  8. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Шаталов М.А. Система непрерывного образования как драйвер совершенствования профессиональных компетенций // Профессиональное образование и рынок труда. — 2016. — № 3. — С. 26-28.
  9. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Проведение онлайн-лекций (вебинаров) в рамках стратегии инновационного развития образования // Электронное обучение в непрерывном образовании. — 2016. — № 1 (3). — С. 1189-1193.
  10. Гапсаламов А.Р. Уроки прошлого в решении современных проблем российской науки , А.Р. Гапсаламов // Фундаментальные исследования. 2014. № 12–5. С. 1008-1011; URL:www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10005535 (дата обращения: 14.01.2015).
  11. Гапсаламов, А.Р. Возможность активизации научно-исследовательской деятельности студентов вуза на основе использования аудиовизуальных средств обучения: из опыта Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального университета / А.Р. Гапсаламов, Р.Р. Габитова, И.И. Идиятуллина // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Том 5. № 7 (январь — февраль). (Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/16PDMN117.pdf)