ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

№10,

Педагогические науки

Бочкарева Татьяна Николаевна (Кандидат педагогических наук)
Гадршина Лилия Ильдаровна
Гиниятуллина Сюмбель Миннулловна


Ключевые слова: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ; УЧИТЕЛЬ; УЧЕНИК; ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС; ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ; ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ; PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES; TEACHER; STUDENT; PEDAGOGICAL PROCESS; PROBLEMS OF USING PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES; WAYS OF SOLVING PROBLEMS.


Аннотация: В данной статье рассматривается понятие «современные педагогические технологии». Уделяется пристальное внимание проблемам, возникающим при использовании современных педагогических технологий, определены положения, которыми важно руководствоваться при создании технологий, а также предлагаются возможные пути решения этих проблем.

Молодое поколение вступает в мир, в котором ежедневно наблюдаются значительные изменения в политической, научно-технической, экономической, культурной и социальной сферах [2]. При таких быстро меняющихся событиях в жизни общества педагог и учащийся должны стать равноправными участниками процесса обучения, а именно, личность обучающегося должна быть в центре педагогического процесса, при этом учение должно поэтапно перерасти в самообучение [1, 6]. Достижение предварительно указанных результатов – требование стандартизации образования [7]. Таких результатов можно добиться с помощью применения современных педагогических технологий. Использование и применение этих технологий содействует развитию мотивации познавательной деятельности учащихся и привлекает их к активному участию на уроках [4]. Богатый и многообразный опыт педагогов способствует свободе в выборе педагогических средств в профессиональной деятельности, а также обдуманному и творческому решению педагогических проблем.

На тему эффективности использования педагогических технологий в процессе обучения посвятили свои научные труды многие отечественные ученые, такие как А.С. Макаренко, П.Я. Гальперин, И.П. Волков, Ю.К. Бабанский, В.Н. Монахов, А.Г. Ривин, Л.Н. Ланды, П.М. Эрдниев, И.П. Раченко, Л.Я. Зорина, В.П. Беспалько, М.В. Кларин, И.Я Лернер, М.В. Сластенин и другие [3].

Педагогическая технология – это системная, обдуманная деятельность учителя и ученика по проведению и организации учебного процесса с благоприятными условиями как для учителя, так и для ученика [5].

Педагогические технологии эффективны при их правильном, обдуманном применении, но в настоящее время педагоги сталкиваются с проблемами при их использовании. Остановимся на некоторых из них и обозначим возможные пути решения данных проблем.

1. Искажение смысла понятия «технология». Сейчас очень много книг, пособий, дающих разные определения и характеристики данному понятию. И тут мы сталкиваемся с проблемой: предлагаемые материалы не имеют ничего общего с технологиями. Авторы исследуют полезные для ознакомления и использования различные педагогические методики, формы, мероприятия, но не предлагают педагогу определенную технологию, которую можно было бы применить. Именно из-за этого все, что делает педагог, он называет технологией.

2. Неполная разработанность «технологий». Полностью данная проблема в науке не разработана, хотя в научно-методической литературе она рассматривается, выдвигаются теоретические идеи, также имеются полезные практические материалы. Любой заинтересованный педагог может выбрать себе привлекательную и необходимую технологию для детей в различных учебниках. Однако использование им обнаруженной технологии не всегда дает гарантированный результат, что ведет к разочарованию и к выявлению очередной проблемы.

3. Проблема непонимания сути используемой технологии. Для обеспечения гарантированного результата при использовании технологий, необходимо знать теоретическое обоснование технологии, понимать ее концептуальные идеи, условия применения, осваивать алгоритм действий ребенка и взрослого. На практике наблюдается такая ситуация: увидел учитель коллегу с увлекательной технологией, решил применить ее в своей профессиональной деятельности. Но ничего из этого не выйдет, так как он не знает условий ее применения, правил организации взаимодействия с детьми, способов отбора необходимых техник и методических приемов в зависимости от ситуации и т.д.

Вышеперечисленные проблемы можно решить с помощью введения обучения педагогического коллектива приемам эффективной работы с новыми педагогическими технологиями через систему курсов повышения квалификации.

4. Последующая проблема – проблема дополнительных затрат времени и усилий как при подготовке к урокам, так и при организации учебно-воспитательного процесса. Существуют определенные требования к учителю при применении педагогических технологий: серьезная педагогическая и психологическая подготовка, разработка дидактических материалов, значительное изменение профессионального мышления, проверка промежуточных результатов и т. д.

Данную проблему можно решить путем использования всевозможных компьютерных тренажеров на уроках, позволяющих в значительной степени сэкономить время и ресурсы, затрачиваемые на отработку тех или иных действий.

5. Проблема творчества. Если учитель придерживается какой-либо технологии, то ему труднее гибко среагировать на меняющиеся ситуации в классе, принимать во внимание индивидуальные особенности каждого ученика. А ученик, в свою очередь, напротив не всегда может высказать свой, нестандартный способ решения задачи, достижение намеченной цели.
Поэтому при выборе какой-либо технологии необходимо не ошибиться, сделать разумный выбор, несмотря на огромное многообразие современных технологий. Прежде всего, следует ориентироваться на интересы, возможности и способности ученика, а здесь без творчества и гибкости мышления педагога не обойтись. Кроме того, если учитель не принимает к сведению определенные условия, а только механически, не обдумывая, начинает использовать эту технологию сам, то он может допустить серьезные профессиональные ошибки. Чтобы не допустить таких ошибок, нужно сначала хорошо изучить «выбираемую» технологию, применять ее постепенно, шаг за шагом, приближаясь к поставленной цели, придерживаясь определенных принципов.

6. Отсутствие возможности развития мышления, практического применения полученных знаний вследствие недопонимания. Современные технологии лишают некоторых возможностей обучения учеников, так как они продумывают, считают и применяют все необходимые мыслительные процессы. Чтобы не допустить этого, педагог должен привлечь к участию в активной умственной работе всех учащихся, при этом побуждая у них интерес к этой деятельности, т.е. организовать атмосферу интенсивного обмена мыслями на уроке, творческого применения имеющихся знаний к конкретным условиям и задачам. Рекомендуется незначительно сократить время, отводимое объяснению нового материала; во время объяснения внимательно контролировать усваивание учебного материала, задавая вопросы по изученной теме. Не стоит переходить к изучению нового материала, если сомневаешься, что предыдущий освоили не все ученики.

Пристальное внимание стоит уделять «слабым» ученикам: тщательно отрабатывать весь учебный материал, подбирать задания исходя из их умений и возможностей, уделять время на закрепление и повторение изученного.

Можно также предложить разработать и внедрить в учебный процесс разноуровневые электронные тесты, электронные учебники, обеспечивающие индивидуальный подход в обучении.

7. Проблема управления использованием педагогических технологий. Любой детский коллектив своеобразный. Некоторые учащиеся могут работать с той или иной технологией, другие – нет. В этой ситуации, прежде всего, необходимо изучить подготовленность детей, улучшить образовательный процесс, используя соответствующие для данной группы детей технологии, координировать применение технологий в образовательном учреждении и в конкретном детском коллективе. Любая технология должна гармонично включиться в образовательный процесс школы, педагогического коллектива и не наносить вреда учащимся.

8. Осуществление работы на уроке с использованием мультимедийных устройств, электронных учебников помогает сделать обычный урок разнообразнее за счет одновременного использования иллюстративного, методического, а также аудио-видеоматериала, но все же отрицательно сказывается на физическом здоровье ученика, так как большое напряжение в течение продолжительного времени идет на зрительный аппарат. Это приводит к резкому снижению зрения. Ничто не может быть важнее человеческого здоровья.

Поэтому на уроках одновременно с использованием ИКТ технологий необходимо использовать и здоровьесберегающие технологии, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья учащихся, предупреждению переутомления учащихся на уроках, улучшению психологического климата в классе, повышению концентрации внимания, уменьшению показателей заболеваемости и уровня тревожности детей.

Подводя итог, можно сказать, что проблема технологий в педагогической науке и практике на сегодняшний день актуальна, противоречива и сложна. Ценность современного образования – это взаимодействие учителя с учеником и их обоюдное взаимоуважение. С применением, использованием современных технологий мы лишаем возможности субъектов педагогического процесса взаимодействовать, теряем часть педагогического компонента – воспитание, оставляя только обучение. Все это отрицательно сказывается на отношениях учителя – ученика, в педагогическом процессе кроме педагогических технологий важно использовать в совокупности и современные воспитательные технологии.


Список литературы

  1. Akhmetshin E.M., Makulov S.I., Talysheva I.A., Fedorova S.Y., Gubarkov S. Overcoming of intercultural barriers in the educational environment // Man in India. – 2017. – Т. 97. № 15. – С. 281-288
  2. Osadchy E.A., Akhmetshin E.M. Integration of industrial and educational sphere in modernization of economic relations // Journal of Applied Economic Sciences. – 2015. – Т. 10. № 5
  3. Байбородова, Л. В. Общая характеристика технологий педагогической деятельности [Текст] / Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, А. П. Чернявская // Управление современной школой. Завуч. – 2013. – № 5. – С. 60–78
  4. Бочкарева, Т. Н. Познавательная активность студентов вузов как психолого-педагогическая проблема // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) / Т.Н. Бочкарева. – 2017. – Т. 8. № 1. – С. 18-31
  5. Бузецкая, Т.В. Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79-genera-didactic-techniques/4899-2014-03-23-16-33-40.html
  6. Васильев В.Л., Ахметшин Э.М., Устюжина О.Н. Компетенции педагога современного университета: вызовы инновационной экономики // Педагогическое образование в изменяющемся мире. Сборник научных трудов III Международного форума по педагогическому образованию. – 2017. – С. 106-115
  7. Чурилов, А. А. Современные технологии обучения в образовательных учреждениях / Чурилов А.А. – Молодой ученый. – 2012. – №11. – С. 497– 500